Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока информатики для 9 класса. Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Информатика - 9 класс. Конспект
Автор: Таймасханова Зухра Кенже-Назаровна, учитель информатики МКОУ "Гимназия №4 г. Усть-Джегуты".
Данная методическая разработка предназначена для учителей информатики для проведения урока по представленной теме в 9 классе по УМК Л. Босовой.
Тема: Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки
Цели:
понимание сущности относительных, абсолютных и относительных ссылок, рассмотрение приёмов организации вычислений с использованием ссылок;
развитие навыков работы на компьютере, ИКТ-компетентностей учащихся, расширение кругозора и словарного запаса;
воспитание любознательности, интереса к предмету, самостоятельности мышления.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – наличие представлений об организации вычислений в электронных таблицах, об относительных, абсолютных и смешанных ссылках;
Метапредметные – общеучебные и общекультурные навыки работыс информацией; навыки определения условий и возможностейприменения программного средства для решения типовых задач;
Личностные – представление о сферах применения электронныхтаблиц в различных сферах деятельности человека.
Используемые на уроке средства ИКТ:
• персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийныйпроектор, экран;
• ПК учащихся.
Ход урока:
1. Инициация
Хочу начать урок с притчи:
"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: "Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках”. Сегодня на уроке все в ваших руках и головах.
Начнем с того, что узнаем, что мы будем изучать на уроке. Чтобы это узнать, нужно собрать пазл. Кто первый собирает, поднимает руку.
2. Постановка целей урока учениками
Прием «Воздушные шарики»
Учащимся раздаются два листочка: один в виде воздушного шарика, другой - в виде тучки. На шарике дети пишут свои ожидания от урока, на тучке опасения. В конце урока мы проверим, оправдала ли наша работа на уроке ожидания, и сбылись ли наши опасения.
3. Актуализация знаний
Прежде чем начать рассматривать новый материал, проверим усвоение теоретического материала предыдущего урока «Интерфейс электронных таблиц».
Он-лайн тестирование по теме «Электронные таблицы MS Excel»
4. Формирование новых понятий и способов действий
Изложение нового материала происходит с помощью проблемных вопросов и с показом в программе MS Excel самими детьми.
Типы ссылок

Относительные ссылки

При копировании формулы из ячейки А2 в ячейки B2, С2 и D2 относительная ссылка автоматически изменяется и формула приобретает вид:
B1^2, C1^2, D1^2
При копировании этой же формулы в ячейки А3 и А4 получим соответственно:
A2^2, A3^2
Пример 1.Проведём в электронных таблицах расчёт предполагаемой численности населения города в ближайшие 5 лет, если в текущем году она составляет 40 000 человек.
Внесём в таблицу исходные данные, в ячейку В3 введём формулу = В2+0,05*В2 с относительными ссылками; скопируем формулу из ячейки В3 в диапазон ячеек В4:В7.

При копировании формулы, содержащей относительные ссылки, нужные нам изменения осуществлялись автоматически.
Абсолютные ссылки
При изменении позиции ячейки, содержащей формулу, абсолютная ссылка не изменяется. При копировании формулы вдоль строк и вдоль столбцов абсолютная ссылка не корректируется.

Пример 2. Некий гражданин открывает в банке счёт на сумму 10 000 рублей. Ему сообщили, что каждый месяц сумма вклада будет увеличиваться на 1,2%. Для того чтобы узнать возможную сумму и приращение суммы вклада через 1, 2,…, 6 месяцев, гражданин провёл следующие расчёты

Смешанные ссылки
Смешанная ссылка содержит либо абсолютно адресуемый столбец и относительно адресуемую строку ($A1), либо относительно адресуемый столбец и абсолютно адресуемую строку (A$1).
При копировании или заполнении формулы вдоль строк и вдоль столбцов относительная часть ссылки автоматически корректируется, а абсолютная - не корректируется.

Пример 3. Требуется составить таблицу сложения чисел первого десятка, т. е. заполнить таблицу следующего вида:

При заполнении любой ячейки этой таблицы складываются соответствующие ей значения ячеек столбца А и строки 1.Внесём в ячейку В2 формулу =$A2+B$1 и скопируем её на весь диапазон В2:J10.
Должна получиться таблица сложения.

5. Релаксация
Метод «Воздух, земля, огонь и вода»
Учитель просит учащихся изобразить телом одно из состояний - воздух, земля, огонь и вода.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее "взбодрилась").
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь.Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода.Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.
Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
6. Применение изученного
Практическая работа «Абсолютная ссылка»
Создать и заполнить таблицу расчёта стоимости, показанную на рисунке.

Алгоритм выполнения задания:
1.Записать исходные текстовые и числовые данные.
2.Рассчитать графу Стоимость, р., используя курс доллара как абсолютный адрес.
3.Рассчитать графу Стоимость, Евро, используя курс Евро как абсолютный адрес.
4.Установить денежный формат соответствующим данным.
7. Рефлексия
Проверим, оправдались ли наши ожидания и опасения.
Учитель снимает с доски шарик и тучку. Заполненные учеником, читает и спрашивает у ученика, «Оправдались ли его ожидания и были ли какие-нибудь затруднения». Так с несколькими учениками.
Сегодня на уроке вы получили несколько оценок за несколько видов работ, т. е. работали по накопительной системе. Чтобы узнать оценку за урок, надо посчитать среднее арифметическое ваших оценок. Сделаем мы это с помощью программы MS Excel. Для этого будем использовать встроенную функцию СРЗНАЧ, это материал нашего следующего урока.
8. Домашнее задание.
§3.2(1); вопросы и задания 1–11 к параграфу.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики для 9 класса. Операторы языка Turbo Pascal Внеклассное мероприятие по информатике для 9-11 классов Внеклассное мероприятие по информатике для 9 класса Конспект урока информатики, 9 класс. Программирование ветвлений на Паскале
Участник №45 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 30 апреля 2017 года
День матери в 11 классе. Сценарий праздника
Опубликовано: 465 дней назад (9 апреля 2017)
Просмотров: 1194
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!