Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа на тему: Путешествие по сказке «Колобок»

Автор: Кириченко Вера Петровна, воспитатель в группе детей с ограниченными физическими возможностями, Актюбинский областной реабилитационный (специальный) центр

Данный конспект предназначен для работы с детьми с ограниченными физическими возможностями. С недостаточно развитой мелкой моторикой. И недоразвитием речи. Так у меня в группе дети есть дети с диагнозом ДЦП, и с недоразвитием речи, то это необходимо учитывать при распределении ролей и нагрузки выполнения задания детьми. Так как не первый год работаю с такими детьми, каждый раз разрабатываю новые игровые конспекты занятий, хочу поделиться с коллегами работающими в области коррекционной педагогики.

Возрастной диапазон детей в моей группе от 4 до 11 лет. Многие дети не умеют самостоятельно ходить, имеются отставания в умственном развитии.

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗа на тему Путешествие по сказке «Колобок»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество»,

Цель занятия: Продолжать знакомить с элементами ТРИЗа

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей в технике работы ТРИЗа . Закрепить знание цветов, геометрических фигур. Прививать интерес постановкам сказок в группе.

Развивающие: Развивать и укреплять мелкую моторику. Развивать зрительное восприятие, зрительную память. Логическое мышление.

Учить детей выполнять работы по изо.деятельности в технике ТРИЗа.

Учить рисовать методом штамповки. Рисованием пальчиками.

Закреплять навыки лепки из солёного теста. Выполнять работы по аппликации методом обрывания.

Речевые: Развивать связную речь. Развивать силу голоса, интонационную выразительность.

Прививать интерес к художественной литературе, развивать у детей актёрские способности. Учить играть хорошо знакомое произведение по ролям.

Воспитательные: Воспитывать умение самостоятельно выполнять работу до конца. Учить детей сопереживать героям сказок. Воспитывать у детей положительное отношение

Демонстрационный материал:

Картины с изображением моркови, капусты, готовый образец работы «ветка рябины с ягодами»

Раздаточный материал:

Листы белой бумаги по количеству детей.

Трафареты морковки из картона. Гуашь на каждого ребёнка красного и оранжевого цвета. Губка по количеству детей.

Солёное тесто зелёного цвета. Доски для лепки.

Стеки. Колпачки от фломастеров с фигурным узором на конце.

Заготовки рисунков ветки Рябины по количеству детей. Готовые формы рыбок. Небольшие куски цветной бумаги. Клей .Салфетки влажные и сухие.

Методические приёмы:

Театрализация сказки, рассматривание картин, образца рисунка.

Беседа – диалог. Показ приёмов лепки. Продуктивная деятельность детей.

Подведение итогов.

Ход занятия:

Воспитатель –

Дети, давайте мы с вам вспомним какие русские народные сказки вы знаете? Назовите их.. Как вы думаете почему мы с вами любим эти сказки? Что в них всегда одинакового?

(«Заюшкина избушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Колобок»)

- (Хороший конец, добро побеждает зло).

Да, действительно. Во всех этих сказках хороший конец. Добро побеждает зло.

Сегодня мы с вами вспомним хорошо знакомую сказку «Колобок». Но только сегодня мы её немного переделаем. Давайте с вами проиграем эту сказку. Разделим роли. Колобка будет играть Жайнагуль, зайца - Асема, медведя Нуржан, а волка Дайын. Лису играет Марина. Старик Санжар, Бабка Ажар. Давайте вспомним с чего начиналась наша сказка.

Воспитатель Читает текст :

Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

Дед — Испеки мне, старая, колобок.

Бабка — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дед — Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.

Воспитатель - Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Воспитатель- Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на завалинку, с завалинки — на травку, с травки на дорожку и покатился по дорожке.!

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

Заяц -

— Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок — Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Воспитатель - Дети чтобы зайцу не было грустно, потому что у нас сегодня необычная сказка, давайте подарим ему капусту! А сделаем её мы сами, из солёного теста. Давайте пройдём за столы, сядем и сделаем зайцу капусту.

- (Дети проходят за столы, садятся рассматривают что лежит на столе.).

Воспитатель - на столе у вас лежит доска, на которой лежит солёное тесто, салфетки влажные и сухие, стека, колпачок от фломастера с резным узором.

Посмотрите на картину - что изображено на ней?

- Капуста.

Правильно. А какой она формы?

- Круглой.

А какого Цвета?

- Зелёного

А сейчас смотрите внимательно. Я беру кусок солёного теста, ложу на ладонь руки, накрываю его сверху другой ладонью и теперь круговыми движениями , прижимая катаю шар . У меня получился красивый ровный шар из зелёного теста . Но что ещё не хватает что бы он получился настоящей капустой ?

- листочков.

- Правильно, а листочки мы с вами сделаем при помощи колпачка от фломастера. Беру колпачок и слегка надавливая на тесто по всему шару делаю листочки.

Посмотрите какая красивая капуста у меня получилась.

А теперь каждый из вас возьмёт свой кусочек солёного теста, и точно также как я сделает капусту для зайчика.

(Берут тесто, раскатывают круговыми движениями, придают форму шара, путём надавливания делают листочки .

Складывают капусту, рассматривают работы, оценивают кто сделал красиво.)

После работы с тестом, обязательно вытирайте руки сначала влажной салфеткой, а затем сухой.

Молодцы, какая красивая капуста у вас получилась . Давайте сложим её на поднос и подарим Зайцу.

Заяц, заяц. Не грусти, не съел Колобка, так капусту держи!

 А мы с вами идём дальше в сказку .

И покатился колобок дальше — только заяц его и видел.

Вот катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

Волк — Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок — Не ешь меня, я тебе песню спою. И ягоды подарю — И колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Воспитатель - дети что бы волку не было грустно давайте мы с вами ему подарим ему веточку ягод рябины.

Посмотрите, теперь у вас на столе лежит лист бумаги с нарисованной веткой рябины. Посмотрите чего не хватает на рисунке?

- (На рисунке есть ветка, листочек, но нет ягод рябины)

Правильно, а ягоды рябины мы с вами будем рисовать пальчиком. У каждого есть на столе краска. Посмотрите как я буду выполнять работу.

Я осторожно макаю кончик пальца в краску, а затем делаю оттиск пальцем на бумаге. Располагать ягоды над только на веточке, в центре листа. Симметрично.

Посмотрите какая работа у меня получилась.

Какого цвета ягоды?

(-красного)

А какой формы ягоды?

(- круглой)

Правильно, а теперь самостоятельно приступаем к работе.

(- Рисуют ягоды пальчиками. )

Молодцы! давайте соберём работы и подарим волку.

- Серый волк не грусти, лучше ягоды бери!

А мы с вами идём дальше в сказку .

Покатился колобок дальше — только его волк и видел.

А навстречу ему медведь идёт, кусты к земле гнёт.

Медведь — Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок— Ну где тебе, съесть меня! Послушай лучше мою песенку. И я тебе сладкую морковку подарю.

Колобок запел:

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

Воспитатель

- Дети, поможем Колобку сделать морковку и подарить её Медведю. Садитесь за столы. А на столе уже вас ждёт новое задание. Вам надо будет самостоятельно при помощи трафарета на котором вырезана морковка, белого листа бумаги, губки и краски нарисовать морковку. Сначала вам надо положить на белый лист бумаги трафарет, затем промокнуть губку в краску и методом штамповки нанести краску на трафарет. Аккуратно снять трафарет, отложить в сторону, вытереть руки салфеткой.

А теперь давайте рассмотрим наши полученные рисунки.

Какую геометрическую форму напоминает морковка?

(-Овал )

А какого цвета морковка ? (-оранжевого)

Давайте теперь подарим наши работы медведю.

НЕ ешь мишка колобка, ведь морковка так сладка!

Воспитатель

- Ну что же, давайте путешествовать дальше по нашей сказке.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

Лиса — Здравствуй, колобок! Какой же ты пригоженький, румяненький!

Воспитатель — Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

Колобок

Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусекам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

Я сегодня сам не свой, Рыбку дам тебе одной. Ты к нам в гости приходи, на детишек посмотри.

 Воспитатель -Дети давайте поможем колобку сделать рыбку.

(Садятся за столы, рассматривают материалы для работы)

На столе лежит готовая заготовка рыбки, вот только ей не хватает чешуи и глаз, давайте вместе сделаем для лисы много рыбок.

А чешую мы будем делать из цветной бумаги. У каждого есть небольшой кусочек бумаги. Надо порвать его на очень маленькие кусочки, это и будет чешуя для рыбки. А глаза мы нарисуем фломастером. Наклеиваемую поверхность надо тщательно промазать клеем. Затем аккуратно наклеивать «чешую»-кусочки бумаги. И в завершении работы надо дорисовывать фломастером глаза.

(Выполняют работу).

Ну что же дети давайте подарим Лисе наши работы.

Наша сказка непроста, Лиса не съела колобка.

Заяц, волк, медведь, лиса – все с подарками сполна!!

Воспитатель - дети, давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии .

(- Делали из солёного теста капусту для зайца . рисовали пальчиками ягоды рябины для волка.

Делали морковку для медведя. И клеили рыбку для лисы).

Воспитатель

Все сегодня молодцы, все хорошо работали, старались.

И сказка у нас получилась с очень хорошим, добрым концом. Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими героями и гостями. До новых встреч!!

Комментарии (12)
Марианна Рафаильевна Югова # 16 января 2014 в 06:21 +1
Хорошее занятие.Возьму в свою копилку с вашего разрешения.
Татьяна Здетовецкая # 7 марта 2014 в 18:47 +1
Отличный материал, возьму на заметку!
Подгорных Ольга Михайловна # 13 марта 2014 в 12:59 +1
Интересное занятие, занимательные задания, только это не ТРИЗ, а РТВ - развитие творческого воображения. ТРИЗ - это технология, совсем другое
Надежда Алексеевна Усачева # 19 марта 2014 в 22:33 +1
Мне понравилась идея такого вида деятельности с детьми. Но сейчас мы отходим от традиционной формы проведения занятий.
Тюрина Вероника # 23 апреля 2014 в 23:52 +1
Интересное занятие. Я тоже часто использую сказку для развития речи и альтернативного чтения.Эти занятия дети с удовольствием воспринимают, так все это проходит в игровой форме, что очень важно для детей с ОВЗ.
Ксения Константиновна Булатова # 4 сентября 2014 в 14:16 0
Отличное занятие!!! Возьму на заметку, увлекательная форма и подача!!!
Татьяна Михайловна Глебова # 6 декабря 2014 в 19:47 0
Занятие очень понравилось. Спасибо автору. Тоже возьму на заметку.
Венера Асхатовна Идиятуллина # 30 января 2015 в 14:55 0
Тетрализованное мероприятие всесторонне развивает детей. Спасибо за мероприятие.
Елена Владимировна Казакова # 12 февраля 2015 в 21:39 0
Обязательно возьму в свою копилку.
Наталья Викторовна Громова # 4 марта 2015 в 07:58 0
Спасибо за выложенный опыт!
Елена Викторовна Тайгозина # 21 сентября 2015 в 15:13 0
Занятие понравилось. Спасибо за опыт!
Лариса Юрьевна Высотина # 2 мая 2016 в 10:56 0
Получилась сказка на новый лад, такой гуманный вариант сказки мне очень нравится. Обязательно использую такую хорошую идею для своих малышей.