Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Внеурочное занятие для 2 класса по ФГОС. Невербальные средства общения

Конспект занятия для учащихся 2 класса по ФГОС на тему: "Невербальные средства общения"
Автор: Малышева Юлия Геннадьевна,социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3», Пермский края Александровского муниципального района, п. Яйва.
Описание: Конспект занятия по ФГОС предназначен для обучающихся 2-го класса. На занятии обучающиеся знакомятся с невербальными средствами общения.
Задачи:
1. Познакомить с невербальными средствами общения (мимика, жесты, поза, голос), необходимыми для эффективной коммуникации.
2. Тренировать умения понимать друг друга без слов.
Оборудование:мультимедийная презентация, карточки со схематичным изображением эмоций.
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в круг и вспомним приветствие, которое мы разучили на прошлом занятии. Улыбнуться друг другу. На слог здравст- хлопнуть в ладоши, на слог вуй- хлопнуть по ладошкам соседей, стоящих слева и справа, на слог те- хлопнуть себя по коленкам. У нас получились четкие ритмичные хлопки? Кто ошибался? Почему? (Отметить лучших). Молодцы, присаживайтесь, пожалуйста, на свои стульчики.
Учитель: На каком языке я с вами разговаривала?
Дети: На русском.
Учитель: Какие ещё языки вы знаете? На каком языке говорят в Англии, Италии, Испании, Германии. Для чего полезно знать иностранные языки? (ответы) детей.
Учитель: Молодцы! Правильно. Речь, слова являются средствами общения, помогают нам понимать друг друга и выражать свои мысли.
Итак, ребята сегодня к нам пришёл необычный гость, его зовут Космик. Он прилетел к нам с другой планеты, чтобы с нами познакомиться, но, к сожалению, Космик не знает ни одного языка, на котором говорят на нашей планете
Учитель: Как вы считаете, помогут ли нам слова для общения с нашим инопланетным гостем?
Дети: Нет.
Учитель: Как же мы будем общаться с Космиком? Для этого нам с вами нужно познакомиться с новыми средствами общения, о которых мы и будем говорить на данном уроке.
Учитель: С чего начнём свою работу? Давайте сначала поприветствуем нашего инопланетного гостя. Как это можно сделать без слов? (Ответы детей)
Учитель: Покажите друг другу, как бы вы поздоровались с Космиком.
Учитель: Вспомните, в какой роли выступает человек при общении, когда передаёт какую-либо информацию?
Дети: В роли автора.
Учитель: В какой роли выступал Космик?
Дети: В роли понимающего.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об этих ролях.
Учитель открывает на доске
-Какая цель у автора (точно донести свою мысль)
-Какая цель у понимающего (правильно понять автора)
-приходится ли вам на уроках выполнять роли автора и понимающего?

Работа в группах.
Учитель: Посмотрите на доску. Что вы увидели? (правила автора и понимающего). Предлагаю поработать в группах. Вам нужно правильно собрать правила. При этом Космик придумал условие, которое необходимо будет соблюдать при выполнении данного задания. Он просит работать молча, не используя слов.
Проверка задания по образцу
Учитель: Удалось ли вам выполнить задание, соблюдая условие Космика?
Дети: Да.
Учитель: А теперь я предлагаю сформулировать тему урока.
Дети: Учусь понимать другого без слов.
Учитель: Правильно. Я обобщу, что вы сказали. Тема урока «Как понять друг друга без слов».
Учитель: Я предлагаю вам работать в следующем порядке: разбираем предложенные ситуации, делаем вывод, и фиксируем результат.
Учитель: Итак, приступает к работе. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кого вы видите?
Дети: Лица детей.
Учитель: Космик решил сфотографировать детей, чтобы показать своим друзьям, как выглядим мы земляне. Чем отличаются дети на фотографиях?
Дети: Настроением.
Учитель: Как вы узнали, что у детей разное настроение?
Дети: По выражению лица.
Учитель: Можете ли вы понять по выражению лица, что чувствовал человек на каждой фотографии? Что чувствовала девочка на первой фотографии (на второй, третьей).
Учащиеся озвучивают настроения детей на фотографиях.
Учитель: Можем ли мы сказать, что человека можно понять по выражению лица?
Учитель: Выражение лица по-другому можно назвать мимикой.
Учитель: Чтобы определить следующий признак, по которому можно понять человека без слов, мне нужен помощник.
Учитель вызывает одного ученика к доске и шепчет ему на ухо, чтобы он выразил с помощью жестов и поз определённую эмоцию (радость, злость). В то время, когда ученик показывает эмоцию, учитель надевает на ученика маску. Все остальные ученики получают карточки со схематичным изображением эмоций.
Учитель: Посмотрите внимательно на ученика и поднимите карточку с той эмоцией, которая как вы думаете, сейчас на лице.
Затем учитель убирает снимает маску и учащиеся проверяют правильность своего ответа. Эксперимент можно провести с несколькими эмоциональными состояниями.
Учитель: Как вам удалось правильно понять одноклассника, ведь вы не видели его лица?
Дети: По позе, жестам.
Учитель: Можем ли мы сказать, что поза и жесты человека помогают нам понять его?
Учитель: Молодцы! Вы открыли ещё один язык общения- «Язык тела» (мимика, жесты, поза).
Учитель: Действительно, по жестам можно узнать много интересного о человеке. Например, вруна можно вычислить по жестам. Если ваш собеседник в момент речи прикрывает рот, скорее всего он говорит неправду. Потирание уха может означать, что человек не хочет вас слушать, либо ждёт, когда вы договорите, чтобы высказать своё мнение. Потирание ладоней может означать, что человек ожидает чего-то хорошего.
Учитель: Космик говорит, что знает ещё один способ, помогающий лучше понять собеседника. Хотите узнать, что это за способ? Для этого мы сейчас поработаем в парах.

Работа в парах
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах, используя те же карточки с эмоциями. Вам нужно выложить карточки с эмоциями в той последовательности, в которой услышите.
Учитель отворачивается от учащихся или садится за стол так, чтобы не было видно ни его лица, ни позы, и произносит слово «Здравствуйте» в различных интонациях:
1. радостно, весело
2. сердито, раздражённо;
3. уныло, расстроено
4. испугано, встревожено
Как вариант можно включить аудиозапись слова. Каждая пара выполняет задание самостоятельно.
Учитель: Проверьте свою работу.
Учитель выкладывает правильную последовательность на доске.
Учитель: Как вам удалось выполнить это задание, ведь вы слышали одно и тоже слово, не видели лица и позы говорящего
Дети: По интонации голоса.
Учитель: Можем ли мы сказать, что голос, интонация помогает понять собеседника? Значит, какой можно сделать вывод?
Учитель: Правильно, одно и тоже слово может звучать по-разному. Поэтому при общении важно не только значение слова, но ещё и интонации, с которой оно произносится.
Учитель открывает на доске изображение одежды разных цветов
Учитель: Что вы видите? (одежда, футболки разного цвета).
Учитель: Поднимите карточку с эмоцией, которую испытывает человек в этой футболке.
Как правило, дети затрудняются выполнить задание или поднимает разные карточки.
Учитель: Как вы, думаете почему вы затруднялись выполнить это задание?
Дети: Потому что не могли определить, что чувствует человек, по цвету его одежды.
Учитель: Значит, какой вы можете сделать вывод?
Дети: По цвету одежды невозможно понять, что чувствует человек.
Учитель открывает на доске изображение с причёсками
Учитель: Можно ли по понять настроение человека по его причёске? Почему?
Дети: Причёска может быть разная, у мальчиков одна, у девочек другая, а настроение может быть одинаковое…
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: По причёске нельзя понять, что чувствует человек.
Учитель: Давайте соотнесём цель, которую вы ставили перед собой и полученный результат.
Учитель: Молодцы! Вы сделали очень важное открытие! Общаться можно не только с помощью слов. Мимика, поза, жесты, интонация являются дополнительными средствами общения и значат порой гораздо больше, чем сказанное речью, помогают понять человека.
Физкультминутка
Учитель: Сейчас по моему сигналу вы начнёте танцевать, как хотите. Как только я скажу: «Стоп» и покажу карточку с человечком, вам нужно будет показать точно такую же позу и выражение лица, которые изображены на моей карточке.
Учитель: Итак, мы открыли новое знание. А теперь научимся его применять. Предлагаю потренироваться. Сейчас я буду вам задавать вопросы. Ваша задача внимательно слушать, наблюдать за мной, чтобы понять, кого я хочу спросить. Этот ученик должен будет встать.
Учитель показывает взглядом, жестом на одного из учеников.
Учитель: Кого я хотела спросить? Какими пунктами правила вы пользовались.
Дети: Человека можно понять по: позе, жестам, выражению лица.
Учитель: Молодцы! Вы прекрасно меня понимаете.
Ученик, которого спрашивали, отвечает на вопрос учителя.
Учитель: Вспомните, каким жестом пользуется ученик, чтобы показать, что он готов ответить? (поднимает руку).
- Представьте, что учитель на уроке задал вопрос и многие из вас подняли руки. Но спросили только по взгляду. Как вы узнаете, что учитель понял, что вы хотите ответить?
Дети: По взгляду, кивку головы.
Учитель: Какой вывод вы можете сделать из всего сказанного? Правильно. При общении на уроке мы используем не только слова, но и другие средства общения. Они помогают нам лучше понимать друг друга.
Анализ ситуации с точки зрения понимания невербальных средств общения.
Послушайте ситуацию из школьной жизни: «Во время перемены Володя вошёл в класс, поздоровался с ребятами и сел на своё место. К нему подошёл Миша и спросил: « Ты чем-то расстроен? Могу ли я тебе помочь?»
Учитель приглашает одного из учеников к доске и просит изобразить Володю.
Учитель: Почему Миша мог решить, что Володя чем-то расстроен?
Дети: Возможно, у него было грустное выражение лица, опущены плечи и голова, грустный тихий голос.
- (мимика, поза, жесты, голос)
Учитель: Какой вывод вы можете сделать? Правильно. По выражению лица, позе, жестам, голосу можно понять настроение другого человека. Зачем нужно знать, какое настроение у человека? Для того, чтобы в нужную минуту помочь человеку, которому грустно, плохо. Любому человеку приятно внимательное отношение к себе.
Работа в парах.
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. Прочитайте предложение, а затем покажите друг другу, как бы вы чувствовали себя в данной ситуации,
1. Представьте, что тебе навстречу выбежала злая собака.
2. Представь, что ты допустил (а) ошибку в контрольной работе.
3. Представь, что ты получил (а) пятёрку за изложение.
Учитель: Всем ли удалось понять правильно понять своего партнёра?
Учитель: Что вы использовали, чтобы понять друг друга? Что нужно делать, если вы не уверены, что правильно поняли другого человека.
А сейчас мы немного поиграем
Игра «Придумай Жест»
Учитель раздаёт группам листы с заданием
Придумай жесты-знаки, которые будут обозначать следующее
1. «Тишина!»
2. «У меня есть идея!»
3. «Затрудняюсь ответить…»
4. «Здорово придумано!»
5. «Молодец!»
6. «Желаю удачи!»
7. «Согласен!»
8. «Не согласен!»
Упражнение «прощание с космиком»
Учитель: Космику пришло время возвращаться к себе на родину. Давайте попрощаемся с ним.
Учитель: Каждая группа должна придумать свой способ прощания. Договоритесь, как вы будете прощаться с нашим гостем.
Каждая группа предлагает свой способ прощания
Рефлексия деятельности на уроке.
Учитель: Какую цель вы ставили сегодня перед собой?
Дети: Узнать, как можно общаться друг с другом без слов
Учитель: Достигли ли вы цель урока?
Дети: Да.
Учитель: Докажите. Какие новые средства общения и понимания вы сегодня узнали?
Дети: Общаться друг с другом можно не только с помощью слов, но и с помощью мимики, позы, жестов, интонации
Учитель: Для чего нужно владеть разными средствами общения и понимания?
Дети: Чтобы лучше передать свою мысль и понять друг друга.
Учитель подводит итог оценивания.

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие, 2 класс . Здоровье от самой природы Внеурочное занятие во 2 классе Внеурочное занятие по окружающему миру для 2 класса на тему: Весна Занимательный материал для начальной школы, 1 класс
Тренинг для родителей школьников. Родительская любовь | Классный час ко Дню Матери для учащихся 8-9 класса
Опубликовано: 301 день назад (13 февраля 2016)
Просмотров: 690
+2
Голосов: 2
Комментарии (3)
Татьяна Анатольевна Почаева # 13 февраля 2016 в 23:18 0
Юлия Геннадьевна!
Вы предложили интересное занятие для второклассников. Я, правда, не очень понимаю, на каком уроке можно его провести, ведь во втором классе у детей есть русский язык, математика, литературное чтение, что не подходит для вашей темы. Возможно, окружающий мир? У меня внук учится во втором классе, думаю, ему бы понравился такой урок.
Желаю успехов!
Юлия Геннадьевна Малышева # 14 февраля 2016 в 07:47 0
Здравствуйте! Большое спасибо за комментарий.Это одно из занятий надпредметного курса по ФГОС, который проводится во внеурочное время с обучающимися 2-го класса.
Елена Юрьевна Деришева # 19 февраля 2016 в 06:15 0
Интересное, развивающее занятие. Успехов. Голос.