Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Урок словесности для 11 класса

Интегрированный урок словесности. Комплексный анализ текста Б. Зайцева "Слово о Родине". Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Автор: Талецкая Эльвира Викторовна, учитель русского языка МАОУ "Школа с углубленным изучением отдельных предметов 85" г. Нижнего Новгорода
Комплексный анализ текста Б.Зайцева "Слово о Родине".Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Цель урока: закрепление навыков анализа текста, обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ, приобщение к богатству отечественной литературы, воспитание патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, книги Б.Зайцева.
Ход урока.
I Вступительное слово учителя:
- Велик и многообразен мир русской литературы. К сожалению, школьный курс ограничен небольшим кругом писателей - классиков, и поэтому нередко за пределами нашего внимания оказываются авторы интересные, яркие, чьё творчество проходит через время и оказывается актуальным для следующих поколений. И мы, читатели, понимаем, что современные проблемы не столь новы и волновали умы русских людей и век назад.
И сегодня мы познакомимся со статьёй, которая притягивает своей искренностью, болью за Россию, поздним осознанием роли Родины в судьбе человека.
Я намеренно не называю имя автора, так как считаю, что слово писателя скажет о нём больше, чем сухие строки биографии.
II Анализ текста.
Текст первого абзаца представлен на слайде презентации.
- Пред вами начало статьи. Давайте внимательно вчитаемся в каждое слово, улавливая «подтекстовую информацию, слово за словом открывая для себя ещё одно имя в истории русской литературы.
Читаем первый абзац.
В России мы некогда жили, дышали её воздухом, любовались лесами , водами, чувствовали себя в своём народе. Жили и полагали: всё это естественно, так и надо, есть Россия, была и будет.
- Какое впечатление производит начало текста? На какие чувства настраивает читателя? Какие слова показались вам интересными с точки зрения лексики? (Слово «некогда» в значении «когда-то», устаревшее, сочетание слов «чувствовать себя в своём народе» понятно, но непривычно).
- На какие слова автор акцентировал внимание? («Жили» – сначала в значении «существовали», затем в значении, обобщающем перечисление «дышали, любовались, чувствовали»).
- Какие слова являются ключевыми? (Россия, жили, свой народ)
- Что подталкивает нас к пониманию основной мысли текста? (Вероятно, «полагали, что есть была, будет», а оказалось иначе).
- Можно ли предположить, когда жил автор? Какие события его биографии стали почвой для размышления о Родине? (Возможно, эмиграция послереволюционного периода. Ощущение безвременья: есть прошлое, связанное с Россией, и есть настоящее, видимо, в дали от Родины –«некогда, жили, полагали»).
- Давайте прослушаем текст полностью.
Звучит чтение в записи.
Но нам всегда ставили в пример Запад. Мы читали о нём больше, чем о России, и относились к нему почтительнее. Родину свою даже мало знали. Многие из нас так и не побывали в Киеве, не видали Кавказа, Урала, Сибири. Получалось, больше знали музеи Рима, Флоренции, чем Московский Кремль.
С тех пор точно бы целый век прошёл. Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений. Из «прохладного» Запада пейзаж и климат русский выступают душевнее и трогательнее. Человечнейший и христианнейший из всех, ярчайший плод русской культуры создан нашими достойнейшими сынами тысячелетней России.
Для русского человека в изгнании мировая слава Родины имеет ещё оттенок защиты, укрытия в одиночестве и брошенности. Наследие наше – история, величие родины, и этого не отнять. И поклоления не отнять, и надежды.
Чужбина, беспризорность, беды – пусть. Негеройская жизнь, но надо всем этим нечто: немеркнущее духовное ядро, живое сердце моей Родины.
- Обратите внимание, от чьего имени говорит автор? Можете ли вы себя отнести к этому «мы»?
- Что нового о писателе мы узнали из второго абзаца? (Слова «так и не побывали» говорят о невозможности вернуться на Родину)
- Какой приём использует автор? (Антитеза)
- Какие языковые средства помогают ему в этом? (Противопоставлены две лексико-тематические группы: Запад (Рим, Флоренция) и Россия (Кавказ, Урал, Сибирь, Московский Кремль).Горечь писателя, что только на расстоянии осознаётся навозвратность ушедшего : Запад – «читали, относились почтительно», Россия – «мало знали, не побывали, не видали».)
- Как связан третий абзац с предыдущими? ( Сравнивается «тогда» и «сейчас»: «некогда жили» - «с тех пор»,)
- Какие слова обращают на себя особое внимание? ( Лексический повтор, с целью усиления «по-иному – иначе»).
- Что же происходит «иначе»? (Иначе в эмиграции воспринимается Родина.)
- Какими грамматическими формами представлено сравнение? (Сравнительная форма наречия переходит в превосходную степень прилагательного и окказиональные формы слов «человечнейший»и «христианнейший» усиливают эмоциональную картину.
- Обратите внимание на изменение формы глагола в данном абзаце. (Прошедшее время сменяется формой второго лица в обобщённо-личном значении.)
- Чувствует ли автор себя частью русского народа или ощущает свою оторванность от Родины? (Притяжательное местоимение «наши» позволяет понять, ощущения автора.)
- Что открыл для нас четвёртый абзац? (Это вынужденная эмиграция, осознаваемая как изгнание. Мысли о Родине согревают душу в самые тяжёлые моменты жизни. Его душевное состояние передано словами «одиночество» и «брошенность». Видимо, по восприятию жизни он был отражением нашей русской эмиграции. Подобное состояние передано, к примеру, в стихотворении И.А.Бунина «У птицы есть гнездо» )
Ученик читает стихотворение.
- Чем заканчивается текст? (Вера в то, что силы жить русский человек в эмиграции может черпать истории и культуре родной страны, её духовности)
- Обратите внимание на звучание последнего абзаца. (Начинается с шипящих звуков, звучание глухое, тревожное и в противопоставление – последние слова, сонорные согласные, звучание торжественное, патетическое).
III Выводы.
- Давайте подытожим, что мы узнали.
Ученики обобщают вышесказанное.
Выступление подготовленного ученика о о жизненном пути Б.Зайцева.Ученики записывают в тетрадь краткую биографическую справку.
Просмотр видеофрагмента. Русские в мировой культуре. Писатель Борис Зайцев. Анонс.
Учитель представляет классу выставку книг писателя: «Преподобный Сергий Радонежский», «Остров Святой Елены», «Жизнь Тургенева, «Чехов», «Жуковский», «Река времён», «Древо жизни», «Афон».
- Какие темы интересовали автора? (История, размышления о жизни, православие, русская литература.)
- Писатель рассказывал об «ушедшей России». Какие произведения русской литературы посвящены этой теме? (И.А.Бунин «Тёмные аллеи», «Косцы», «Лапти»;
И.С. Шмелёв «Лето Господне»)
- Озаглавьте текст.(«Тоска по Родине», «Вдали от России», «Живое сердце Родины»).
- Название статьи – «Слово о Родине». Какие реминисценции вызывает? Каково могло быть предтекстовое понимание заголовка? (Ассоциация с жанром древнерусской литературы «слово». В тексте «Слова о полку Игореве» также вспоминается «Золотое слово Святослава»).
- Оправдан ли такой выбор жанра? (Да. Трепетное отношение к Родине, гордость ее историей и культурой, патетическое звучание текста )
- Каков вид текста? (Информационно-оценочный)
- Какого стиля текст? (Публицистического. В текстах данного стиля автор поднимает проблемы общественно значимого характера и открыто выражает свою точку зрения.)
IV Выполнение задания в формате сочинения ЕГЭ части С.
- Какие проблемы, поднимаемые в данной статье, актуальны в современном обществе?
Ученики каждую проблему самостоятельно формулируют, обсуждают и наиболее точную формулировку записывают в тетрадь:
Проблема непонимания ценности Родины в судьбе каждого человека.
Проблема непонимания величия Родины.
Проблема поклонения Западу.
V Выполнение задания.
1. Определить способ словообразования:
беспризорность (суффиксальный), нечто (приставочный), по-иному (приставочно-суффиксальный), тысячелетней (суффиксальный).
2. Определить разряды местоимений. Какую они играют в тексте?
(Личные и притяжательные отражают противопоставление: России – «мы, наш, свой, её» и Запада «он».
Сочетание определительного «всё» и указательного "это имеет обобщающее значение, относящееся то к жизни в России, то к современной жизни автора на Западе.
Указательное местоимение «тот» в словосочетании «с тех времен» так же носит обобщающий характер.)
3. Определить тип односоставных предложений. Объяснить выбор автором именного такого типа предложений.
(Неопределённо-личное «Но нам всегда ставили в пример Запад.» противопоставлено обобщённо-личному «Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь.»
Констатация факта «Негеройская жизнь» представлена назывным предложением).
4. Определить часть речи слов: некогда – 1 абзац (местоименное наречие), создан – 3 абзац (причастие), надо -5 абзац (предлог).
VI Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами попытались открыть для себя большого русского писателя Б.Зайцева. Есть ли у вас ощущение, что вы познакомились с его творчеством? (Нет, возник интерес к личности автора, желание самостоятельно прочитать его книги. Вызывает уважение его трепетное отношение к России, красота слога, умение ясно, кратко, выразительно и точно выражать свою мысль. )
- Полезен ли такой анализ текста при подготовке к сочинению в формате ЕГЭ?
(Да. Внимание к заголовку, каждому слову, умение анализировать не только лексику, но и грамматический строй текста даёт возможность верно определить основную идею и выявить авторскую позицию.)
VII Дифференцированное домашнее задание.
1. Выявить авторскую позицию по каждой из проблем, поднятых в тексте.
2. Написать 2-3 варианта вступления к сочинению по данному тексту.
3. Подобрать аргументы из современной публицистики по одной из поднятых автором проблем.

Рекомендуем посмотреть:

Урок русского языка в коллежде Конспект урока русского языка в 9 классе Урок русского языка для учащихся 9 класса I вида Конспект урока игры по русскому языку в 5 классе
Опубликовано: 365 дней назад (3 декабря 2015)
Просмотров: 568
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!