Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. УМК Л. Ф. Климановой

Цели: обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь; поддерживать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов; понимать особенности юмористического произведения; анализировать заголовок произведения; сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя антонимы; восстанавливать последовательность событий по вопросам.

Оборудование: карточки с отрывками из прочитанных произведений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей урока

Сегодня мы вспомним все произведения, которые читали в этом разделе. В этом нам помогут интересные игры.

— Давайте вспомним, чему мы учились на последних уроках. (Примерный ответ. Анализировать заголовок произведения, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки, восстанавливать последовательность событий по вопросам.)

III. Работа по теме урока

1. Игра «Узнайте рассказ»

Учитель готовит для детей карточки с отрывками из прочитанных рассказов этого раздела. Ученики по очереди выходят к доске, выразительно читают отрывок и называют рассказ.

Карточка 1

Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая он забрался в один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах улегся спать. («Чебурашка».)

Карточка 2

Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. (Из книги «Зарядка для хвоста».)

Карточка 3

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в чашку кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти все можно съесть. Взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверное, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. («Тайное становится явным».)

2. Игра «Доскажите слово»

На карточках не дописаны некоторые строчки. Ученик читает отрывок из стихотворения и должен правильно отгадать, какое слово пропущено; если у него не получается, тогда пробует другой ученик. Начинает игру учитель. Он читает стихотворение И. Токмаковой «Плим», не дочитывая в двустишии последнее слово.

1. Ложка — это ложка,

Ложкой суп... (едят).

 

2. Кошка — это кошка,

У кошки семь... (котят).

 

3. Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру... (стол).

 

4. Шапка — это шапка,

Оделся и... (пошел).

 

5. А я придумал слово.

Смешное слово... (плим).

Карточка 1

Над бумажным над листом

Машет кисточка хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая... (красота).

Карточка 2

Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю — навстречу мой знакомый

Бежит по снегу... (босиком).

Карточка 3

Возьмем с собой сушеных груш

И двинемся в лесную глушь

Одни — в далекий... (путь).

Я у Старкова за спиной,

Спешит Красильников за мной —

Назад не... (повернуть).

Взлетают палки наши в лад,

И наши лыжи в лад скрипят.

Все дальше, дальше... (дом).

Но мы — мужчины, и к тому ж

У нас запас сушеных груш,

И мы не... (пропадем).

Карточка 4

Над нашей квартирой

Собака живет.

Лает собака

И спать не дает.

Спать не дает... (нам).

А над собакою

Кошка живет.

Мяукает кошка

И спать не дает... (собаке).

Ну а над кошкою

Мышка живет.

Мышка вздыхает

И спать не дает... (кошке).

Карточка 5

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу... (повторю).

Ехал Ваня на коне.

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла кактус на... (окне).

Карточка 6

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не... (терял)!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки... (постирал),

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате... (подмел),

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы... (картошки),

Все свои игрушки сам

Я б расставил... (по местам)

Отчего ж я не девчонка?

Я бы маме так... (помог)!

Мама сразу бы сказала: —

Молодчина ты, ... (сынок)!

IV. Физкультминутка

Раз, два, три — веселей шагайте.

Раз, два, три — ноги поднимайте.

Раз, два, три — потянитесь дружно.

Раз, два, три — улыбаться нужно!

 

Раз, два, три — ручками похлопайте.

Раз, два, три — ножками потопайте.

Раз, два, три — потянитесь дружно.

Раз, два, три — улыбаться нужно!

V. Продолжение работы по теме урока

1. Игра «Найдите ошибку»

— Найдите ошибку в названиях рассказов и стихотворений.

• «Все тайное становится ясным». (Явным.)

• «Товарищам взрослым». (Детям.)

• «Если был бы я мальчишкой». (Девчонкой.)

• «С нашей квартирой». (Над.)

• «В чуждой стране». (Чудной.)

2. Игра «Две группы»

— Разделите на две группы эти слова и запишите их в два столбика, дайте название каждой группе.

Мама, попугай, милиционер, мартышка, слоненок, Денис, дяденька, удав.

(Ответ. Первая группа: рассказ «Тайное становится явным». Вторая группа: отрывок из книги «Зарядка для хвоста».)

3. Игра «Откуда я?»

Учитель показывает предметы или сюжетные картинки из изученных произведений. Дети или рассказывают кратко, о чем этот рассказ, или читают наизусть стихотворение. (Предметы могут быть такими: горшочек меда, шарик — «Винни-Пух»; апельсин — «Чебурашка»; удочка, лодочки из бумаги — «Рыболов»; кисточка, часы, сушеные груши - «Путешественники»; ложка, тряпка, шапка — «Плим»; шишка — «Заколдованная буква»; конверт — «Неумейка».)

4. Игра «Найдите лишнее»

В каждой строчке перечислены герои одного произведения, но кто-то один лишний.

• Медвежонок, кролик, ослик, лиса, тигр, поросенок. (Лиса.)

• Мальчик, дяденька, мама, пожарный, милиционер. (Пожарный.)

• Ботинок, картошка, бутылка, табуретка, стул, гармошка. (Табуретка.)

• Попугай, жираф, слон, мартышка, удав. (Жираф.)

5. Игра «Буква заблудилась»

— Мы заканчиваем изучение раздела «И в шутку и всерьез». Давайте сыграем в игру «Буква заблудилась». Она и веселая, и серьезная. Серьезная — потому что часто в ваших письменных работах бывают ошибки, и вы должны быть внимательны к словам. А в шутку — стихотворение В. Викторова.

Наевшись рыбы до отвала,

На море гайка отдыхала.

Над тихим озером росла

Пышноголовая метла.

Возле дома на дорожке

Воробьи клевали брошки.

Муравей нашел травинку

И взвалил ее на свинку.

Волкам и беркутам на страх

Кабан пасет овец в горах.

6. Веселый рассказ

(Учитель знакомит учащихся с рассказом, который был публикован в журнале «Костер» в апреле 1999 г.)

Первоапрельская шутка

Когда сели ужинать, папа отложил в сторону газету и пристально посмотрел на Витю:

— Что-то ты сегодня подозрительно тихий. Неужели опять схватил по русскому трояк с минусом?

— Нет, не трояк, — с загадочной улыбкой ответил Витя. — Я получил по русскому двойку!..

Папа поперхнулся, а мама чуть не выронила из рук заварной чайник.

— Он еще улыбается! — закричали хором папа и мама.

— А чего? Я не виноват! Она придирается! Я всего-то сделал две ошибки... В одном предложении...

— Во-первых, не она, а учительница! — сказала мама. — А во-вторых, смотря какие ошибки!

— Она попросила написать на доске сегодняшнее число, а я написал «перьвое опреля». Всего две ошибки!

Мама схватилась за сердце.

— Подожди-ка, подожди, — сказал папа, — какое сегодня число? Первое апреля? Теперь понятно, почему ты так хитро улыбаешься! Ты решил нас разыграть? Ты все это выдумал?

— Ага, — кивнул Витя. — Я пошутил. Меня по русскому и не спрашивали! С первым апреля!

— Ну и шуточки! — рассердилась мама. — Я из-за тебя чуть чайник не разбила!

Витя допил чай и вышел из-за стола. «Слава Богу, — подумал он, — что папа ничего не спросил про математику! Ведь двойку я как раз по математике получил!»

К. Леонидов

VI. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VII. Подведение итогов урока

— Как называется раздел, который мы закончили изучать?

— Какое произведение вам особенно запомнилось, понравилось?

— Какие стихотворения вы выучили наизусть?

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любимому произведению.

Автор: Кутявина С. В.

Похожие статьи:

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Житков «Храбрый утенок»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. «Русские писатели»

Урок литературного чтения Толстой «Старый дед и внучек», 2 класс

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Музыкант»

Урок литературного чтения, 2 класс. Веселые стихи

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!