Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Развлечение с элементами экспериментирования для детей 5-7 лет

Конспект развлечения для старших дошкольников "В гостях у Архимеда"
Автор: Ермакова Зоя Николаевна, педагог дошкольного образования МАДОУ детский сад "Березка" г. Первомайск.
Данный конспект предназначен для воспитателей подготовительной группы, детей от 5 до 7 лет. Представленная работа поможет в развитии воображения,наблюдательности, логического мышления дошкольников. Проводится как отдельное занятие по ознокомлению детей с окружающим миром.
Цель: формировать у детей целостное мировидение.
Задачи:
• создавать предпосылки формирования учебной и умственной деятельности;
• устанавливать причинно - следственную зависимость природных явлений;
• развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение);

Материалы: воздушные шарики; приглашение в гости от Архимеда, написанное молоком; стеклянные банки (две пол-литровые ,одна двухлитровая); два сырых яйца; стакан соли, столовая ложка; кувшин с водой; яйцо киндер- сюрприза; записка, камешек, сода, лимон, уксус, два зеркала, мандарины, магниты, звёздочка на магните, предметы из металла, пластмассы, дерева, бутылка.
Ход занятия
I. Организационная часть.
Дети входят в зал, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Чей портрет мы видим здесь?
Дети: Архимеда.
Воспитатель: А кто такой Архимед?
Дети: Ученый. Он жил в Древней Греции.
Воспитатель: Сейчас я о нем немного расскажу. Когда вас ещё не было на свете, не было и ваших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил в Греции человек по имени Архимед. Он был математик и учёный. Этот человек был очень любознательным, всё ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей. А вам хотелось бы побывать в гостях у Архимеда?
Дети: Да!
II Основная часть.
1. Опыт №1 «Секрет письма Архимеда»
Воспитатель: Давным – давно морские путешественники отправляли письма необычным способом. Они писали послания на листе бумаги, клали его в бутылку, запечатывали и пускали в море. Посмотрите, дети, к нам приплыла такая бутылка. Что это такое?
Дети: Морская зашифрованная почта.
Воспитатель: Оказывается, сам Архимед прислал нам приглашение. Давайте-ка прочитаем его послание. Открываем письмо, а там …чистый лист.
Воспитатель: Чем же написано это письмо?
Дети: Соком, супер невидимыми чернилами, молоком.
Воспитатель: Как нам его прочитать? Как невидимое сделать видимым?
Дети: Надо нагреть над свечкой.
Воспитатель: Правильно! Присаживайтесь на стулья. Если я сейчас нагрею листок над свечкой, что произойдёт?
Дети: Письмо написано молоком: оно вскипает от тепла свечи, темнеет и становится видимым.
Воспитатель: Что написано в письме кто сможет прочитать?
Воспитатель: Давайте я вам помогу прочитать «Для того чтобы попасть в страну Архимеда, вам нужно разгадать секрет яйца-попрыгунчика.»
2. Опыт №2 «Секрет яйца-попрыгунчика».
На столе пустые стеклянные банки - две пол-литровые, одна двухлитровая. На блюдце - два сырых яйца.
Воспитатель: Давайте проведём опыт. Если мы возьмем банку с водой и опустим в него яйцо, что произойдет?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: А что можно сделать, чтобы яйцо не утонуло?
Дети: Положить пустую банку, посолить воду в банке…
Воспитатель: Правильно, давайте нальём воды и добавим соли. Ирина опустит яйцо в эту банку. А сейчас что вы видите?
Дети: Яйцо не тонет. Оно плавает.
Воспитатель: А что будет, если мы смешаем воду из первой и второй банки и опустим в него яйцо?
Дети: Яйцо будет плавать посередине.
Воспитатель: Теперь пойдёт Саша и перельёт в банку воду из первой и второй банки и опустит яйцо. А сейчас что мы видим?
Дети: Яйцо плавает посередине.
Воспитатель: Скажите, почему яйцо плавает.
Дети: В солёной воде яйцо плавает, потому что его держит соль. Когда много соли яйцо плавает по поверхности, а когда соли меньше немного тонет.
Воспитатель: Правильно. В солёной воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода но и частицы соли, растворённые в воде.
Посмотрите, а яйцо-то у нас непростое, оно тоже с секретом! (Сырое яйцо незаметно меняется на яйцо из киндер-сюрприза). Достаём из него записку.
Воспитатель: Надо прочитать, что здесь написано.
Воспитатель читает: «Вас поведёт вперёд звезда» В древнем мире звёзды всегда указывали путь путешественникам и морякам. А вот и звезда. Она не простая.
(Прикрепляем звезду к мольберту)
Воспитатель: Вика, закрепи на доске цветок. Что с ним стало?
Дети: Он упал!
Воспитатель: А почему не падает звезда?
Дети: Она держится с помощью магнита, а цветок нет.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь звезда двигается по доске. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что сзади доски двигают магнитом. Магнит сзади доски двигается и притягивает магнит к звезде.
3. Опыт №3 «Что притягивает магнит»
Воспитатель: Но не только магниты притягиваются друг к другу. А чтобы узнать мы проведём такой опыт. Пройдите в секретную лабораторию, встаньте все около стола, подвиньте к себе красные тарелочки с предметами и возьмите магнит. Давайте проверим, какие предметы притягиваются магнитом, а какие нет.
Дети: Магнит притягивает металлические предметы. А деревянные и пластмассовые не притягивает.
Воспитатель: Молодцы. Мы с вами выяснили, что магнит притягивает металлические предметы, а именно железные предметы и предметы из его сплавов. А сейчас давайте немного поиграем.
4. Физкультминутка.
Что там чудится в тумане?
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)
5. Опыт № 4 « Почему не тонут корабли»
Воспитатель: Секреты Архимеда мы разгадали, секреты путеводной звезды тоже. Чего нам не хватает для путешествия?
Дети: Корабля!
Воспитатель: А из чего строят корабли? Почему они не тонут?
Дети: Внутри корабля много воздуха, он легкий и удерживает большой корабль на воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вспомнили, что корабль не тонет потому, что он особой формы, в нем много воздуха и при погружении на воду он вытесняет количество воды, вес которой равен весу корабля.
Воспитатель: Давайте теперь вспомним опыт, который проводили с вами в группе. Какие предметы тонут в воде, а какие нет.
Дети: Пробка, перо, деревянная ложка плавали, а металлические предметы тонули.
Воспитатель: Предметы из металла тонут, а деревянные предметы и предметы из пробки плавают хорошо.
6. Викторина
Воспитатель: А теперь садимся на корабль. Крибле! Крабле! Бумс! Оправляемся в путешествие! Пока наш корабль не прибыл к месту назначения, предлагаю вам ответить на мои вопросы. Приготовились? Какой может быть вода?
Дети: Твёрдой, жидкой, газообразной.
Воспитатель: Чем «видит» летучая мышь?
Дети: Летучая мышь «видит» ушами.
Воспитатель: Умеет ли ветер работать? Как он работает?
Дети: Да! Ветряные мельницы.
Воспитатель: Как называется овощ фиолетового цвета?
Дети: Баклажан.
Воспитатель: Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Черное море?
Дети: Станет мокрым.
Воспитатель: Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится?
Дети: Запасное.
Воспитатель: Несла бабка на базар десять яиц в корзине, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине?
Дети: Ни одного, потому что дно упало, и все яйца разбились.
7. Опыт «Надуваем шарик необычным способом»
Воспитатель: А чтобы ночью не случилось столкновения с другим кораблем и наш корабль был виден издалека, мы украсили его нарядными воздушными шариками. Но шарики можно надуть необычным способом. Подскажите, каким способом?
Дети: Ртом, качком.
Воспитатель: Вот два шарика. Чтобы надуть их проведет опыт. В бутылке растворена 1 чайная ложка соды, в отдельной посуде смешаны сок лимона и уксус. Наливаю через воронку уксус в соду. Быстро надеваю шарик на горлышко бутылки, закрепляю изолентой.
Воспитатель: Почему шарик надувается?
Дети: Из бутылки выходит воздух
Воспитатель: Сода, сок лимона и уксус выделяют углекислый газ, который создает давление и надувает шарик.
Воспитатель: Стоп! Вот и остановка!
На встречу выходит Архимед.
Архимед: Здравствуйте ребята! Вот я вас и дождался! Не легким был ваш путь, но вы выдержали все испытания, все преодолели! Молодцы! Умники и умницы!
Дети: А нам воспитатель про вас читала, что вы смогли при помощи зеркала сжечь вражеский флот.
Архимед: Да, это так. Я хочу показать вам удивительный опыт с зеркалом. Зеркала могут увеличивать количество предметов. Не верите? Давайте проведем опыт. Сколько здесь мандаринов?
Дети: Один.
Архимед: А теперь?
Дети: Три.
Два зеркала стоят под углом 90 градусов. Архимед в угол кладет мандарин.
Архимед: А теперь?
Дети: Четыре.
Уменьшая угол между зеркалами, он увеличивает количество мандаринов.
Архимед: Кто догадался, в чем тут секрет? Не знаете? Тогда я объясню.
III Итог занятия
Архимед: Ваше путешествие, ребята, удалось на славу. А что вам больше всего запомнилось?
Архимед: Желаю удачи и хочу подарить вам китайскую пословицу.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Воспитатель: А кто из вас может объяснить смысл этой пословицы?
Дети: ........
Воспитатель: Молодцы, ребята. А Архимед приготовил нам угощение из Греции.

Рекомендуем посмотреть:

Опыты и эксперименты для детей от 2-3 лет Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Игры - эксперименты с мылом для детей в детском саду Опыты с воздушными шариками в детском саду
Участник №33 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Игры, развлечения, праздники и забавы для детей» c 1 марта по 25 мая 2015 года
Игровое занятие в детском саду для детей средней группы по ПДД
Опубликовано: 587 дней назад (4 мая 2015)
Просмотров: 1731
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Комментарии (2)
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 7 мая 2015 в 16:12 0
Добрый день Зоя Николаевна! Мне понравилась ваша разработка. В процессе выполнения опытов и экспериментов дети знакомятся с физическими процессами. Но ребенок должен сам исследовать ,а не быть в позиции зрителя, чтобы что-то запомнить, заметить в процессе опыта. Если он не потрогает, не попробует сам, то интересный опыт превратиться в неинтересный. Как я поняла, дети самостоятельно проводят только два опыта. А почему бы опыт "Тонет, не тонет" провести с новыми предметами.Ведь даже Архимед им советует, "...то что сделал, я знаю!". Удачи вам ! Примите первый голос от меня!
Зоя Николаевна Ермакова # 11 мая 2015 в 17:08 0
Спасибо большое за положительный отзыв. Ваш совет я обязательно приму во внимание.