Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Исследовательская деятельность в подготовительной группе ДОУ. Конспект

Свободная исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Волшебные звуки»
Задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для получения детьми элементарных знаний об органах слуха и распространении звука.
2. Формировать умение образовывать звук, извлекая его с поверхности разных предметов.
3. Закрепить знания о причине возникновения звуковых волн.
Развивающие:
1. Развивать у детей слуховое восприятие звуков, в том числе, музыкальный слух.
2. Развивать интерес к экспериментальной деятельности, новым открытиям.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание слушать и слышать разные звуки окружающего мира.
2. Воспитывать взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу при использовании разного оборудования.
Словарная работа: музыкальный инструмент скрипка (эфы, гриф, порожек, струны, головка, подбородник, смычок), музыкальные звуки, звуковые колебания, вибрация, звукорежиссер, пенопласт, голосовые связки.

Оборудование: ЭОР (электронные образовательные ресурсы) – ноутбук; скрипка, струны, прикрепленные с каждого конца к карандашам, разные предметы для игры «Звукорежиссер» (бумага разной плотности, кокосовые орехи, одноразовые стаканы, пленка от видеокассеты, пенопласт и т.п.), таблица с изображением гортани, бокалы, крупные миски с водой, салфетки, полотенца, схема музыкального отрывка «Во саду ли, в огороде».

Предварительная работа:
1. Дидактические игры: «Угадай, чей голосок», «Эхо», «Говорящие предметы» (за ширмой), «Откуда слышен звук»;
2. Музыкально - дидактическая игра «Шумовой оркестр».
3. Игра на снятие психоэмоционального напряжения «Шум и тишина».
4. Экспериментирование с разным оборудованием (трубка из бумаги, расческа и др.).
5. Знакомство с интересными фактами особенностей слуха животных из разных источников: интернет, энциклопедии, от родителей, от воспитателя.
6. Выполнение простых жестов слабослышащих людей: «Здравствуйте», «Пока», «Извините», «Спасибо», «Дом», «Милый».
7. Презентация «Строение уха».
Место проведения - групповое помещение.
Методические приемы: беседа; вопросы; совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); сюрпризный момент.
Ход исследовательской деятельности.
1 часть. Мотивация.
1. Звучание скрипки. (Дети выходят на звук скрипки или сначала называют, что они услышали, описывают свои эмоции).
Воспитатель: - Что вы сейчас услышали? Вам понравились эти звуки? Вы узнали этот музыкальный инструмент?
Дети: (ответы детей); скрипка.
В: Что помогло вам догадаться, что это звучит скрипка?
Д: слух, уши.
В: Как появляется звук на скрипке?
В и Д: Звук на скрипке появляется при помощи смычка и струн. Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму. Округлость внешних контуров и линий «талии» обеспечивает удобство игры, в частности в высоких позициях. Нижняя и верхняя плоскости корпуса — деки — соединены друг с другом полосками дерева — обечайками. Они имеют выпуклую форму, образуя «своды». Внутри корпуса ставится душка, сообщающая вибрации от подставки — через верхнюю деку — нижней деке. На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Волос смычка имеет специальные (кератиновые) чешуйки, между которыми при натирании расплавляется канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук. Как известно, при колебании струны под смычком возникают колебания. Корпус скрипки и воздух в корпусе отзываются на звучание струны. Корпус колеблется. Звучание скрипки зависит не только от толщины, длины, натяжения и состояния струны, но также от формы и материала корпуса.

2 часть. Практическая (опытно-экспериментальная).
1. Звуки скрипки.
В: А хотелось бы вам самим научиться играть на скрипке?
Д: да.
В: К сожалению, этому надо учиться долго, но мы можем попробовать извлечь звук при помощи струны, неприкрепленной к скрипке.
Д:(выполняют и делают вывод): если натянуть струну (т.е. приложить какую-то силу к предмету), отпустить, появится звук, так как струна колеблется, вибрирует, > появляются звуковые колебания, которых мы не видим, но они доходят до наших ушей. Мы их слышим. Звучание струны без корпуса (звукового короба) быстро затухает.
В: Выскажите, пожалуйста, свое мнение: а звук, извлекаемый на струне без скрипки, это музыкальный звук?
Д: (мнения детей с доказательством).
Вывод: Звук – это колебания воздуха. Многие предметы могут извлекать звук сами или под воздействием человека, других предметов, но не все звуки можно назвать музыкальными. Музыкальный звук имеет много тонов.
2. Игра «Звукорежиссеры»
1.В: Интересно, а сможете ли вы отгадать разные звуки: музыкальные или нет?
Игра «Отгадай звук» (аудиозапись).
2.В: Вы молодцы, отгадали все звуки. А хотите сами стать звукорежиссерами?
Д: да. А кто это?
В: Звукорежиссеры – профессия людей, которые озвучивают разных предметов и животных в мультфильмах.
• Топот копыт; хруст снега; ходьба по сухой траве.
3.Звуки тела.
В: Мы слушали звучание музыкального инструмента. Какого?
Д: Скрипка.
В: А как вы думаете, могут звучать только предметы, музыкальные инструменты?
Д: (ответы детей).
В: А наше тело звучит? Что именно в нашем теле, организме может издавать звуки?
Д: (ответы детей).
В: Сейчас давайте прислушаемся к своему телу. Слегка обхватите ладонями горло и произнесите свое имя. (выполняют). Что вы чувствуете?
Д: Внутри горла что-то дрожит. Мы вдыхаем, воздух вибрирует, колеблется - звуковые колебания.
В: Но мы же можем по-разному говорить. (Пробуют). Что нам помогает?
Д: (ответы детей).
В: В гортани находятся голосовые связки, это они дрожат и помогают нам менять свой голос и извлекать звуки. Можно ли голосовые связки назвать нашим музыкальным инструментом, это же не предмет?
Д: Можно, так как он имеет много оттенков, тонов. Его надо беречь, не кричать, не переохлаждать.
3. «Поющие бокалы»
В: Вы слышали скрипку, а могут ли обычные стаканы извлекать звук, да еще и красивый? или (а я хочу вам предложить научиться играть на необычном музыкальном инструменте за короткое время.) Он издает волшебные звуки.
Д: (выполняют).
В: Вам нравятся эти звуки? Какие они? Что вы чувствуете? Что бы вы хотели делать под эти звуки, эту музыку?
Д: Йогу +разные ответы
В: Я попробую сыграть маленький отрывок из русской народной песни «Во саду ли, в огороде». Мне поможет схема.
3 часть. Итог.
В: Мне так хотелось, чтобы вам было интересно. Получилось у меня вас заинтересовать? Что вам понравилось? А хотите еще поиграть со звуками? А о чем еще вы хотели бы узнать?
-В подарок для вас у меня есть одно приспособление: пуговица на нитке. Посмотрим, издает ли звук это устройство, и научим пользоваться родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы детского сада Конспект занятия ИЗО на тему Осень. Подготовительная группа Занятие для старшей и подготовительной групп на тему: Мой город Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада
Консультация для родителей детского сада. Йога для детей
Опубликовано: 3 дня назад (15 ноября 2017)
Просмотров: 36
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (1)
Элеонора Анатольевна Костина # 15 ноября 2017 в 00:33 0
Уважаемые педагоги! Буду признательна за ваше внимание к моему конспекту исследовательской деятельности! Жду комментариев и оценок! Спасибо!