Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развивающие игры для детей 4-6 лет дома

Игры и упражнения для дошкольников на развитие мелкой моторики, пространственного мышления в домашних условиях

Продолжаем развивать мелкую моторику. Для этого можно линовать бумагу (лучше всего тетрадь в клеточку), прибивать молотком гвозди, играть на детском ксилофоне или синхронизаторе.

Интересными и полезными будут всяческие «шнуровки» и «вышивание» или «плетение узоров».

Полезны раскрашивание контурных изображений, штриховки в заданном направлении (проведение вертикальных, косых, горизонтальных линий), рисование овалов и кругов, «закручивание» и «раскручивание» улитки, начиная с точки и не отрывая карандаша от бумаги.

Хорошо развивают руку обводка по трафарету, выкладывание мозаики, сгибание бумаги и вырезание из нее разных фигур.

Можно предложить ребенку обвести фигуры по точкам и пунктиру.

Интересным и полезным для детей является упражнение, когда нужно провести карандашом путь, не выходя за линии.

Нарисуйте дороги различной траектории (прямая, извилистая, ломаная), в начале которых будет, например, мышка, а в конце — кусочек сыра, и попросите ребенка с помощью карандашной линии подвести ее к сыру так, чтобы мышка не сошла с дорожки. Придумайте сами другие варианты заданий.

Покажите ребенку картинку с образцом рисунка, попросите соединить точки линиями так, чтобы получился точно такой же рисунок, как на образце (рис. а, б).

Подготовьте несколько вариантов лабиринтов (например, как на рисунке), и попросите ребенка помочь, например, мышатам встретиться: пусть он прочертит дорогу через лабиринт карандашом.

Занятия нужно проводить с перерывами, чтобы у ребенка было время на отдых. Очень важно убедиться, что ребенок правильно понял задание.

Полезны игры на определение формы предмета и его размеров, это развивает пространственное мышление. Приведем некоторые упражнения, которые способны помочь выполнению этой задачи.

Геометрические фигуры

Покажите ребенку круг, треугольник, овал или иную фигуру (одну фигуру за один раз), а затем попросите найти эту фигуру на ощупь в мешочке среди других фигур.

Большие и маленькие

— Дайте ребенку пуговицы и попросите его разложить их в ряд от самой маленькой к самой большой.

— Наберите на пляже разных камушков, положите их в мешок и попросите ребенка определить на ощупь самый маленький и самый большой камень.

Разноцветные мячики

Нарисуйте круги-мячики и флажки разного размера и попросите ребенка раскрасить большие мячи синим цветом, а маленькие — зеленым; большие флажки — красным цветом, а маленькие—желтым. Потом можно попросить ребенка показать большие мячики, маленькие флажки и т. п.

Человечки

Попросите ребенка назвать геометрические фигуры, из которых сделаны человечки.

Дорисовки

Отличным упражнением на развитие пространственного мышления служат всевозможные «дорисовки». Для этого предложите ребенку рисунки предметов (например, как на рисунке а, б) и попросите дорисовать их.

Где клад зарыт?

Поиграйте с ребенком в игру «Поиск клада». Скажите ребенку, что если он правильно выполнит все указания, то найдет сюрприз. Завяжите ему глаза и давайте команды: «Шаг вперед, два шага вправо, три шага вперед, шаг влево, шаг прямо, левую руку вперед...» Когда ребенок «поймает» рукой сюрприз, он может развязать глаза и насладиться своей победой.

Занятия по методикам М. Монтессори

Огромное удовольствие и столь же огромный материал для развития интеллекта предоставляют методики Марии Монтессори. Самое главное в ее методиках то, что они учитывают и ставят «во главу угла» заложенную в ребенке от природы внутреннюю потребность познавать окружающий мир и дают ребенку возможность научиться управлять собственным телом. Если вы не занимались по этим методикам раньше, можно использовать все, что рекомендовано для более раннего возраста. Необходимые для работы материалы всегда найдутся под рукой. Да и малышу гораздо больше удовольствия доставит имитация действий взрослых, чем просто непонятная игра с предметами.

— Для забивания гвоздей возьмите деревянную доску без заноз и наполовину вбейте в нее обивочные гвоздики с большой шляпкой, так, чтобы ребенок впоследствии мог отрабатывать точность и силу движений, забивая гвозди. — Для шнурования можно вырезать часть старых ботинок с дырочками для шнуровки и взять новые шнурки.

— Натяните бельевую веревку на том уровне, на котором ребенок может до нее достать самостоятельно, и дайте ему корзинку с прищепками, чтобы он мог прикрепить с их помощью белье к веревке.

— Дайте малышу кубики и картинку или фотографию постройки, а затем предоставьте ребенку придумать, как это может быть построено с помощью имеющихся у него кубиков или конструктора.

— Постелите на стол клеенку, поставьте графин с водой, несколько стаканов и мисочек и попросите ребенка налить воды в стаканы.

— Устройте на полу «полосу препятствий» и дайте ребенку задание провести свои машинки так, чтобы не сбить ни одного препятствия.

— Сделайте «линию» на полу и попросите ребенка походить с разными предметами. Такими предметами могут стать цветы в вазе, зажженная свеча, колокольчик, мячик в поварешке. Ребенок должен идти по линии ровно, не оступаясь и не сходя с нее, и при этом стараться, чтобы мяч не скатился с поварешки и не упал на пол, свеча не упала и не потухла, вода из вазы не пролилась, а колокольчик не зазвенел. Можете посоревноваться с малышом.

Внимание! Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту, когда он выполняет эти упражнения.

— Дайте ребенку ножницы с тупыми концами и несколько листов толстой цветной бумаги, на которых четко обозначены линии отреза. Покажите, как правильно разрезать лист по указанным линиям, а затем вырезать узоры.

— Пусть малыш выберет лист картона с заранее нарисованным на нем узором. Ему понадобятся также толстая иголка с большим ушком и клубок шерстяных ниток. На линиях узора точками или дырочками должны быть отмечены те места, куда нужно втыкать иголку. Пусть ребенок сам вставит нитку в ушко иголки (после того как вы покажете ему, как эта сложная операция делается). Конец нити лучше всего предварительно завязать в узелок (и здесь поначалу не обойтись без вашей помощи). Затем ребенок занимается вышиванием. Вначале вам придется вышивать «в четыре руки», а когда ребенок почувствует себя увереннее, предложите ему поработать самостоятельно, но не оставляйте без присмотра. Если ребенок уколол руку иголкой или вы боитесь, что это произойдет, начните со специальных игр-шнуровок, абсолютно безопасных.

— Хорошие результаты дает «рисование» на крупе. Для выполнения упражнения потребуются плоский поднос с насыпанной на него крупой, тонкая палочка или деревянная спица. Если вы заготовили трафарет для рисунка, пусть малыш сначала обведет пальцами трафарет, а потом уже попытается повторить это движение на подносе с крупой. Рисовать можно пальцами, палочкой или спицей: так, как вашему малышу больше нравится.

— Детям очень нравится создавать фигурки из гвоздиков и ниток. Для этого упражнения потребуются пенопластовая доска, выпуклые кнопки и коробка для них, а также толстые цветные нитки. Предложите ребенку выбрать карточку с геометрической фигуркой. Выбрав карточку, помогите малышу сосчитать, сколько у фигуры вершин, и предложите воткнуть в доску соответствующее число кнопок, после чего ему нужно натянуть на кнопки нитку таким образом, чтобы получились очертания той самой геометрической фигуры, которая нарисована на карточке. Игру можно сделать более свободной: вы втыкаете в доску несколько кнопок совершенно произвольно, а ребенок так же произвольно натягивает нитку, создавая собственный узор или рисунок. Натренировавшись, малыш сам сможет прикреплять кнопки и «рисовать» нитками фигуры и картинки. Конечно же, нельзя оставлять без присмотра ребенка в компании кнопок.

— Для развития мелкой моторики можно поиграть в такую игру: завяжите ребенку глаза и подведите к разным предметам: холодной и гладкой стене, ворсистому ковру, мягкому меху, шершавому одеялу. Дайте возможность малышу потрогать эти предметы и узнать их.

Лепим из пластилина и глины

Все дети просто обожают лепить что-нибудь из пластилина, и едва ли ваш малыш окажется исключением. Это замечательно, поскольку ничто так не развивает мелкую моторику, как лепка. Лепить лепешки, колбаски, шарики (Колобка) без использования стеков ваш ребенок уже наверняка научился. Теперь можно попробовать более сложные фигуры.

Для лепки желательно обзавестись ровной деревянной доской (или специальной пластиковой «доской» для пластилина), тряпкой для рук, стаканом с водой и специальной палочкой для нарезки пластилина и многих других операций. Чтобы не было впоследствии «мучительно больно» за испорченный стол или пол, лучше всего стол покрыть клеенкой, а пол — старыми газетами, чтобы защитить их от случайного попадания пластилина.

Перед началом работы с пластилином ребенка нужно научить основным правилам:

— нельзя подносить стек (так называется специальная палочка для работы с пластилином) близко к глазам, чесать им уши и голову и, тем более, грызть его;

— нельзя разбрасывать пластилин, и категорически запрещено пробовать его на вкус;

— после занятий лепкой нужно очистить рабочее место, разложить неиспользованный пластилин обратно в коробки и тщательно вымыть руки с мылом (лучше даже не один раз).

Первое, чему следует научить малыша, — это изготовлению базовых элементов для лепки — шара, валика и конуса.

Для того чтобы изготовить шарик, возьмите небольшой кусок пластилина и слегка разомните его в руках — так, чтобы он разогрелся и стал более пластичным.

Чтобы получился конус, нужно сначала скатать шар, а потом двумя дощечками раскатать его в валик, делая при этом небольшой нажим на одну сторону.

Валик получается, если раскатывать кусок пластилина между двумя дощечками, причем не круговыми движениями, а возвратными (туда-сюда).

Для изготовления лепешки нужно положить на доску шарик и хорошенько прижать его сверху. Если края лепешки потрескаются, их можно подровнять пальцами.

Большое количество одинаковых деталей можно получить, скатав тонкую колбаску (валик) и нарезав ее стеком на нужное количество кусочков.

Из самого скромного набора пластилина шести цветов можно получить и другие цвета. Для этого нужно взять кусочки пластилина двух разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать один длинный валик, а потом согнуть его пополам. Затем этот валик снова раскатать в тонкий и снова согнуть — и так до тех пор, пока не получится валик однородного цвета, без прожилок и пятен.

Чтобы получить темно-серый цвет для лепки, например, волка, нужно скатать три четверти белого и одну четверть черного бруска. Для получения мышиного, серого, скатайте четыре пятых белого и одну пятую черного брусков. Светлосерый цвет летнего зайца достигается смешиванием семи восьмых белого и одной восьмой черного брусков.

Цвет баклажана получается, если смешать треть красного и две трети синего брусков.

Зеленый цвет для травы можно получить, смешав половину желтого бруска с половиной зеленого. Зеленый цвет для листиков на деревьях получается, если смешать треть желтого и две трети зеленого брусков.

Наконец, розовый цвет для поросенка достигается смешиванием двух пятых красного и четырех пятых белого брусков, а розовый цвет для частей тела человечков получается тогда, когда мы смешаем одну пятую красного и четыре пятых белого брусков.

Если вы не боитесь грязи, попробуйте вместе с ребенком создать скульптуры из глины. Это могут быть тарелки и вазы, блюда и предметы мебели, амфоры и корабли, собачки, кошки и мышки — все, что вы сумеете создать. Не забудьте только застелить стол чистой плотной бумагой. Дайте ребенку в руки скалку — с ее помощью гораздо легче раскатывать глину, чем вручную. А мелкие детали, конечно, можно и нужно делать руками. Необыкновенные узоры на глине можно создать, втыкая в нее зубочистки или соломинки, прикладывая пуговицы, пластмассовые или деревянные буквы, канцелярские скрепки, крышки от бутылок и другие небольшие предметы. Предмет надо приложить и убрать, чтобы глина не затвердела с ним.

Аппликации

Детям очень нравится делать аппликации. Помимо чисто эстетического наслаждения аппликация служит развитию мелкой моторики и координации движений. Можете предложить ребенку сделать поздравительную открытку бабушке. Для этого достаточно взять лист бумаги формата А4 и обвести его со всех сторон по краям красной краской или фломастером. На титульный лист наклеивается все, что захочет ваш ребенок.

Если вы поздравляете бабушку с Новым годом, можно вырезать из какого-нибудь журнала симпатичного Деда Мороза, а в руки ему приклеить такой подарок, о котором бабушка давно мечтает. Из рекламных постеров, например, можно вырезать елочку а снег дорисовать самостоятельно. Фантазия детей неистощима, а в процессе изготовления аппликации ребенок вырезает ножницами, подбирает соответствующее место на открытке и только потом приклеивает ту или иную деталь,

Материалом для аппликаций могут быть следующие материалы:

— цветная бумага (простая, глянцевая, бархатная, «мраморная», самоклеящаяся и любая другая);

— старые иллюстрированные журналы, комиксы, рекламные проспекты;

— обертки от подарков, фантики от конфет и шоколадок, этикетки, упаковки от покупок;

— кусочки ткани, кожи, меха, ваты;

— фольга, скотч, обрезки полиэтилена;

— цветные нитки, обрезки пряжи, пуговицы, бусинки;

— крупы, мелкие макароны, вермишель;

— сухие ветки, иголки, листья, травы, цветы, соломка, апельсиновые корки, яичная скорлупа и многое другое.

Очень хорошо развивает моторику несложная игра, при которой вы с ребенком находите дома предметы, контуры которых удобно обвести на бумаге, *— крышки от банок и бутылок, кубики, ложки, элементы головоломок, отдельные части игр, ложки и вилки, туфли, кисти собственных рук или ступни ног. Пусть ребенок обведет их карандашом на листах бумаги, а затем вырежет. Полученные фигурки можно раскрасить и использовать для коллажа.

Конструкторы

Конструктор типа «Лего» — идеальный инструмент для развития мелкой моторики и координации движений. Размер деталей конструктора изменяется в зависимости от возраста детей, для игры которых он предназначен. В «Лего» и иных конструкторах моделируются реальные объекты и ситуации, и ребенок воссоздает их, соотнося с пространственным расположением тех или иных деталей. Сегодня у вас дома может образоваться гоночный трек с туннелями, завтра — флотилия кораблей, а еще через день — аэродром с ракетами и летающими тарелками.

Кукольный театр

Кукольный театр — одно из лучших средств для развития мелкой моторики и координации движений. Устроить кукольное представление ребенок может в одиночку или в компании со взрослыми, а может быть, с друзьями, братьями и сестрами. Для того чтобы представление состоялось, достаточно накрыть простынями обеденный стол — так, чтобы дети могли ползать под ним. Простыни должны заходить одна на другую по типу занавеса, чтобы в «прорезь» легко было высунуть руку. Можно поступить по-другому: накрыть покрывалом пару стульев или диван и дети будут устраивать представление над спинкой стула или дивана, надежно спрятавшись за ними от глаз зрителей. Куклы-марионетки и мягкие игрушки могут стать артистами. Лучше всего, конечно, использовать специально созданные для театра марионеток пальчиковые куклы, то есть такие, которые одеваются на пальцы. Хотя достаточно надеть на руку носок и пошевелить в нем пальцами, чтобы этот самый носок превратился в «куклу».

Развивающие игры на кухне

Никто не спорит с тем, что кухня — довольно опасное место для малыша. Но почему бы ему и не поиграть там немного вместе со взрослыми, если он под надежным присмотром? Кухня — настоящая школа развития мелкой моторики и координации движений.

— Малышам очень нравится венчик. Не обязательно использовать продукты. Просто налейте в миску воды, добавьте немного жидкого мыла и поставьте в раковину. Наденьте ребенку фартук, закатайте рукава, и пусть себе взбивает «сливки», пока ему не надоест.

— Можно также попросить ребенка принести вам определенные предметы щипцами. А еще лучше — устроить соревнование: кто быстрее принесет все участвующие в конкурсе предметы щипцами. Для того чтобы игра-соревнование состоялась, нужно разложить на кухне несколько глубоких тарелок — одну поставить на стол, другую — на пол, третью — на стул, четвертую — на подоконник и т. д. В каждую тарелку, кроме одной, нужно поместить какой-нибудь небольшой предмет. Для этой цели подойдут кубик, батарейка, резиновая игрушка, пустая катушка от ниток, пробка от бутылки.

— Не думайте, что накрывать на стол—такое простое дело. Совсем непросто малышу правильно расставить тарелки и чашки, разложить салфетки, вилки, ложки и ножи.

— Замечательно, если дети участвуют в приготовлении завтрака. Их можно попросить намазать масло на бутерброд, разложить кусочки сыра и колбасы, покрошить зелень. Во время приготовления пирогов и печенья поручите ребенку месить и раскатывать тесто. Пусть он нарежет его при помощи фигурных формочек.

— Попросите ребенка вымыть овощи перед тем, как делать из них салат. С фруктами и овощами можно и поиграть: сложить их в бумажный пакет и предложить ребенку определить на ощупь, что именно он держит в руке.

— Мытье посуды—увлекательное дело, Главное — не забывать, в каком возрасте ребенку можно доверить стеклянные стаканы, а в каком — только пластиковую посуду. Можно также попросить малыша вытереть ложки и вилки (а впоследствии и ножи) и сложить их в соответствующие ячейки в ящике кухонного стола.

— Не только кухня, (но и весь ваш дом — учебная площадка для малыша. Он с удовольствием возьмется смести пыль, подмести или помыть полы, протереть окно или зеркало. Все это способствует развитию координации движений и мелкой моторики, не говоря уже о том, сколько уважения прибавляет ребенку выполнение «взрослых» дел. Наводить в доме порядок, убирая разбросанные игрушки и одежки, — еще одно из списка этих дел,

Похожие статьи:

Игры на развитие логики детей 5, 6 лет

Развивающие задания в картинках для детей дошкольников 4-5 лет

Словесные игры для детей 4-5 лет в детском саду

Игры для детей 5 лет на освоение цветовой гаммы

Игры на развитие речи детей 5 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!