Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Конспект урока музыки для 3 класса. Оркестр русских народных музыкальных инструментов

Конспект музыкального занятия для 3 класса «Оркестр русских народных музыкальных инструментов»
Цель: расширение музыкального кругозора учащихся
Задачи:
Образовательные:
сформировать первоначальные знания о музыкальном искусстве,
познакомить с русскими народными инструментами и историей их появления;
познакомить детей со словом скоморох.
Развивающие:
развивать внимание, слуховую память, воображение;
способствовать расширению кругозора;
развивать патриотические чувства;
развивать детский голос.
Воспитывающие:
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей;
формировать музыкальный вкус;
воспитывать любовь к русской народной музыке
пробуждать интерес к музыке и изучаемому предмету.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Ребята, отгадайте, пожалуйста, мою загадку:
Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки
Все играют звонко, дружно
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята, нужно
Что это?
(это оркестр)
Давайте вспомним, что такое оркестр?
Дети: ответ.
Педагог: Правильно. ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах, одновременно, одно и то же музыкальное произведение. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Как вы думаете, о каком оркестре мы сегодня будем говорить?
Дети: ответ. ( о народном оркестре)
Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия « Оркестр русских народных инструментов». А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»?
Дети: ответ. (потому что их создал народ)
Педагог: Правильно. Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа: русских, татар, башкир, удмуртов, армян есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы очень давно народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки, берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них. Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ. Давайте вспомним, с каким видом оркестра мы с вами знакомы?
Дети: ответ (Симфонический).
Педагог: А какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: ответ.
Педагог: Молодцы, скрипки, альты, контрабасы, флейты, кларнеты, габоты, барабаны, кастаньеты. Как вы думаете какие инструменты входят в состав русского народного оркестра?
Дети: ответ.
Педагог: Молодцы. В оркестре русских народных инструментов три основные группы – струнные, духовые и ударные. К струнным относятся: балалайки, гусли, домры. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. В нашей стране- это балалайка. балалайка была одним из самых распространённых народных инструментов, о чём свидетельствуют многочисленные песни, сказки, пословицы. Корпус балалайки деревянный, гриф длинный, звучит балалайка не громко, но звонко. В старину делали балалайки из тыквы, в разных местностях она имела разный вид и разный звук, её вид зависел от фантазии умельца. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие.
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны?
Говорят из моды вышли
Песни русской старины!..
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась неспроста!
Балалайка, балалайка,-
Ты не смолкнешь никогда!
Ну, кленовая, поддай-ка!
Растревожь меня вконец,
Баловная балалайка,
Деревянный бубенец! (И.Кобзев)

Послушайте, как звучит балалайка.
Педагог: Ещё один струнный инструмент — русские гусли
Пальцы скорые, струны тонкие,
Отзываются гусли звонкие.
Песня длинная, песня славная,
Вся былинная, стародавняя.
Это один из самых древних инструментов. Мы с вами знаем русские сказки, где упоминаются гусли. Кто может назвать их?
Дети: ответ. (Сказка «Марья-искусница», «Cказание про новгородского купца Садко».)
Педагог: Кто может рассказать про Садко?
Дети: ответ.
Педагог: Новгородский купец, замечательно играющий на гуслях. Попав в подводное царство своей игрой пленяет морскую царевну и она помогает ему вернуться на землю, домой.
Посмотрите, что из себя представляет инструмент. Это доска, похожая на крыло с натянутыми на нее струнами.
Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца — гусляра Баяна. Такие музыканты – сказители ходили по Руси и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.. Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).
Послушаем, как звучат гусли.
Педагог: - Домра – основа русского народного оркестра.
В древности оркестров не было. Ходили по городам и селам веселые балагуры и музыканты и веселили всех и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали веселые представления . Кто знает, как называли таких артистов? –правильно, скоморохи.
Скоморох настроит домру,
Скоморох достанет дудку,
И людей честных и добрых
Рассмешит веселой шуткой.

Нравились их выступления не всем, т. к. они могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого-нибудь. Позволяли себе шутки не всегда безобидные. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И почти не осталось тех, кто умел играть на домре, да и инструментов почти не осталось. Лишь в самом конце 19 в. нашелся инструмент в российской глубинке, да остались изображения на рисунках и руководитель первого оркестра русских народных инструментов В.В.Андреев смог возродить этот инструмент.
Педагог: Следующая группа народного оркестра - духовые инструменты, сюда входят: жалейки, свистульки, свирели. На жалейках играли пастушки, звук в тишине полей и лесов разносился на многие километры и они перекликались между собой. Слушание.
- Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Слушание.
Свирель– это маленькая дудочка, послушаем как она звучит.
Педагог: Ударные инструменты (бубен, ложки, трещотки) возникли раньше всех.
Послушаем как они звучат.
Педагог: Также в состав оркестра русских народных инструментов входят гармошка и баян – они родственники.
Изобретена была в Германии, но в России преобразилась, словно заново родилась, и получила новые имена. Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.
Баян – потомок удалой гармошки.
Назван так в честь русского певца.
И сыплют дробью русские сапожки
Под чистый звук баяна – молодца.
Послушаем как он звучит.

Педагог: сейчас ребята обратите внимание на экран, мы посмотрим как выглядит оркестр русских народных инструментов. (видео). Ребята подумайте какое настроение у музыкального произведения?
Прослушивание.
Педагог: Какое настроение у произведения?
Дети: ответ.
Педагог: Настроение, весёлое, задорное, озорное. Сейчас мы проведём физминутку.
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.


Педагог: Молодцы. Сейчас я вам буду загадывать загадки, но не обычные, а музыкальные. Я буду включать музыкальные произведения, а вы должны будете узнать, какой музыкальный инструмент играет.

Педагог: Молодцы. Сейчас мы с вами разучим песню «Во поле берёза стояла»

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.

Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.

Я пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.

Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.

А четвёртую балалайку,
А четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.

Стану в балалайку я играти.
Стану в балалайку я играти.
Люли люли, играти.
Люли люли, играти.


Педагог: модцы ребята. С каким оркестром мы сегодня познакомились?
Как называются эти инструменты? К каким группам относятся?
Дети: ответ.
Педагог: спасибо за занятие, до новых встреч.

Рекомендуем посмотреть:

Казахский традиционный музыкальный инструмент Домбра Музыкально - дидактические игры для учащихся 3-4 класса Музыкально-дидактическая игра для детей 4-6 лет Музыкально-шумовые инструменты для детского оркестра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Музыкальная викторина для школьников

Музыкальная беседа в 3 классе

Опубликовано: 3096 дней назад (25 октября 2015)
Просмотров: 12732
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 26 октября 2015 в 19:18 0
Здравствуйте Юлия Александровна! Замечательная разработка урока, много познавательного материала, не хватает наглядности! Первый голос ваш!