Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Игры на развитие внимания для детей младшего дошкольного возраста

Развивающие игры, формирующие целенаправленное внимание у детей младшей группы детского сада

Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий взрослого. Специальная работа воспитателя по развитию внимания способствует своевременному психическому развитию детей и успешному усвоению ими программы детского сада.

Между тем внимание дошкольников, как правило, развито очень слабо. Малыша в равной степени может заинтересовать любой предмет, его внимание легко перескакивает с одного объекта на другой. В результате ребенок может не слышать, что говорит воспитатель на занятии, или же уловить только начало задания, которое ему дается, не заметить происходящего вокруг него. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивность и неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим вниманием и поведением. Сам ребенок не сможет преодолеть эти недостатки. Ему необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.

Следует отметить, что любая обучающая игра способствует развитию целенаправленного внимания, ведь она всегда содержит задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности. Однако обычно этот аспект выступает как вспомогательный, сопутствующий решению других разнообразных задач. Для того чтобы своевременно развивать у малышей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребенка. Такие игры описаны в данном разделе. В каждой из них целенаправленность, сосредоточенность и устойчивость внимания являются главным условием игровых действий с привлекательными предметами и общения детей друг с другом. В одних случаях нужно учитывать разные требования задачи («Раз, два, три — говори!»), в других выделять и держать цель действия («Пальчик», «Прятки с игрушками»), в третьих вовремя переключать внимание («Отзовись, не зевай!», «Поехали коробочки наши!»). Последние игры этого раздела («Волшебный столик» и «Проказы мишки-шалунишки») требуют от детей особой сосредоточенности и устойчивости внимания, поскольку в них малыши должны заметить и осознать произошедшие изменения.

Характерным для этих игр является наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием.

Воспитатель является не только организатором и руководителем, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.

Раз, два, три — говори!

Особенности игры и ее воспитательное значение. Настоящая игра является первым шагом в развитии целенаправленного внимания. Обычно, когда ребенку предлагается какое-либо задание, состоящее из двух-трех действий, он, не дослушав его до конца, начинает действовать и выполняет только часть. Это говорит о том, что ребенок не может удерживать в своем сознании несколько условий выполнения задания, а следовательно, и ориентироваться на них в своих действиях.

Предлагаемая игра учит детей выделять несколько разных условий решения задачи и учитывать их при выполнении игровых действий. Одни из этих условий требуют познавательной активности (узнать предмет на картинке и вспомнить, как он называется, т. е. мобилизовать свои знания и представления), а другие — волевых усилий (не называть предмет раньше времени).

Игра проводится со всей группой. Небольшими группами, по очереди, дети решают обучающую задачу. Наблюдая действия других и оценивая их, ребенок начинает лучше понимать и осознавать требования и правила игры. Это помогает ему самому действовать более успешно.

Игра предоставляет детям возможность самостоятельно активно действовать с предметами.

Игровой материал.

Картинки, отражающие предметное окружение ребенка. Это могут быть знакомые вещи, узнавание и называние которых все же требует некоторых усилий. Например, предметы посуды (чайник, поднос, кастрюля и пр.), цветы (роза, тюльпан, колокольчик), животные (коза, свинья, собака, белка, заяц, волк и пр.), насекомые (бабочка, жук, гусеница, муха и пр.), растения (елка, береза, кустарник и пр.), одежда (платье, шапка, шуба, костюм), мебель (стол, стул, кресло, шкаф и пр.). Изображение предметов должно быть реалистичным, легко узнаваемым и привлекательным для малышей. Такие картинки можно подобрать из различных видов лото для дошкольников (ботаническое, зоологическое, лото малышам, лото на четырех языках). Желательно, чтобы картинки были в двух экземплярах. Кроме того, нужно иметь какой-либо материал для поощрения детей — кружочки, счетные палочки или звездочки.

Описание игры и приемы ее проведения.

Предложив детям сесть полукругом, воспитатель садится напротив них за столик, на котором заготовлен игровой материал. Это стопка картинок для игры, а также картинки, кружочки и звездочки для поощрения детей.

Воспитатель предлагает детям поиграть с картинками: «Я буду показывать их по одной, а вы — называть. Только называть надо после моего сигнала. Сначала внимательно посмотрите, что нарисовано, и вспомните, как это называется. Но ничего не говорите, пока я не скажу: «Раз, два, три — говори!» Кто первый правильно назовет картинку после моего сигнала, тот ее и получит Давайте попробуем!»

Воспитатель берет первую картинку, показывает ее детям и предлагает подумать, что на ней изображено, но не говорить сразу, а только приготовиться сказать. «Раз, два три — говори!» — эти слова произносятся четко, размеренно, а перед последним словом выдерживается небольшая пауза. Тот, кто первый правильно называет картинку, получает ее. Поиграв таким образом с тремя разными картинками, воспитатель предлагает новый вариант. Теперь называть картинки будут не все дети, а только четверо, по очереди. Четверым детям, сидящим с краю, предлагается называть картинку, а всем остальным — оценивать их действия и называть победителя. Если правильный ответ дают одновременно два ребенка, они оба получают по картинке. Остальные дети, если они не нарушили правило и верно назвали картинку, получают поощрительные кружки.

После первой четверки играет следующая. Так все по очереди решают обучающую задачу, оценивают правильность решения и награждают победителей.

Когда весь запас картинок исчерпан, воспитатель предлагает подойти к нему тем, кто выиграл одну картинку или один кружочек, и показать их всем. Выигрыш остается на столе у воспитателя, а дети возвращаются на места. Затем взрослый приглашает тех, кто выиграл две картинки, а потом и тех, кто выиграл два кружочка. Хвалит их за то, что они были внимательны, все им хлопают. Выигрыш остается на столе, а дети садятся на места. Далее выходят дети, получившие много картинок и много кружочков. Все их приветствуют, хвалят за то, что они были самыми внимательными, а воспитатель награждает их звездочками.

«А теперь, — говорит педагог, — пусть поднимут руки те дети, которые ничего не получили. Есть у нас такие? Почему вам ничего не дали? Как вы думаете?» В деликатной форме воспитатель дает детям понять, что причина неуспеха в них самих: они были невнимательными, часто отвлекались, нарушали правила. Педагог выражает уверенность, что в следующий раз дети непременно будут внимательными и что-нибудь выиграют.

Правила игры.

1. Прежде чем дать ответ, нужно внимательно посмотреть на картинку и вспомнить, как называется изображенный предмет.

2. Называть предмет можно только после слов: «Раз, два, три — говори!»

3. Тот, кто правильно и раньше других назвал предмет, получает картинку. Тот, кто опоздал с ответом, получает кружочек (палочку). Тот, кто ответил преждевременно, — ничего не получает.

Советы воспитателю.

Эта игра дает вам возможность выявить, кто из детей может быть собранным и внимательным, а кому это дается с трудом. С такими воспитанниками лучше поиграть отдельно, парами, подбирая детей с примерно равными возможностями.

Важным моментом игры является поощрение достижений ее участников. В этом особенно нуждаются те дети, кто старается мобилизовать свое внимание и применять имеющиеся знания. Отмечая неуспех отдельных детей, нужно проявлять тактичность. Покажите ребенку свою заинтересованность в его дальнейших успехах и выразите уверенность в том, что он научится быть внимательным.

Пальчик

Особенности игры и ее воспитательное значение. Данная игра развивает целенаправленное внимание, которое опирается на интерес детей к привлекательным картинкам. В процессе игры ребенок выбирает из большого количества более или менее знакомых ему предметов, изображенных на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указывает на него пальцем. Выполнение этих, казалось бы, несложных требований представляет для ребенка известную трудность. Она заключается в том, что малыш должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет взрослый. Так, в этой игре он учится управлять своим вниманием, что требует некоторых усилий. Но эти усилия вознаграждаются тем, что ребенок получает найденную картинку в качестве награды за то, что он был внимательным.

Основное требование игры — искать картинку глазами, а не руками, т. е. стимулируется прежде всего умственная активность. Движение (указательный жест) является лишь последним этапом решения задачи. Чтобы предупредить попытку ребенка искать руками, вводится специальное ограничительное правило: держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

Решение указанных познавательных задач происходит в ситуации игрового соревнования между каждой парой играющих. Действуя по очереди, малыши учатся считаться друг с другом, доброжелательно относиться к сверстникам.

Игровой материал.

Набор парных предметных картинок, изображающих игрушки, фрукты, цветы и предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда). Можно использовать картинки предметного лото, где изображены животные, птицы и люди. Картинки должны быть реалистичными, с четким изображением. Они раскладываются на столе двумя рядами (по пять-шесть картинок в каждом), на небольшом расстоянии друг от друга.

Описание игры и приемы ее проведения. Игра может проводиться со всей группой воспитанников или небольшой ее частью. Опишем вариант игры с участием всей группы.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики полукругом, пододвигает к ним небольшой столик, возле которого ставит три стула — для двух детей и для себя. На столе раскладывает в два ряда десять — двенадцать предметных картинок. Раскладывая картинки, педагог показывает их детям и предлагает назвать каждый изображенный предмет, вызывая тем самым у детей любопытство (что будет дальше?). Затем педагог обращает внимание детей на то, что у каждого из них на руке один палец называется указательным. «В этой игре, — продолжает воспитатель, — указательный палец будет помогать всем искать картинки, которые я буду называть. Кто первый правильно укажет на картинку (поставит на нее свой указательный палец), тот ее и получит».

Воспитатель подзывает к себе двух детей, предлагает им сесть друг напротив друга и садится сам лицом к детям. Он просит их поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их до тех пор, пока не будет названа картинка. Затем произносит следующие слова: «Кто из вас раньше найдет и укажет пальчиком, где находится... яблоко?» Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: «Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко?» Дети отвечают, и победитель получает картинку.

Воспитатель дает возможность второму ребенку «отыграться» и называет еще какую-нибудь картинку, желательно ту, которая находится прямо перед ним. Если малышу все же не удается выиграть, педагог заменяет ему партнера. Когда ребенок выиграет свою картинку, вызывается следующая пара детей.

Отданные детям картинки заменяются новыми. Игра продолжается до тех пор, пока не будет исчерпан весь запас картинок и каждый из детей не выиграет хотя бы по одному разу. (В этой игре не должно быть проигравших.) В конце игры дети показывают друг другу, какие картинки они выиграли, а затем подходят к столу и укладывают их в коробку.

Правила игры.

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовет предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителей называют все участники игры. Если оба ребенка одновременно поставили свои пальцы на картинку, выигрыш получает каждый из них.

Советы воспитателю.

Эта игра содержит элемент соревнования, но построена так, что в нем не бывает проигравших. Наличие парных картинок обеспечивает возможность каждому ребенку получить свой выигрыш, даже если они находят предмет одновременно. При отсутствии парной картинки нужно предоставить возможность ребенку выбрать ту, которая ему больше нравится. Воспитатель должен создать такую обстановку в группе, чтобы каждый получал удовлетворение от выигрыша. Это очень важно для поощрения внимательности.

При подборе пар соревнующихся детей учитывайте их возможности, которые должны быть примерно равными. Постарайтесь проводить игру таким образом, чтобы все ее участники были не только активны, но и внимательны друг к другу.

Прятки с игрушками

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Цель данной игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. Конечно, трехлетнему ребенку не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей и забавляет их. Игра, как показывает практика, является одной из самых любимых как для детей, так и для воспитателей.

Игровой материал.

Пять — семь игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки (грузовик, автобус и пр.), игрушечная посуда (кастрюлька, сковородка), военные игрушки (самолет, ракета, танк) и т. д. Игрушки должны быть среднего размера (примерно 20 — 25 см в высоту), очень привлекательными и новыми для детей (их можно взять на время в соседних группах детского сада).

Описание игры и приемы ее проведения.

Придя в детский сад, дети видят приготовленный им сюрприз: на отдельном столике стоят новые игрушки. «Это наши гости, — говорит воспитатель, — давайте поиграем с ними в прятки».

Педагог предлагает детям сесть поудобнее, придвигает столик с игрушками к ним поближе и объявляет, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Он подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось?» — спрашивает воспитатель каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет искать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, воспитатель предлагает им встать лицом к стенке и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т. д. Педагог шепотом обращается к детям, наблюдавшим за ним: «Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам».

«Пора!» — говорят хором дети и воспитатель. Водящие открывают глаза, становятся рядом с воспитателем, и он объясняет правило: «Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!»

Пока дети ищут, воспитатель напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, воспитатель спрашивает остальных малышей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?» Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Теперь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, когда лучше положить тот или иной предмет.

Когда все воспитанники побывают в роли водящих, педагог предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных. Все аплодируют им.

Правила игры.

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать, где спрятаны игрушки, не выдавать общего секрета. Того, кто нарушает это правило, не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза и подсматривать.

4. Прятать игрушки поручается только тем, кто выполняет все правила.

Советы воспитателю.

Игра должна проходить оживленно, эмоционально. Важно, чтобы дети внимательно рассмотрели выбранные игрушки. Отвечая на вопрос воспитателя, что им понравилось в игрушке, они отчетливее представляют качества этого предмета, что поможет им при его поисках.

К процедуре прятанья игрушек лучше привлекать непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться.

Отзовись, не зевай!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Внимание младших дошкольников неустойчиво. Дети легко отвлекаются, теряют намеченную цель и легко переключаются с одних действий на другие. Предлагаемая игра направлена на преодоление этих недостатков и развитие устойчивого, сосредоточенного внимания. Игра предъявляет ребенку целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и пр.

Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для трехлетнего ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению. Эти условия заключаются в следующем: во-первых, содержание игры и ее материал отвечают интересам и склонностям малышей (дети питают особый интерес к животным, которых встречают в своем окружении, они любят подражать голосам этих животных, их движениям и пр.); во-вторых, очень привлекательным является для них сам игровой материал (картинки с изображениями животных); в-третьих, эта игра — забава, где решение познавательной задачи сочетается с движением и звукоподражанием.

В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку коллектива, что служит условием самоутверждения и доставляет ребенку удовлетворение.

Игровой материал. Парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Подбираются картинки, изображающие следующих птиц: петух, курица, гусь, утка, ворона, воробей. Вполне подходят для детей изображения следующих животных, голоса которых уже хорошо им знакомы: корова, коза, лошадь, собака, кошка. К картинкам птиц и животных можно добавить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков.

Картинки помещаются в коробке, разделенной перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта данного пособия. Наборы картинок должны храниться в одинаковой последовательности.

Описание игры и приемы ее проведения.

Воспитатель вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Воспитатель объясняет детям, что эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего дружка: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по своему. «Как позовет корова свою подругу?» — спрашивает воспитатель. — Правильно, она будет мычать: «Му - муу», а другая корова должна быстро ей ответить: «Му - муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? Правильно, «га-гага», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего дружка — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут (показывает картинку). Этого мальчика зовут Сережей, а другого Андрюшей, это девочка Наташа, а это — Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, av, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, - птица, животное или человек — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. А дети похлопают и скажут: «Молодцы!». А если кто-нибудь зазевался и пропустил свой ход, они скажут ему: «Ай-ай-ай, другой раз не прозевай!»

Закончив объяснение игры, воспитатель раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому, и напоминает правило: «Не показывать картинки друг другу, а то не получится интересной игры». Педагог садится на свой стул, и игра начинается. Воспитатель вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Вызванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и воспитателя заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Игра проходит оживленно и, по мере того как малыши начинают осваиваться, приобретает все более веселый и непринужденный характер. Когда все картинки окажутся в коробке, воспитатель снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно другую игровую роль.

Правила игры.

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал воспитатель.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары (дружка).

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. Кто нарушит это правило, того вызовут позднее всех.

Советы воспитателю.

Важно помнить, что эта игра — забава, она должна проходить живо, весело, непринужденно. Многое здесь зависит от вашего поведения. Не превращайте объяснение игры в длинную сухую инструкцию. Пусть малыши в действии освоят правила игры. От яркости, доходчивости и активности объяснения будет зависеть ее успех.

Эмоциональное отношение детей к игре является условием непроизвольного внимания, которое является основой формирования таких его качеств, как сосредоточенность и устойчивость.

Игра поможет вам выявить детей с неуправляемой активностью, с полным отсутствием сосредоточенности и устойчивости внимания. С таким ребенком нужно поиграть в эту же игру отдельно, для того чтобы выяснить причины, мешающие ему сосредоточиться, и помочь преодолеть эти недостатки.

Для детей с рассеянным, неустойчивым вниманием можно облегчить правила. Например, после выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре становится ему в тягость, ему можно поручить покормить птичек или отвести на место коров, т. е. выполнить дополнительные движения, которые могут служить разрядкой и продлят интерес ребенка к игре.

Поехали коробочки наши!

Особенности игры и ее воспитательное значение.

В этой игре дети учатся управлять своим вниманием. Чтобы выполнить ее правила, нужно уметь не только удерживать цель, но и переключаться на новые признаки, по которым отбираются предметы (при выборе предметов нужно переключиться на другой цвет).

В процессе игры дети решают однотипную задачу, но в разных ее вариантах и при этом проверяют друг друга. Взаимный контроль осложняет решение задачи, потому что ребенок должен не только действовать сам, но и следить за действиями другого. Кроме того, от детей требуется подчинение звуковому сигналу, от которого зависит своевременное переключение внимания. Таким образом, игра способствует развитию произвольного внимания и управления своим поведением.

Эта игра отвечает склонности малышей к простым, много- кратно повторяющимся действиям с привлекательными предметами. После проигрывания ее со взрослыми игра может повторяться относительно самостоятельно. Это будет способствовать сближению детей друг с другом, их организованности и заполнению досуга.

Игровой материал.

Миниатюрные предметы четырех основных цветов, по нескольку игрушек каждого цвета. Это могут быть примерно следующие предметы: шарики, кубики, кирпичики, колечки от пирамидок, картонные кружочки, миниатюрные флажки (из ленточек, приклеенных к спичке), деревянные катушки, окрашенные в разные цвета, и пр. Предметы должны быть простой формы, по нескольку одинаковых экземпляров. Можно использовать также одежду для маленькой куклы (платочки, шарфики и пр.). Предметов должно быть много, чтобы каждый участник игры мог упражняться в переключении внимания с одного цвета на другой.

Нужно приготовить также пять-шесть коробочек из плотной бумаги (по числу играющих). На дно каждой коробочки приклеить кружок какого-либо основного цвета.

Для игры требуется поднос или крышка от плоской коробки, которая может вместить большое количество миниатюрных предметов. Нужна также погремушка для звукового сигнала.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра рассчитана на небольшую группу детей — пять-шесть человек.

Воспитатель приглашает малышей сесть за общий стол и выбрать для себя коробочку, в которой помещен набор игрушек какого-либо одного цвета. Одну коробочку берет воспитатель, который участвует в игре наравне с детьми и подает им наглядный пример выполнения игровых действий.

Вынимая игрушки по очереди и показывая их друг другу, воспитатель и дети называют цвет каждой игрушки и кладут ее на поднос, который стоит в середине стола. Когда коробочки опустеют и все игрушки окажутся на подносе, взрослый обращает внимание малышей на то, что на донышке каждой коробки есть кружок, который такого же цвета, как и игрушки, которые там лежали.

Воспитатель читает стихи:

На донышке в коробке

Огонек горит,

Какие брать игрушки,

Он нам говорит.

Смотри, не перепутай,

Внимательно следи,

И что такого цвета,

В коробочку клади!

Помогая малышам понять содержание игры, педагог уточняет ее правила, подчеркивает, что цветной кружочек в каждой коробке говорит, какого цвета игрушки нужно выбрать на подносе и положить в свою коробочку. Тут же поясняется и следующее правило: брать с подноса разрешается только по одной игрушке.

Затем воспитатель показывает детям погремушку и дает послушать, как она звучит. Взрослый предупреждает детей, что, как только зазвучит погремушка, нужно остановиться (больше не брать игрушки с подноса), передвинуть свою коробочку вправо и взять коробочку, которую ему передвинули слева. Если погремушка будет продолжать звенеть, эту коробочку тоже нужно подвинуть вправо. (Пока звенит погремушка, коробочки едут.) Как только погремушка замолчит, каждый должен посмотреть в ту коробочку, которую ему подвинули, определить, какого цвета в ней кружок, взять с подноса такую же игрушку и положить в коробочку.

Дети вместе с воспитателем повторяют стихотворный текст и с последней его фразой начинают подбирать игрушки. Игра заканчивается, когда поднос опустеет и все игрушки будут разложены по коробочкам.

Правила игры.

1. Выбирать и складывать в коробочку предметы можно только того же цвета, что и кружок на дне коробки.

2. С подноса можно взять только один предмет, сравнить его с цветом кружка и аккуратно вложить в коробочку.

3. Начинать выбор предмета нужно по сигналу, т. е. по последней фразе стихотворного текста.

4. Как только раздается звук погремушки, начинается обмен коробочками, которые едут от одного ребенка к другому под звуки погремушки. Когда звук прекращается, произносится стихотворный текст, все смотрят на кружки на дне коробочки и начинают выбирать предметы.

Советы воспитателю.

Эта игра особенно трудна для тех малышей, которые привыкли к постоянной опеке и не приучены к самостоятельности. В то же время они в большей степени нуждаются в формирующих воздействиях данной игры, которая, кроме того, помогает воспитателю своевременно выявить таких детей.

Дошкольники с неразвитым для своего возраста вниманием часто отвлекаются, быстро теряют цель при выполнении игровых действий, мешают и остальным детям, и воспитателю. С этими детьми нужна индивидуальная работа.

В таких случаях полезно привлечь ребенка к подготовке материала для игры. Например, разложив на столе пустые коробочки с кружочками, обратите внимание ребенка на приклеенные кружочки и предложите назвать их цвета. Познакомив малыша с текстом, объясните ему цель игровых действий (отбор предметов по цвету кружка). Передавая ребенку отдельные предметы разной формы, попросите его каждый раз называть их цвета и помещать в соответствующие коробочки. Так можно научить ребенка выделять цвет как основание для группировки предметов. Затем поручите ему самому находить по цвету предметы для каждой коробочки. Постепенно, шаг за шагом ребенок осваивает требования обучающей задачи. Такая подготовка поможет ему управлять своим поведением в условиях совместной с другими детьми игры.

При проведении игры очень важно помочь детям осознать ее правила. Поэтому недопустимы суета и спешка. Не торопите детей при выполнении игровых действий. При остановке коробочек напомните им правила: внимательно посмотреть на цвет кружка и, если в коробочку случайно попал предмет другого цвета, положить его обратно на поднос.

В этой игре важную организующую роль играют два звуковых сигнала: стихотворный текст и звук погремушки. Они мобилизуют внимание ребенка к началу игровых действий. Пусковое значение этих сигналов дети должны хорошо усвоить: коробочки движутся в одном направлении, пока звучит погремушка, и каждый ребенок не только отдает свою коробочку, но и получает другую от соседа. Выбирать игрушки можно только по окончании текста.

Трудности этой игры легко преодолеваются, если она проходит живо, весело. Для детей это игра-забава. Особенно нравится им передвигать коробочки под звук погремушки и связывать эти действия с живым образом. «Поехали коробочки наши!» — произносят участники игры и с интересом ждут, какая коробочка достанется каждому.

Волшебный столик

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Основная цель этой игры — учить детей замечать и осознавать окружающую их обстановку и происходящие в ней изменения. Для этого им необходимо учиться управлять своим вниманием. Играя, малыши учатся подмечать происходящие изменения в составе предметов, их расположении, позах и пр. У них формируются такие качества, как наблюдательность, сосредоточенность, устойчивость и произвольность внимания. Конечно, малыши еще не могут полностью управлять своим вниманием, но предложенная игра закладывает основу этого.

Игра носит характер спектакля игрушек. Она является интересным, увлекательным зрелищем, в котором активно участвуют дети, выполняющие роль зрителей. Все, что нужно заметить ребенку, носит характер приятных, а иногда и смешных сюрпризов. Это и забавляет малыша, и учит его внимательно следить за происходящим на сцене.

В игре участвуют все дети группы. Общие впечатления объединяют и сближают их. А необходимость соблюдать определенные правила учит контролировать поведение.

Игровой материал.

Небольшой стол; приятная для глаз плотная ткань, которая может накрыть его с трех сторон до самого пола, скрывая от детских глаз стоящий под столом ящик с игрушками; настольная ширма; набор сюжетных (образных) игрушек, при помощи которых на столе появляются сюжетные сценки, доступные пониманию малышей.

Для разыгрывания сценок можно использовать игрушки средних размеров (примерная высота — 15 — 20 см): их удобно перемещать по сцене и в то же время они хорошо видны детям с некоторого расстояния. Игрушки должны быть соразмерны друг с другом. Это могут быть куклы (мальчик и девочка), зайчик, мишка, собачка, обезьянка и другие животные, транспортные игрушки (машины, самолеты, танки и пр.), кукольная мебель, посуда и пр. Можно использовать также заводные игрушки. Каждый персонаж спектакля получает свое имя, которое помогает детям вызывать артистов. Кроме игрушек-артистов, желательно иметь вспомогательные предметы, такие, как матерчатый шарик, кармашек, которые надеваются кукле через плечо, маленький флажок (его надевают на руку кукле с помощью резинки, косыночки) и пр.

Чтобы избежать ненужных пауз в переходе от одной сценки к другой, игрушки, входящие в каждую сценку, укрепляют пластилином на отдельной картонной или деревянной площадке. Каждая такая площадка помещается в ящик или большую коробку в нужной для показа последовательности. Это облегчает воспитателю демонстрацию спектакля. Ящик с материалом заранее незаметно для детей помещают под столом.

Описание игры и приемы ее проведения.

«Давайте поиграем сегодня в театр, — говорит воспитатель. — Мы все будем зрителями». Дети выходят в коридор и снова заходят в комнату, представляя, что они пришли в настоящий театр. «Представление сегодня будет показываться на этом столе, — сообщает воспитатель, показывая детям столик, покрытый до пола плотной тканью. — Вы думаете, это простой стол? Нет, он волшебный! Как только прозвучат волшебные слова, которые мы все вместе скажем, на столике появится что-то интересное, а что, увидите сами».

Воспитатель предлагает детям сесть поудобнее и послушать, какие волшебные слова нужно всем вместе сказать, чтобы столик показал представление:

Столик, столик, послужи,

Нам игрушки покажи.

Все, что ты покажешь,

Мы потом расскажем.

Цоп-топ, тара-ра,

Начинается игра!

Цоп-топ, на-на-на,

Наступает ти-ши-на...

(Последнее слово произносится полушепотом, с понижением голоса.)

Тихо ступая, воспитатель садится за столик, ставит настольную ширму и под ее прикрытием достает из-под стола картон с игрушками для первой сценки. Когда снимается ширма, перед детьми появляется следующая сценка.

Справа, на коврике, положив голову на подушку, спит мишка, а на авансцене сидит кукла Маша, на коленках у нее два разноцветных шарика.

Воспитатель задает детям вопросы, помогающие им понять содержание этой сценки и назвать ее персонажи, их действия и предметы. Затем снова ставит ширму и меняет сценку на планшете: убирает коврик мишки, сажает куклу и мишку напротив друг друга и изображает, как мишка и Маша перекатывают друг другу шарик. Перед тем как снять ширму, воспитатель предлагает малышам позвать те игрушки, которые им понравились. Когда дети позовут игрушки, ширма убирается и возникает новая сценка. Используя вопросы, воспитатель помогает детям увидеть, что изменилось в этой сценке. Малыши должны сказать, что раньше делали персонажи сценки и что они делают сейчас, где они находились раньше, а где сейчас.

Затем воспитатель снова ставит ширму и переходит к показу следующей сценки. Пока он готовится к показу, дети под его руководством повторяют стихотворный текст, и снова восстанавливается тишина. Воспитатель снимает ширму. На столике появляются грузовик и мальчик Петя, который протирает машину тряпочкой, а потом убирает тряпочку в сумку. Воспитатель опять задает детям вопросы, помогающие уяснить содержание сценки: «Что делает Петя? Зачем он протирает машину? Куда делась тряпочка?» и пр. Потом ставится ширма, и детям снова предлагают позвать те игрушки, которые им понравились. Воспитатель за ширмой добавляет на тот же планшет куклу Машу, которая сидит в грузовике, и какой-нибудь новый, неожиданный персонаж, например собачку, обезьянку и пр. Ширма убирается, дети видят новую сценку и отвечают на вопросы. Сценка заканчивается тем, что мальчик Петя тоже садится в грузовик, куклы машут детям руками и грузовик с пассажирами уезжает.

Игра может продолжаться с новым составом игрушек и с новыми изменениями в их позах.

Правила игры.

1. Внимательно смотреть на сцену.

2. Прежде чем ответить на вопрос, нужно вначале вспомнить, что было в предыдущей сценке. Звать игрушки дружно, хором.

3. Соблюдать тишину после слов: «Наступает ти-ши-на».

Советы воспитателю.

Очень важно, чтобы дети вошли в воображаемую ситуацию и в роль зрителей. Только это может обеспечить их организованное поведение во время спектакля, ведь воспитатель будет в основном занят показом различных сценок. Если по ходу игры все же возникает необходимость призвать детей к порядку, сделать это лучше в игровой форме. Например, скажите им, что столик не любит шума, он обидится и перестанет показывать игрушки. В некоторых случаях, например если дети продолжают шуметь, можно даже прекратить спектакль. Возобновить и продолжить спектакль следует только после извинения детей перед столиком и дружного повторения текста: «Столик, столик, послужи...» Замечания детям лучше делать и от лица какой-нибудь игрушки.

Важную роль в этой игре выполняют вопросы воспитателя, которые направляют внимание детей и побуждают их замечать изменения в сценках. Спросите малышей, кого показывает столик, что делают игрушки и где они расположены. Перед тем как показать новую, измененную сценку, напомните детям, что нужно позвать те же игрушки. Показывая новую сценку, опять вопросами направьте внимание детей на произошедшие изменения (кто пришел, кого не хватает и что изменилось в позах или внешнем виде персонажей).

В содержание сценок рекомендуется вносить элементы шутки. Например, поставьте мишку вверх ногами, наденьте на голову обезьянке кастрюлю и т. д.

Во время игры у детей возникает потребность поделиться своими впечатлениями. Не следует препятствовать этому, но нужно предупредить их, что нельзя мешать столику показывать, а остальным зрителям смотреть спектакль, поэтому говорить нужно только шепотом или очень тихо.

В конце игры можно обратиться к детям от лица петрушки или другого персонажа, чтобы выяснить их впечатление, подвести итоги спектакля. Лучше всего посадить куклу на ширму (как в кукольном театре) и задать от ее лица вопросы о том, понравилось ли ребятам представление, что больше всего запомнилось, кого бы они хотели увидеть в следующий раз и хотят ли они снова поиграть в театр.

Проказы мишки-шалунишки

Особенности игры и ее воспитательное значение.

Данная игра направлена на развитие сосредоточенности и устойчивости внимания. Ребенок должен выделить и осознать порядок расположения однородных предметов (колечек от пирамидки) и сосредоточить свое внимание на их различиях по величине.

Зрительный образ этого порядка позволит малышу обнаружить изменения в последовательности расположения колец. Эти достаточно сложные для детей умственные действия требуют активного участия всех познавательных процессов — восприятия, памяти, мышления. Но главное условие успешного решения задачи — желание найти перемены.

Несмотря на то что игра требует умственных усилий и сосредоточенности, она является вполне доступной для младших дошкольников благодаря забавному игровому замыслу.

Эта игра и развлекает малышей и одновременно развивает их.

Игровой материал.

Одноцветная пирамидка с шестью-семью колечками; набор фигурок, изображающих детей или сказочных персонажей; небольшой плюшевый медвежонок с сумочкой через плечо.

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра проводится с небольшой группой детей (пять-шесть человек). Участники садятся вместе с воспитателем за небольшой стол. Педагог ставит на стол игрушечные фигурки, изображающие персонажей сказок, или фигурки детей, и каждый ребенок выбирает себе игрушку по вкусу.

Неожиданно воспитатель достает игрушечного мишку. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишка-шалунишка, а тебя как? — скрашивает мишка, обращаясь по очереди к каждому ребенку. — Вот мы и познакомились. Давайте теперь вместе поиграем. Посмотрите, какая у меня красивая сумочка! Я принес ее, чтобы что-то спрятать. А что, вы сейчас увидите». Воспитатель достает пирамидку и вместе с мишкой разбирает ее и раскладывает на столе.

«А теперь закройте глаза руками и не подглядывайте, пока я не скажу», — говорит мишка. Дети закрывают глаза, воспитатель прячет мишке в сумочку одно из больших колечек пирамидки, сдвигает колечки, чтобы не было видно промежутка между ними. Мишка произносит: «Угадайте, что я спрятал?» Дети открывают глаза, и каждый ставит свою игрушку в то место, где, как ему кажется, не хватает колечка. Когда все фигурки будут поставлены, Мишка-шалунишка вынимает колечко из сумочки и предлагает одному из детей поставить его на место. Ребенок выполняет поручение, а все остальные проверяют, на своем ли месте находится колечко, и оценивают, кто правильно поставил свою фигурку, а кто ошибся.

Когда пирамидка будет восстановлена, воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на каждое колечко, чтобы запомнить, какой оно величины и где его место. «Ведь без этого нельзя догадаться, какое колечко возьмет мишка. А мы должны перехитрить его и показать, что умеем узнавать, какое колечко он прячет», — говорит воспитатель.

Игра повторяется несколько раз, и каждый по очереди отгадывает, что спрятал мишка, и ставит свою фигурку на место убранного колечка.

Правила игры.

1. Вовремя закрывать глаза, не подглядывать, пока мишка не разрешит смотреть.

2. Каждый, кто отгадал, где не хватает колечка, должен поставить свою игрушку на это место. Отгадывать нужно самостоятельно, не подражая соседу.

3. Когда мишка показывает спрятанное колечко, ищет его место тот, кому мишка это колечко отдает.

Советы воспитателю.

Успех игры зависит от того, удастся ли вам с самого начала создать игровую ситуацию и захватить воображение детей. В отличие от предыдущих игр в этой объяснение дается сразу в игровой форме.

Важно, чтобы дети не подглядывали, когда мишка прячет колечко. Чтобы облегчить им ожидание, покажите, как лучше это сделать: положить руки на стол, закрыть глаза и опустить голову на руки.

В этой игре важно помочь детям построить поисковый зрительный образ величины колечка. В тех случаях, когда ошибки повторяются, напомните им прием соизмерения (накладывание колечек друг на друга), помогающий выяснить, какое колечко больше, а какое меньше. Кроме того, полезно предложить детям внимательно рассмотреть разложенную Пирамидку перед тем, как закрывать глаза.

Эту игру необходимо повторять несколько раз, давая возможность каждому ребенку продемонстрировать свои способности и получить одобрение сверстников и воспитателя.

Похожие статьи:

Игры по рисованию для дошкольников 3-5 лет

Игры на развитие навыков классифицирования для детей 2-3 лет

Игры с песком в младшей группе

Игры на развитие артикуляционного аппарата для детей 2-3 лет

Игры на обучение счету с детьми 3-4 лет

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!