Свидетельство и конкурсы
Свидетельство о публикации бесплатно

Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Урок литературного чтения для 1 класса. Введение в содержание раздела «Люблю всё живое». В. Лунин «Никого не обижай». Е. Благинина «Котенок». Л. Толстой «Пожарные собаки»

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; познакомить с понятиями раздела: «общение», «диалог»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию характеров героев; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; рассказывать о своем отношении к прочитанному; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты Е. Благининой, J1. Толстого, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Все на свете нужны

Все-все, все на свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете! Нужны все подряд —

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется...

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны!

Б. Заходер

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Докажите, что все на свете друг другу нужны. (Ответы детей.)

— Прочитайте медленно жужжащим чтением.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— Прочитайте с утвердительной интонацией.

— Прочитайте с сердитой интонацией.

— Прочитайте с веселой интонацией; с интонацией удивления; с интонацией сожаления.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Подумайте, как можно назвать раздел, в который включили бы это стихотворение? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке мы начнем работать со второй частью учебника, откроем новый раздел, узнаем, как он называется.

IV. Работа по теме урока

— У вас в руках вторая часть учебника. Прочитайте его название. Кто его авторы?

— Ознакомьтесь с условными обозначениями. Что вы заметили? (Они такие же, как и в первой части.)

— Прочитаем обращение авторов в учебнике на с. 3.

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

— Почему авторы уверены, что у вас появилась потребность в чтении? (С книгой можно беседовать, как с мудрым учителем и верным другом.)

— К кому они обращаются? (К нам, ученикам.)

— Что делают писатели, сочиняя произведение? (Делятся своими мыслями, чувствами, переживаниями. Они заставляют задуматься над многими вопросами.)

— Что авторы считают самым главным? (Не быть равнодушными. Важно научиться сопереживать вместе с героями, огорчаться их неудачам, радоваться победам.)

— Пришло время узнать, как называется новый раздел. Прочитайте его название на с. 4. («Люблю все живое».)

— Какие понятия узнаем, изучая этот раздел? (Общение, диалог.)

— Прочитайте, что говорят друг другу Аня и Ваня.

— Согласны ли вы с ними?

— Прочитайте, что говорит нам профессор Самоваров.

— Что вы знаете о Красной книге?

Материал для учителя

Первое издание Красной книги Международного союза охраны природы (МСОП) вышло в свет в 1963 г. Это было пилотное издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и ученым. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Три тома второго издания книги вышли в 1966—1971 гг. Теперь у нее был «книжный» формат (21,0 х 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменен новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, ее рассылали по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным ученым. Количество видов, занесенных во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Постепенно Красная книга совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 г., были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие — географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен ее тираж.

Последнее, четвертое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 гг., включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счет успешной охраны, но и благодаря более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и все новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие результаты, о чем свидетельствуют зеленые ее листы.

— Сейчас мы будем знакомиться со стихотворением В. Лунина. Прочитайте его название в учебнике на с. 5. («Никого не обижай».)

— Подумайте и скажите, кого нельзя обижать.

— Прочитайте стихотворение.

— Перечислите всех, кого назвал нам автор. Почему нельзя никого обижать?

— Как бы вы озаглавили это произведение? (Ответы детей.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

Материал для учителя

Виктор Владимирович Лунин (Левин) — детский поэт, писатель, переводчик. Выпустил больше тридцати книг стихов и прозы.

Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять еще в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. Первые публикации стихов в периодике появились в начале 1970-х гг. Первая крохотная книжка-раскладушка «Подарки» на одно стихотворение вышла в издательстве «Малыш» в 1975 г. А первый настоящий поэтический сборник «Не наступите на слона» вышел в «Малыше» в 1978 г.

V. Физкультминутка

Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте заголовок, рассмотрите иллюстрацию и предположите, о чем написала стихотворение Е. Благинина.

— Прочитаем его, проверим наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель).

— С чего начинается стихотворение?

— Что предположила девочка? Прочитайте.

— Найдите описание дня. Какой он был?

— Что девочка сделала дома?

— Прочитайте, каким стал котенок.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитаем в учебнике на с. 26 название рассказа Л. Толстого. («Пожарные собаки».)

— Что означает слово «быль»?

— Отчего бывает пожар? (Ответы детей.)

— Какие собаки бывают по служебному назначению? (Дети вспоминают и коротко рассказывают об их деятельности.)

Сегодня вы узнаете еще об одной работе наших самых верных помощников.

(Дети читают и отвечают на вопросы после прочтения.)

— Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?

— Как Боб спас двухлетнюю девочку?

— Как пожарные относились к собаке? Докажите свой ответ строчками рассказа.

VII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется новый раздел учебника?

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Что нового узнали на уроке?

— Трудно ли вам было на уроке?

Домашнее задание

Найти в энциклопедии текст о собаках.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Николай Сладков. Отчего у лисы длинный хвост?

Пришвин «Лисичкин хлеб»

Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

Русские народные сказки для 1 класса

Пантелеев «Две лягушки»

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!