Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Старинные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста

Забытые игры для детей

Лапта

Лапта — одна из самых распространенных и любимых русских народных игр. В приведенном здесь упрощенном варианте в нее могут играть и младшие школьники.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч (лучше улитой, как для игры в теннис) и лапта — круглая палка длиной 60—70 см и толщиной 3—3,2 см. Играть могут от 5 до 12 человек.

На двух противоположных концах площадки проводят две черты, из которых одна называется коновой, а другая — игральной. Расстояние между ними (поле) должно быть не менее 40 шагов. Играющие выбирают метальщика и подавальщика, которые встают на игральную черту; остальные играющие располагаются в разных местах поля. Подавальщик подбрасывает мяч метальщику, тот отбивает его лаптой в поле. Если мяч подан плохо, можно воздержаться от удара. При удачном ударе, когда мяч отлетит далеко, метальщик бежит к коновой черте, чтобы оттуда снова вернуться на игральную линию и не дать осалить себя во время перебежки. Благополучное возвращение дает ему право вновь бить по мячу лаптой. Если игрок поля поймает свечку, т.е. поймает мяч на лету, то он идет на место метальщика, а тот присоединяется к игрокам поля. Если же во время перебежки осалят метальщика, то он становится подавальщиком, а прежний подавальщик — метальщиком. Салить разрешается только с того места, где поднят мяч. Метальщик, промахнувшийся три раза, а также подавальщик, три раза плохо подбросивший мяч, переходят в ряды игроков поля, и на их место назначаются другие. Во время перебежки метальщик не имеет права брать с собой лапту или бросать ее за игральную черту. За нарушение этих правил его переводят в игроки поля.

Чиж

Для игры нужны чиж и две палки. Чиж — это короткая палочка с заостренными концами.

На земле чертят кон (круг диаметром в 1 м), в центр его кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа. Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или даже третьим ударом выбить подальше). В случае промаха, а также если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньше, чем длина палки), метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями.

Второй игрок — водящий старается поймать чиж на лету или задержать его палкой и с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж и снова направить его в поле. Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Ямки

В игре принимают участие 5—6 человек.

На площадке проводят черту, а в 5—6 шагах от нее выкапывают ямку, за ней выкапывают еще две ямки на расстоянии 1—2 м одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки (шишки). Если начинающий с первого раза попадет в первую ямку, то бросает во вторую, и т.д. После каждого промаха в игру вступает следующий играющий.

Кто попадет без промаха подряд в первую, вторую и третью ямки, называется учеником. Чтобы стать подмастерьем, надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности — сначала в третью, потом во вторую, а потом в первую. И, наконец, звание мастера получает тот, кто вслед за этим сумеет выполнить еще одно упражнение — попасть сначала во вторую, потом в первую и затем в третью ямку.

Научиться бросать камешки с такой точностью нелегко. Для этого надо хорошенько потренироваться. Этим может заняться каждый в отдельности, чтобы потом отличиться в этой игре.

Попади в ямку

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг нее в радиусе 50—70 см еще 3—4 ямки поменьше. Играть могут 5—6 человек. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку и по одному камешку в остальные. Затем, встав у черты в 3 — 4 шагах от самой близкой ямки, играющие по очереди бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок. В случае попадания играющий забирает все камешки, которые там находились (но если он попадет в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек там остается). Тот, кто промахнется, свой камешек подбирает. Игра заканчивается, когда в ямках не окажется камешков.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Игра в камешки

Эта игра, очень популярная в свое время, незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Если показать ее ребятам, они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.

Играют сидя за столом или на полу, на земле, на гладкой утоптанной площадке. У каждого должно быть по пять камешков.

Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу справа налево).

Приводим несколько примерных упражнений.

1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.

2. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.

3. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.

4. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.

5. Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами.

Похожие статьи:

Подвижные игры для детей начальной школы на улице

Весёлые спортивные упражнения для детей 7-9 лет

Эстафеты по ПДД для начальной школы

Подвижные игры эстафеты для детей 7-9 лет

Спортивные эстафеты для начальных классов в спортзале

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!