Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна

Конспект НОД по развитию речи «Какие заботы весна принесла»
Автор: учитель – дефектолог высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 40», г. Северск, Томской области Довыденко Зинаида Алексеевна
Описание работы.
Материал разработан в соответствии с ФГОС для детей средней группы. Может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также учителей - дефектологов и логопедов коррекционных групп.
Конспект занятия по НОД по развитию речи «Какие заботы весна принесла» в средней группе.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, особенностях поведения птиц и животных.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы
- стимулировать активную речь детей. Ключевые слова (сосулька, скворечник, ландыш, подснежник, ледоход, таять, журчать)
- формировать способность к построению предложений по опорным словам, связного рассказа по картине
- закрепить умение составлять целое из частей, используя геометрические фигуры
Коррекционно-воспитательные:
- создавать положительный эмоциональный настрой на занятие
- развивать зрительные ощущения, речь, внимание, память
- мелкую моторику рук в разных видах деятельности
- формировать самостоятельную деятельность с взрослыми и детьми
- воспитывать любовь к окружающей природе
Материал: картина «Медведи весной», предметные картинки с изображением птиц, картинки с 4 временами года, игрушки – заяц белый и серый, фланелеграф, аудио кассета
Предшествующая работа: целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, загадок о весне, чтение художественной литературы
Предполагаемый результат: сформировать практические умения определять время года на картинках, называть признаки весны, отгадывать загадки, читать стихи. Уметь рассуждать, высказываться.
Основная область: речевое развитие
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Ход НОД
1. Мотивационная часть. (Дети стоят в кругу, движения по тексту)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
- Доброе утро – солнцу и птицам.
- Доброе утро – улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Основная часть.
Учитель: Отгадайте загадку. «Ожил лужок, тает снежок, солнце припекает, когда это бывает?» (Весной).
- Определите время года на картинках. (Рис.1)
Д/и «Повтори, не ошибись»
Март - апрель – май, май – апрель – март…
- Какие слова вы повторяли? (названия месяцев)
- Месяцы, какого времени года? (весны)
- Сколько месяцев длится весна? (3)
- Назовите их по порядку. (Рис.2)

Рис.1 – Времена года

Рис.2 – Весенние месяцы
Учитель: На какой картинке нарисована весна? Кто радуется весне? Что сорвал щенок? Какие ещё приметы весны вы разглядели? (Появилась травка, цветёт яблоня, можно пускать кораблики).
Расскажите стихи о весне.
На проталинке весной, в листьях прошлогодних
Ландыш белый, озорной зазвенел сегодня.
Весна, весна красная, пришла весна ясная.
Птицы громко поют, долго спать не дают.
Разложите картинки на две группы – птицы зимующие и перелётные. Назовите птиц. (Рис.3)

Рис.3 - Птицы
Д/и «Четвёртый лишний» (Рис.4)
Учитель: Как называются птицы, которые прилетают весной? (перелётныё)
Что делают они весной? (вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов)
Где вьёт своё гнездо ласточка? (под крышей дома), а скворец, грач, аист?

Рис.4 – Четвертый лишний
П./игра с мячом «Назови перелётных птиц». (Рис.5)

Рис.5 – Игра с мячом
Составьте весеннюю картинку на фланелеграфе. (Рис.6)
Образец: «Наступила весна. Появилась зелёная травка. Ярко светит солнце. На деревьях проклюнулись почки. Прилетели скворцы. Люди строят для них скворечники. Дети пускают кораблики. На лесных полянках появились первые цветы. Хорошо весной!

Рис.6 - Весна

Прослушивание аудио записи.
Учитель: Что вы услышали? (Журчание ручьёв, пение птиц, весеннюю капель).
Какие заботы весна принесла птицам? Расскажите.
Образец:
«Весна принесла заботы птицам. Они строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают их, пока не появятся птенцы. Когда птенцы окрепнут, родители научат их летать.
Учитель: А как вы думаете, какие заботы весна принесла лесным зверям?
Рассматривание картины «Медведи весной». (Рис.6)
Рассказ ребёнка, подготовленный заранее.
Маленькие медвежата появляются зимой в берлоге. Весной медведица выводит их на полянку. Она учит своих малышей находить вкусные корешки, показывает, как взбираться на деревья, учит ловить рыбу.
Отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной, встал как столбик под сосной.
И торчат среди травы, уши выше головы. (Заяц)
Учитель: Как вы думаете, какие заботы весна принесла зайцам? (Они меняют белую шубку – на серую летнюю).
Из каких геометрических фигур состоит изображение зайца? (Рис.7)

Рис.7 – Составим зайцев
А теперь составьте изображение сами.
Итог. О чём и ком мы сегодня говорили? Вы, молодцы!
Были внимательны, помогали друг другу, дополняли ответы.

Литература:
1. Аршунова А. Г.. Речь и речевое общение детей.- М. 2002г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к части 1 и 2.- М.: «Баласс», 199. – 192с.
3. Гусарова Н.Н. Беседы по картине: Времена года. Худ. И. Ф. Дукк. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 1998. -24с + цв. Вкладка 16с.
4. Кузнецова Е. В., Тихонова Е. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий. – М.:ТЦ Сфера, 2004. -96с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ Конспект НОД по речевому развитию в средней группе по теме "В гости к бабушке"
Участник №24 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 мая по 15 августа 2016 года
Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы на тему: Осень
Опубликовано: 197 дней назад (20 мая 2016)
Просмотров: 489
Рубрика: На конкурс
+5
Голосов: 5
Комментарии (6)
Галина Васильевна Егорова # 20 мая 2016 в 18:32 0
С интересом посмотрела вашу работу. Вы подготовили плодотворное занятие. Присутствие яркой весенней наглядности поддерживает интерес к ходу занятия. Публикация красиво и аккуратно оформлена. Посоветую вам цель писать в существительном. Примите первый голос!
Зинаида Алексеевна Довыденко # 20 мая 2016 в 18:41 0
Большое спасибо! joke
Хохлова Марина # 9 июня 2016 в 19:33 0
Конспект составлен в соответствии с поставленными целями. Используется красочный демонстрационный материал. Дети достаточно двигаются,т.к. использованы игровые приемы, приемы активизации мышления.
Наталия Владимировна Корнякова # 14 июня 2016 в 16:02 0
Занятие очень понравилось!
Все очень хорошо разработано!!!
Можно использовать, не перерабатывая.
Ценно, что есть красочное приложение к занятию!
Примите мой голос joke
Любовь Игоревна Насонова # 14 июня 2016 в 17:23 +1
Занятие класс!!!
Полно, красочно, практично!
Спасибо вам за такую разработку! v
Оксана Николаевна Однобурцева # 15 августа 2016 в 15:52 0
Я проголосую за вашу разработку, потому что грамотно и логически подобраны методические материалы про птиц, на занятии используются разные виды деятельности. Но всё таки, ваше название не совсем соответствует занятию. Вы только в одном моменте сценария заводите разговор о том, какие заботы принесла весна - после прослушивания аудиозаписи. В других играх о весенних заботах ничего не говориться, хоть вы всё умело логически связали с птицами. Просто назовите свою работу как-то по-другому.