Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природе

Уроки литературного чтения в 1 классе. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников

Урок №1

Цели: познакомить с лирическими стихотворениями А. Плещеева «Весна», С. Есенина «Черемуха», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...»; обучать плавному выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость, печаль; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.

Оборудование: портреты и книги С. Есенина, А. Плещеева, С. Дрожжина, текст речевой разминки, аудиозапись «Времена года. Весна» П.И. Чайковского.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Послушаем ваши рассказы о своей малой родине.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

 

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

В. Степанов

— Прочитайте стихотворение, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп.

— Прочитайте, начиная быстро, постепенно замедляя темп.

— Прочитайте сердито, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Как вы поняли смысл стихотворения: что мы Родиной зовем?

— Прочитайте слова профессора Самоварова в учебнике на с. 70.

— Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке? (Ответы детей.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми произведениями поэтов и художников, которые рассказывают о любви к родной земле.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 70, какое произведение, какого автора будем сейчас читать.

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством А.Н. Плещеева.)

Материал для учителя

Алексей Николаевич Плещеев (1825—1893) — русский поэт, писатель. Родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в Костроме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на восточное отделение историко-филологического факультета.

В студенческие годы определилась сфера интересов Плещеева: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии. Он писал стихи, а во второй половине 1840-х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Занимался он и переводами. Так, он перевел на русский язык стихи украинского поэта Т.Г. Шевченко.

Современники вспоминали Алексея Николаевича как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, особенно начинающему. Однако жизнь самого Плещеева была нелегкой: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.

Своим современникам, писавшим для детей, он говорил так: «Помните, что маленькие читатели — будущие строители жизни русской. Научите их любить добро, родину, помнить свой долг перед народом».

В литературном мире он пользовался общим уважением. Последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и много путешествовал.

— Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Весна» самостоятельно.

— Какие картины весны наблюдает поэт? С каким настроением говорит о них?

— Объясните значение слова «лазурь». (Лазурь — цвет неба в ясный день, один из оттенков голубого цвета.)

— Приготовьтесь читать выразительно. Вы должны передать своим слушателям радость от прихода весны.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

— Рассмотрите в учебнике на с. 71 репродукцию картины И. Грабаря «Мартовский снег».

Материал для учителя

Игорь Эммануилович Грабарь (1871 — 1960) — русский советский художник, искусствовед, музейный деятель. Почетное звание заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 г., и первым из художников его получил Н.Э. Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель — таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: «Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда».

И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А Н.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 г. продемонстрировал и произведения конца XIX в., и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра — пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.

Свои силы как пейзажист И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х гг., когда им была написана картина «Крыша со снегом». Это полотно открыло одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря — тему русской зимы и русских снегов.

Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие XX в., да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к «объективной правде в живописи»; ставил перед собой как учебную задачу «передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью».

Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903—1908 гг. Особенно успешным для художника оказался 1904 г., когда им были написаны картины «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и «Февральская лазурь». Именно эти пейзажи прежде всего и привлекали внимание зрителей на выставке Союза русских художников в 1904 г. Полотна И. Грабаря критика называла «едва ли не лучшими на выставке», ибо редко у кого встречается такая, «как у него, передача натуры». А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

— Расскажите, что вы видите на картине. Почему она так называется?

Художник был заворожен красотой русской зимы, восхищен «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева березы. Его восхищение Россией после долгой разлуки (несколько лет он был за границей) выразилось в картинах «Белая зима», «Февральская лазурь», «Мартовский снег» и многих других.

VI. Физкультминутка

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте в учебнике на с. 72, кто написал стихотворение «Черемуха». (С. Есенин.)

— Мы прочитаем только отрывок из этого стихотворения. Прочитайте его самостоятельно.

— С чем сравнивает поэт ветви черемухи?

— Выполним задание 2 в учебнике на с. 72.

(Ученики читают задание и выполняют его.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Кто автор следующего стихотворения, которое мы сегодня прочитаем? (С. Дрожжин.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.Д. Дрожжина.)

Материал для учителя

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) — русский поэт. Родился в семье крепостных крестьян. Азы образования получил от деда, Степана Степановича Дрожжина, который обучил внука чтению азбуки и часослова. В 1858 г. мать отдала юного Спиридона в школу к деревенскому дьячку, где будущий поэт в течение двух зим обучался письму и счету. Те дни Дрожжин с благодарностью воскресит в стихотворении «В школе у дьячка» (1905). На этом образование Спиридона было закончено — в 12 лет он был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в Петербург, «в люди». Работая половым в трактире «Кавказ», Дрожжин пристрастился к чтению газет и «лубочных» книг и вскоре стал постоянным читателем Публичной библиотеки.

Мечта об учении оказалась неосуществимой, так как в поисках заработков С. Дрожжин начал скитаться по России (от Москвы до Ташкента), он работал лакеем, приказчиком, продавцом в лавках и т. п.

С 16 лет стал пробовать сочинять стихи. Первую попытку опубликовать свои произведения Дрожжин сделал в 1870 г., послав пять лучших, на его взгляд, стихотворений в «Иллюстрированную газету», но они были отвергнуты. Литературный дебют Спиридона Дмитриевича состоялся в 1873 г., когда в журнале «Грамотей» было напечатано его стихотворение «Песня про горе добра молодца».

Постепенно поэт знакомился с писателями, близкими крестьянской среде, и они, заинтересовавшись необычной судьбой С. Дрожжина, стали покровительствовать ему, помогая печататься в столичных журналах (в начале 1900-х гг. он вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа): «Слово», «Дело», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе и детских: «Детские годы», «Детское чтение», «Жаворонок», «Юная Россия» и др.

В 1892 г. в книжном магазине А.С. Суворина, где он работал в это время, Дрожжин познакомился с Л. Толстым и вызвал у него интерес.

Личность Спиридона Дрожжина привлекла внимание выдающегося австрийского поэта P.M. Рильке, он гостил у поэта в 1900 г. и перевел на немецкий язык несколько его стихотворений. Написанные в духе кольцовско-никитинской традиции произведения С. Дрожжина пользовались большой популярностью у определенно настроенного круга общества. Их включали в школьные хрестоматии, издавали для детского чтения.

28 сентября 1928 г. Дрожжин встретился в Москве с М. Горьким, который вписал в записную книжку поэта: «На память старому поэту — с удивлением перед его неиссякаемым творчеством — С.Д. Дрожжину. М. Горький».

В последние годы жизни Дрожжин работает над сборниками «Песни» (1928) «Пути-дороги» (1929), «Песни крестьянина» (1929, последняя прижизненная книга поэта), готовит к печати полное собрание сочинений в 4 томах, доводит до 1930 г. свои «Записки о жизни и поэзии».

Умер 82-летний поэт в родной Низовке. В 1938 г. его прах, а также дом, где он прожил большую часть жизни, были перенесены в поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области. Здесь был открыт мемориальный музей поэта.

— Прочитайте стихотворение С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...».

— О чем это стихотворение?

— Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждет весну?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Самостоятельно перечитайте все три стихотворения, которые мы изучали сегодня на уроке, и сравните их.

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

— Что вас огорчило?

— Что порадовато?

IX. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел?

— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какое из них вам понравилось больше других?

— С репродукцией какой картины познакомились? Кто ее написал?

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение (или подготовить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему.

Урок №2. Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников (продолжение)

Цели: познакомить со стихотворениями И. Сурикова «Лето», Н. Грекова «Летом»; с репродукциями картин И. Шишкина, И. Левитана, И. Репина; обучать плавному, выразительному чтению целыми словами; учить сравнивать стихотворения разных поэтов, посвященные одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; рассказывать о художниках и их картинах, видеть красоту, передаваемую художниками.

Оборудование: выставка иллюстраций, выполненных детьми к выученному стихотворению, выставка портретов поэтов и художников (по возможности) по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение наизусть стихотворений С. Есенина «Черемуха», А. Плещеева «Весна», С. Дрожжина «Пройдет зима холодная...», выставка иллюстраций.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы.

• Лето работает на зиму, а зима — на лето.

• Летом без дела сидеть — зимой хлеба не иметь.

• Летом всякий кустик ночевать пустит.

• Худое лето, коли сена нету.

• Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

• Дважды лета в году не бывает.

(Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.)

— Объясните смысл пословиц. Как вы их понимаете?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Послушайте стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю. Угадайте его название. («Летом».)

Мелькают крылья ласточки

На солнце серебром;

Луга цветами убраны,

Леса шумят кругом.

 

Как солнцу рады ласточки,

Как высоко взвились!

Звенит их криком радостным

Вся голубая высь.

 

Поля кругом раскинулись, —

Конца им не видать.

Рожь поднялась, волнуется, —

Простор и благодать!

И. Белоусов

— Как вы догадались, что речь идет о лете?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведениями других поэтов и художников.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 73. Прочитайте, кто автор стихотворения «Лето». (И. Суриков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством И.З. Сурикова.)

Материал для учителя

Иван Захарович Суриков (1841 — 1880) — русский поэт. Родился в глухой деревушке Ярославской губернии в семье крестьянина. Отец был крепостным графа Шереметева, жил в Москве на оброке (помещик отпустил его отца на заработки в Москву, откуда тот должен был присылать барину деньги). Восьми лет мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. В конце 1850-х гг. под впечатлением от прочитанных стихотворений Пушкина Суриков начал складывать свои стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение; над юношей смеялись. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжелой; однажды он едва не утопился. В 1862 г. Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым, который оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. А в 1871 г. Суриков издает первый сборник стихотворений. Его печатали уже не только малоизвестные журналы, но и такие, как «Вестник Европы», «Дело».

Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема — тяжелое положение народа. Суриков — настоящий лирик, о чем свидетельствуют следующие строки:

Мне доставались нелегко

Моей души больные звуки,

Страдал я сердцем глубоко,

Когда слагалась песня муки.

Я в песне жил не головой,

А жил скорбящею душою, —

И оттого мой стон больной

Звучит тяжелою тоскою.

Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябинка», «В степи», «Степь да степь кругом»). На слова Сурикова писали музыку П. Чайковский и Ц. Кюн. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер Иван Захарович от чахотки в возрасте 39 лет.

— Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Лето».

— Докажите строчками стихотворения, что оно посвящено именно этому времени года.

— Приготовьтесь читать выразительно своим одноклассникам. Передайте настроение поэта.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Уголок застывшего сада».

Материал для учителя

Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер-аквафортист. Родился в Елабуге (Вятской губ.) в купеческой семье. В 1832 г., двенадцати лет от роду, был определен в ученики Первой казанской гимназии, но. дойдя в ней до 5-го класса, оставил ее и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Окончив курс этого заведения, он с 1857 г. продолжал свое образование Академии художеств, где числился учеником профессора С.М. Воробьева.

Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях и на острове Валааме. Уже в первый год пребывания в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях.

В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. — малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей и, наконец, в 1860 г. — большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших анималистов, писал животных с натуры. Из Цюриха Шишкин поехал на экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях города Дюссельдорфа» - картину, которая помогла художнику получить звание академика.

— Расскажите, что вы видите на картине. Что хотел показать нам художник?

(Беседа по картине.)

VI. Физкультминутка

Солнце глянуло в кроватку...

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки развести пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться — три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать ее выразительно.

(У детей на партах карточки с текстом загадки.)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня.

Я —... (лето).

— Прочитайте хором выразительно, вместе с отгадкой.

— Прочитайте в учебнике на с. 74 фамилию поэта. (Я. Греков.)

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Н.П. Грекова.)

Материал для учителя

Николай Порфирьевич Греков (1810-1866) — русский поэт-переводчик. Переводил с английского, французского, немецкого и испанского языков. Из переводов его особо примечательны две драмы Кальдерона: «Ересь в Англии» и «Жизнь есть сон»; первая часть «Фауста» Гете (М., 1843; СПб., 1859); «Ромео и Джульетта» Шекспира (СПб., 1862); драма Жирардена «Пытка женщины»; поэма Альфреда де Мюссе «Ролла» (М., 1864); стихотворения Гейне (М., 1863) и пр. Переводы Грекова отличаются хорошим стихом и довольно близки к подлинникам. Он и сам не был лишен поэтического таланта; стихотворения его, появлявшиеся в журналах в 1830—1850 гг. — большей частью впечатления, навеянные картинами природы. Отдельно изданы: «Стихотворения» (М., 1866) и «Рассказы и очерки» (М., 1865).

— Прочитаем стихотворение Н. Грекова «Летом».

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Какое настроение у вас создало чтение стихотворения?

— Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о лете.

— Прочитайте его выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Рассмотрите репродукции картин, помещенные в учебнике на развороте с. 74-75. Кто их автор?

— Какие работы знаменитых художников вы знаете?

Материал для учителя

Исаак Ильич Левитан (1860—1900) — живописец-пейзажист. Родился на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье.

Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье были еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языков, которые давал отец. Тем не менее родители с пониманием отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Годы обучения в училище были для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. Впоследствии, через много лет, уже будучи признанным и любимым, художник писал: «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований пока выбился на дорогу». В 1875 г. в семье Левитанов умерла мать, вслед за ней два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но все-таки уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал свое слово в искусстве пейзажа. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявились уже вскоре после поступления в училище.

По воспоминаниям современников, Алексей Кондратьевич Саврасов, в тот момент уже знаменитый художник и руководитель пейзажной мастерской, буквально выпросил его у своего друга Василия Перова, у которого Исаак учился в натурном классе. Заметив незаурядные способности, искренность и поэтичность натуры бедного ученика, преподаватели стремились облегчить его положение. Левитану чаще других учеников выдавали, пусть и скудные, денежные пособия, кисти, краски, а на четвертом году обучения рекомендовали для получения стипендии генерал-губернатора князя Долгорукова. Но, несмотря на эти благородные усилия, средств для нормального существования все равно не хватало.

Особая, до слез, любовь к природе и нервная чувствительность к ее состояниям были присущи будущему пейзажисту изначально. Родственники вспоминали, как он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса».

Илья Ефимович Репин (1844— 1930) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его до иллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями, артистичной манерой письма, а в социальном плане — умением обозначить самые злободневные проблемы русской жизни.

Родился будущий художник в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военного поселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию и получив с помощью местных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью и карандашом, 19-летний юноша едет в Петербург с надеждой поступить в Академию художеств.

Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость, представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой чередой редких

удач и просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд — провинциального иконописца — в Петербург, счастьем — сознание того, что он находится в одном городе с академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Все остальное — бедность, скудное питание: ломти черного хлеба со стаканом черного чая — оставалось где-то на периферии сознания, не мешая и не заслоняя главной светлой картины.

В Рисовальной школе на Бирже его покорило уверенное совершенство рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, но безуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже. Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там, страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал: «Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!»

Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственным тружеником». Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.

VIII. Рефлексия

— Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

— Можете ли вы сказать, что сегодня у вас наконец-то получилось то, что раньше не получалось?

IX. Подведение итогов урока

— Какие месяцы вы знаете?

— Назовите зимние месяцы; летние месяцы; осенние месяцы.

— Какие месяцы я пропустила? (Весенние.)

— Назовите весенние месяцы.

— Стихотворения каких поэтов мы сегодня читали?

— Какое из них вам больше всего понравилось?

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Выучить понравившееся стихотворение наизусть (или подготовить выразительное чтение) и выполнить иллюстрацию к нему.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Русские народные сказки для 1 класса

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Николай Сладков. Отчего у лисы длинный хвост?

Пантелеев «Две лягушки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!