Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Использование дидактических игр на занятиях в детском саду

Особенности и задачи дидактической игры

Дидактическим играм посвящено немало исследований. Идея использования игры в процессе обучения всегда привлекала педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок легче усваивает новый материал играя, и советовал делать занятия более занимательными. Игровая форма урока подходит для преподавания детям лучше всего, потому как игра, в первую очередь, рождает интерес к изучаемому предмету. Пробудить стремление ребенка к знанию — одна из основных задач начального обучения и воспитания. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и игровых правил, но и о том, чтобы игра была интересной, вызывала у детей желание играть. Выявлено, что дидактические игры способствуют решению различных учебных задач:

— усвоению новых знаний;

— формированию навыков умственной деятельности;

— использованию полученных знаний в различных ситуациях;

— развитию речевой активности детей.

Дидактическая игра может быть своеобразной формой организации обучения; методом формирования и закрепления знаний; средством воспитания нравственно-волевых качеств ребенка.

Схема. Структура дидактической игры

Особое значение в ее структуре имеет игровое действие, цель которого — создание игровой ситуации и игровых взаимоотношений между детьми. Если игровое действие отсутствует, игра по структуре и содержанию превращается в беседу или дидактическое упражнение.

По мнению В.М. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря игровым моментам: загадкам, движениям, элементам ожидания и неожиданности, соревнованию, разыгрыванию, шутке, сюжету, ролям, использованию различных персонажей. С.Н. Николаева отмечает, что действия, совершаемые участниками игры в соответствии с ролью, должны обязательно развивать ее сюжетную линию. В противном случае действия участников выглядят неестественно.

Таким образом дидактическая игра, изображающая какие - либо события, приближается к сюжетно-ролевой благодаря использованию ее основных структурных компонентов (сюжет и роль). Однако она должна не только развлекать, но и служить решению конкретных дидактических задач. Обучающая и игровая цели в данном случае дополняют друг друга.

Игровые обучающие ситуации как вид дидактической игры

С.Н. Николаева и И.А. Комарова, используя теоретические положения Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, результаты исследований Е.В. Зворыгиной, Н.Я. Михайленко, СЛ. Новоселовой, А.А. Смоленцевой, результаты собственного исследования, пришли к утверждению, что оптимальная форма использования игры в процессе ознакомления дошкольников с природой — это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно - образовательных задач на занятиях и в повседневной жизни.

Авторы подчеркивают, что в отличие от отдельных игровых приемов, игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом экологического занятия. Благодаря ей;

— решаются основные воспитательно-образовательные задачи;

— повышается активность детей в процессе обучения;

— снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности;

— развивается эмоциональная отзывчивость.

Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Для обучения авторы использовали различные игровые элементы: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

Исследователи выявили три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых открывает различные дидактические возможности*:

— ИОС с игрушками-аналогами;

— ИОС с литературными персонажами;

— ИОС-путешествия.

ИОС с игрушками-аналогами

Цель использования такого рода игрушек — сопоставить живой объект с неживым аналогом по внешнему облику и поведению. Игрушка в этом случае помогает воспроизводить игровые действия, ролевые взаимоотношения; различать сказочно-игровой и реалистический образы; осознать специфику живою: развить умение правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Последняя характеристика позволяет применять игрушки как раздаточный материал (дети могут взять в руки игрушечную рыбку и не могут живую, которая плавает в аквариуме), что особенно важно для младших дошкольников.

Следует специально обратить внимание на параллельное использование игрушки и живого объекта: игрушка никого не подменяет, она наравне с животным (или растением) сосредотачивает на себе внимание ребенка, в полной мере является содержательным элементом обучения.

При этом важен способ включения ее в занятие, когда игрушка противопоставляется либо живому животному, либо его реалистическому изображению на картине. Это позволяет ребенку успешно находить различия между игрушкой и живым объектом.

Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Педагог должен учитывать определенные требования к качеству исполнения игрушки, а именно:

— узнаваемость (ребенок с первого взгляда должен понять, какое животное или растение перед ним);

— привлекательность (игрушка должна быть «доброй» и симпатичной, вызывать положительные эмоции);

— эстетичность (форма или окраска игрушки может быть декоративной, но всегда высокохудожественной).

Следует особо отметить, что использование игрушек-аналогов не всегда одинаково успешно. Игрушка необходима, когда разговор на занятии строится на базе полученных ранее (в процессе наблюдений) конкретных знаний; когда с животным невозможны действенный контакт, непосредственное общение. Дошкольники с удовольствием держат в руках игрушечных рыбок, птичек, зайчиков, поскольку нет возможности взять в руки живых животных. И наоборот, дети не обращают внимания на игрушечного щенка, если рядом с ними живая собака, которая ходит, нюхает, лает; ее можно погладить, взять за лапу.

ИОС с литературными персонажами

Героев полюбившихся сказок, рассказов и диафильмов дети воспринимают очень эмоционально, стараются им подражать. Это отмечают многие исследователи, изучающие влияние литературных произведений на поведение дошкольников (Л.П. Бочкарева, A.M. Виноградова, O.K. Зинченко, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая и др.).

Цель использования кукол сказочных персонажей — активизировать познавательную деятельность дошкольников и решить ряд дидактических задач (уточнение, повторение и закрепление пройденного материала). Для этой цели используются образы Чиполлино, Незнайки, Карлсона, Айболита, Буратино, Петрушки, Красной Шапочки и других героев сказок.

Куклы из сказок — не просто симпатичные игрушки, развлекающие ребят, а персонажи со своим характером и настроением, со своей манерой поведения, зависящей от сюжета сказки. Дошкольникам они интересны тем, что в новых, неожиданных ситуациях проявляют типичные черты характера. Например, Карлсон и Незнайка очень часто чего-то не понимают и попадают в сложное положение, и тогда незадачливым героям необходимы знания и помощь ребят.

Задача педагога в этом случае — создать игровую ситуацию, в которой дошкольники из обучаемых превратятся в наставников: расскажут персонажам то, что уже сами знают, помогут, растолкуют. На занятиях педагог спрашивает детей, что-то поясняет сам. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют его рассказ, уточняя и закрепляя при этом полученные знания. Тем самым активизируется умственная деятельность дошкольников.

ИОС-путешествия

Цель использования метода — получить новые и разнообразные знания по какой-либо теме: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Педагог берет на себя роль экскурсовода, руководителя группы или опытного путешественника, и — это главное в подобном типе ИОС — в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами.

В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь могут оказать дополнительные материалы: самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые пригодятся в «путешествии» или на «экскурсии» для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (на основе полученных впечатлений дети делают рисунки).

Похожие статьи:

Дидактическая игра для дошкольников «В мире животных» своими руками

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Спорт»

Дидактическая игрушка своими руками. Пошаговый мастер-класс с фото

Виды дидактических игр для дошкольников

Дидактические игры из бросового материала своими руками

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!