Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Формирование у детей младшего школьного положительного отношения к природе

Формирование у детей положительного отношения к природе в процессе наблюдений

Эту проблему решают воспитатели в группах продленного дня прежде всего через прогулки. Прогулки служат воспитанию экологического сознания, чувства природы, экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры. Цикл прогулок можно открыть беседой о временах года, об изменениях, происходящих в природе.

1. Фрагмент беседы на прогулке.

Ежегодно мы встречаемся с двенадцатью месяцами, и каждый из них неповторим. Всю жизнь сопутствуют нам деревья, да и не только нам, - многие из них молчаливые свидетели истории. Ставим проблему перед учениками. Что мы сможем рассказать о природе нашим детям? А о наших братьях меньших, животных, что рядом с нами и вокруг нас? А зачем это делать? Затем, чтобы быть интересным и сверстникам, и старшим. Задача воспитателя - побудить учащихся к рассказыванию по темам: «О наших братьях меньших», «Пернатые вестники весны», «Птицы зимой», «Живая земля» и другие рассказы должны быть построены на основе наблюдений в природе, самостоятельного чтения и осмысления полученных знаний в рисунках и стихах.

2. Наблюдение-беседа по теме: «В мастерской художника - природы» (это и тема прогулки).

Воспитатель обращается к детям:

- Сегодня мы с вами вышли на природу, чтобы приобщиться к тайнам великого художника. Кто из вас ответит на вопрос, какое воздействие оказывает на нас пейзаж, изображенный на картине? А как художник добивается этого? Художник всему этому учился у великого гения - природы, которая воздействует на нас линией и цветом. Давайте и мы посмотрим и всмотримся в силуэты деревьев, определим их характеры, портреты, настроение и состояние, которые они вызывают у нас своими очертаниями. Не случайно мы захватили на прогулку карандаши, альбомы, блокноты. Давайте разделимся на две группы, выберем жюри и проведем конкурс. Каждая группа дает словесное описание дерева, определяет его «настроение» и то, какое настроение появляется у нас от общения с деревом.

- Вот перед вами березка. 4-5 минут молча смотрим, слушаем, думаем.

Далее воспитатель говорит: «Березонька кудрявая! В лучах солнца золото ее кудрей и белоснежный ствол ослепительно мне улыбаются. Она веселит меня! А что скажете вы?».

Проходит несколько минут - и каждая группа предоставляет рисунок, описание и «настроение» от общения с деревом на суд жюри. Затем дети делают все сами. Воспитатель лишь наблюдает за ними. За одну прогулку ребята делают две-три остановки около деревьев. Какой прекрасный образный мир раскрывается детям, сколько нового и порой неожиданного узнают они!

Конкурс окончен. Воспитатель просит слово: «Итак, мы сегодня узнали, что природа создает настроение. Это известно людям давно. Ель ассоциируется у нас с чувством грусти, береза - с весельем, дуб вселяет в нас уверенность, упорство. (Можно привести слова из песни «Как бы мне - рябине - к дубу перебраться, я б тогда не стала гнуться и качаться».)

Кипарис подчеркивает торжественность. Все это давно увидели наши предки, а ученые заметили любопытные закономерности: деревья с коническими кронами (пирамидальный тополь, кипарис, туя) способствуют повышению активности нервной системы. Вид плакучей ивы, склоненной к зеркальной глади пруда, настраивает нас на грустный лад. Мягкие очертания сосны с овальной или шарообразной кроной успокаивают, располагают к раздумью.

- Где эти знания используются человеком? (Художники пишут картины, музыканты - музыку, дизайнеры создают парки и сады. Все чаще врачи, предупреждая развитие заболеваний, обращают своих пациентов к миру природы.)

- Как вы думаете, почему в парках и садах, скверах «грустные» деревья чередуются с «веселыми»? (Дети затрудняются с ответом, но, получив какую-то информацию, они должны подумать и ответить.)

Такая компоновка благотворно сказывается на настроении и самочувствии детей. По мнению врачей, переход от минора (грустного настроения) к мажору (веселому настроению) улучшает самочувствие, увеличивает количество витаминов в крови. Однако, природа воздействует на нас не только линией, очертаниями, силуэтом, но также богатейшей, особенно сейчас, осенью, палитрой. Еще Гете, немецкий писатель (1749-1832), мыслитель, естествоиспытатель, который рассматривал всю природу и все живое как единое целое, писал: «...Цвета действуют на душу: они могут вызвать чувства, побуждающие эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют. Они печалят или радуют».

Всмотримся в краски осени, попытаемся определить, как они действуют на нас, сравним с тем, что утверждают ученые и поэты. Напомним: красный цвет создает ощущение тепла, возбуждает, но быстро утомляет; желтый внушает бодрые мысли; зеленый и голубой создают ощущение прохлады, успокаивают; серый вызывает апатию.

У детей формируется творческое восприятие природы, развивается речь в процессе сопоставления их личных впечатлений от общения с природой, с художественными и поэтическими образами. Прогулки в природу проводятся два раза в неделю. Темы весенних прогулок: «Апрель голубой», «Апрельские новости», «Источник вдохновения - природа». Так экологическое просвещение становится средством художественного развития личности, условием для целенаправленной организации свободного времени учащихся в группах продленного дня.

Автор: Кacaткинa Нина Aлексaндрoвнa

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по экологии, 2 класс. Сценарий

Физкультминутки для 1-3 класса

Классный час по экологии. Сценарий для 1 класса

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме: Комнатные растения

Комплекс физических упражнений для младших школьников

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!