Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дидактические задания на прогулке в детском саду. Младший дошкольный возраст

Дидактические задания на прогулке для детей 2-4 лет

Дидактические задания являются одним из структурных компонентов прогулки.

Прогулка интересна ребенку, если он занят разнообразной и полезной для его развития деятельностью. Различные дидактические упражнения, интересные задания и игры с природным материалом стимулируют детскую активность. Они длятся не более 3—4 минут, проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Для этого воспитатель то общается с одним ребенком, то привлекает всех детей. В зависимости от конкретного наблюдения дидактическое задание может быть предложено детям и в начале, и в конце прогулки, а может включаться в ход наблюдения. В каждом задании присутствуют мастерство, опыт, фантазия педагога, его изобретательность и творчество.

Дидактические задания разнообразны, но в них всегда должен присутствовать игровой элемент, это импонирует детям. Такие задания должны быть доступными по исполнению и понятны каждому ребенку. Необходимо объяснить, для чего выполняется это задание, почему нужно приложить усилия к его выполнению. Например, воспитатель предлагает собрать осенний букет из разноцветных листьев. Дети начинают разглядывать опавшие листья, оценивать, красив ли будет каждый лист в букете; подносят их взрослому, ожидая оценки. Педагог не должен торопиться. С младшими детьми он рассматривает окраску листьев, форму, величину, а со старшими уточняет: узкий или широкий лист, чем понравился.

Педагог одобряет действия каждого ребенка, стимулирует их, а затем произносит: «Один листик, еще один, еще один —и получился красивый осенний букет, пышный, разноцветный, яркий. Всем на радость!» Дети осознанно относятся к такой оценке букета, им он тоже нравится. Они удовлетворены, чувствуя свою сопричастность к общему делу, заодно понимают и запоминают те слова, которыми взрослый охарактеризовал букет. Пройдет немного времени, и эти слова появятся в лексиконе детей.

Но бывает и так, что воспитатель к концу прогулки забывает о букете. Все уходят с участка, а на скамейке остается сиротливо лежать тот самый букет, которым совсем недавно все любовались. Дети замечают все, для них не существует мелочей. В следующий раз энтузиастов для составления букета будет намного меньше. К тому же необходимо помнить, что непосредственные действия детей не должны являться самоцелью. Тогда они становятся неинтересными, и дети отказываются их выполнять. Поэтому как только собрали осенние листья, рассмотрели их цветовую гамму, форму, величину, их тут же следует как-то использовать, например, для каждого из ребят сделать какую-то игрушку, украшение.

Опираясь на имеющиеся у детей представления, в дидактических заданиях можно решать одновременно несколько задач. Младшие дети отбирают из общей корзинки определенный природный материал: только ракушки или только камешки, а затем уже выкладывают силуэты самолета, лодки, флажка и т.д. Дети старшей подгруппы отбирают материал и по величине, выкладывая узор из больших и маленьких камешков или чередуя желуди с камешками. Активный двигательный поиск сопровождает задания на закрепление цвета, формы, величины предметов природного материала: набрать только маленькие камешки, только белые. Интерес к таким заданиям поддерживается многообразием природного материала: шишки, желуди, камешки, ракушки, травинки, палочки, каштаны, листья и т.д. Разнообразные действия с этим материалом обогащают самостоятельную деятельность детей. При этом в играх они не только копируют усвоенные действия, но и придумывают собственные варианты.

Дидактические задания могут выполняться с помощью активных движений, когда детям предлагают: «Покажи дерево. Найди такое же». Или: «Раз, два, три —к березе беги!» И тут же ставится другая, более сложная задача: «А как ты узнал, что это береза?»

Очень часто дидактическое задание переплетается с трудовыми поручениями. Например, собрали осенние листья, стало чисто, из листьев сделали украшения.

Все вместе на опушке леса собирают веточки, кому какая понравится, потом воспитатель спрашивает: «Чем тебе понравилась эта веточка?»—и предлагает сравнивать: длинная — короткая для малышей, старшим дополнительно: толстая —тонкая. Каждый раз дети учатся сравнивать, сопоставлять: длиннее —короче, шире —уже, больше—меньше. Незаметно старшие дети начинают считать. Сначала больше —меньше, затем много и один, а потом уже один, два, три... Например, сколько в букете тюльпанов? А нарциссов? При выкладывании узоров: две ракушки —два камешка и т.д.

В ходе самостоятельных игр детям нравится уточнять цветовую гамму предметов. Малыши сами выкладывают из белых камешков по контуру зайчика, из серых —сову.

Собрали осенние листья, и взрослый обращается к детям: «Смотрите, какой ярко-красный лист. У кого сегодня красное платье, кому дадим этот листик? А вот желтый лист. У кого рубашка такого же цвета? У кого шорты коричневые? Саша, какого цвета твои сандалии? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, ребята, пестрый букет из листьев, и такой же красивый букет из детей получился!» Все смеются —и вправду букет!

Детям легче понять суть предмета, если они пропустят новое представление через призму собственного восприятия. И педагог использует такой прием: «Посмотрите внимательно, дети, у нас есть своя божья коровка (на Люде красное платье в черный горошек), стрекоза (у Вики два огромных прозрачных банта на голове), бабочка (платьице с крылышками у Маши), солнышко (Сережа весь в желтом: и шорты, и маечка)»; «Зимой у зайца шубка белая, как у Марины. А у кого из вас шуба, как у медведя: коричневая?»; «У Олечки коричневая шубка с желтыми пятнышками, как у олененка. Олечка — маленький олененок, не толкайте нашего олененка, берите за ручку, когда выходите на прогулку».

Дети начинают проявлять инициативу: «У меня шубка рыжая, я лисичка». Взрослый добавляет: «Лисичка-сестричка, лисонька хитрая. Елизавета Патрикеевна что любит? Кого обманывает? Где живет?» А тут и «серые волчата» прибежали. «Порычите, волчата, грозным голосом. Попугайте лисоньку-лису хитрую!»

С интересом дети выполняют задания на развитие тактильных ощущений: пальчиками проводят по камешкам и ракушкам. Что гладкое, что шероховатое, а что колется (шишка)? «Сложи ладошки лодочкой. Я вложу в них что-то, а ты пощупаешь и отгадаешь, что я положила: камешек или шишку, травинку или палочку».

Разнообразно действуя с предметами природного окружения, дети начинают понимать и обозначать словами ощущения: «пушистый» — котенок, цветок, снег; различать «мягкий» и «твердый»: лед и снег, яблоко и малина.

Нравятся детям и задания на определение температурных различий: «Где вода холодная, где теплая? Скажи, что холоднее: снежок или мяч».

Можно предлагать задания на активизацию мышечной чувствительности, предлагая взять в руки шарики (металлический и деревянный): «Какой из них тяжелый (легкий)?», матрешек (глиняную и деревянную). Играя с песком, набрать в формочки сухого и влажного песка и попросить детей определить —что тяжелее, что легче. В ходе проведения занятия «Тонет —плавает» дети не должны спешить опускать в воду разные предметы. Сначала пусть определят их тяжесть (тяжелее—легче), а уже потом проверят на деле собственное предположение: что утонуло, что плавает.

Закрепляя представления детей об овощах, фруктах и ягодах, можно проводить интересные дидактические игры на совершенствование вкусовых ощущений. Перед младшими детьми ставят блюдо с плодами и дают задание: показать и назвать то, что любят грызть зайчики и дети. Какой ягодой любят лакомиться медведи, ежи и ребята? И каждый раз малыши пробуют то, на что указали, а заодно вспоминают то встречу с ежом, то сбор ягод в малиннике. Им нравятся загадки типа «Попробуй и скажи, что сладкое (огурец, морковь)». Для старших детей задание усложняется. Рядом с блюдом ставят поднос с теми же плодами, но нарезанными кусочками. Задание: «Возьми любой кусочек, попробуй и отыщи на блюде то, что ты пробовал». Старшие дети с интересом отгадывают (без опоры на зрительный образ), что пробовали (яблоко, огурец), по запаху определяют, что лежит на блюде под крышкой (лимон, клубника), и т.п.

Дидактические задания с целью развития слуховых дифференцировок предлагаются детям на опушке леса: «Послушайте: как журчит ручеек? Кто скажет?» или: «Послушайте, как поют лесные птички. А вы сможете?» Развивая воображение малышей, можно спросить у них: «Почему они поют? У них праздник или в гости прилетели? К кому в гости они прилетели?» и т.п. Детям нравится отгадывать: «Кто с вами здоровается: ворона или воробей?» Они активно включаются в процесс звукоподражания, упражняясь в правильном произношении звуков: «С-с-с!» (поет вода), «В-в-в!» (завывает ветер); имитируя голоса птиц и животных: «Ф-ф-ф!» (фырчит ежик).

Дети с удовольствием выполняют дыхательные упражнения: дуют на осенний лист, на снежинку, султанчики, мыльные пузыри. Увлекательная игра для всех!

Детям нравятся энергичные аукания, переклички. На лесной опушке: «Ау! Ау! Потерялись мы в лесу!»; прятки на участке (взрослый: «Ау, вы где?» Дети: «Ищите нас! Мы спрятались!»)

В прятках и перебежках дети успешно справляются с несколькими задачами одновременно: упражнения в активных движениях, ориентировка в окружающем сочетаются с яркими проявлениями голосовых реакций. В ходе перекличек дети незаметно для себя учатся безошибочно называть предметы, точно определять свое местоположение среди них: около куста, за дубом, под березой и т.д.

Дети начинают понимать: снег может быть легким, пушистым, белым или тяжелым, мокрым, серым. Взрослый организует исследовательские действия малышей, экспериментирование. Он спрашивает: «Проверьте, можно лепить?» Дети подбросили снег на лопатке. Он рассыпался облачком—лепить нельзя, сыпучий. Если липнет к лопатке — мокрый, можно лепить.

Воспитатель организует исследование. Малыши рассматривают на столе комок снега и пластинку льда: чем они похожи, чем различаются. Вместе с взрослым уточняют, конкретизируют, берут в руки, мнут, стучат об стол, рассматривают на свет. Параллельно идет обогащение словарного запаса: прозрачная льдинка, колется, она хрупкая. В весеннее время, положив снег и лед на асфальт, можно наблюдать, что быстрее растает. Дети сами решают, что глубокое, мелкое (лужи), широкое, узкое (канава, речка), а педагог уточняет: «Проедет машина или застрянет? Перешагнешь через канавку или помочь?»

Для активизации мыслительных операций младшим детям предлагается определить, кто выше (собака, кошка); старшим— уточнить, чьи уши самые длинные (заяц), у кого самый пушистый хвостик (белка, лиса) и т.д.

Но иногда не стоит спешить с вопросами и предложениями. Пусть ребенок сам пофантазирует. Нашли интересную веточку, палочку. На что похожа? А этот камешек? Ответы детей зачастую поражают своей точностью, новизной восприятия.

Собрали много шишек, и дети начинают играть. Пусть поупражняются в броске, стараясь попасть в пень, перебросить шишку через куст.

Итак, взрослый придумывает разнообразные дидактические задания, предоставляет детям возможность проявить собственное творческое начало, стимулирует их мыслительные операции, предлагает обследовать предметы. В процессе дидактических игр и заданий у детей происходит активное накопление чувственного опыта; развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, творчество, совершенствуются разнообразные движения, пространственные ориентировки; интенсивно увеличивается и обогащается словарный запас.

Автор: Светлана Николаевна Teплюк

Похожие статьи:

Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет

Обучение детей младшей группы трудовым действиям

Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет

Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет

Наблюдения за живой и неживой природой в младшей группе детского сада

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!