Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Из опыта работы воспитателя: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей

Из опыта работы воспитателя

Автор: Тарасенко Виктория Владимировна, учитель-дефектолог, ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» р.Хакасия, г.Саяногорск.

Описание: Данный материал из опыта работы учителя-дефектолога будет полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Познакомит педагогов со способами эффективной и целенаправленной работы по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей.

Цель: развитие познавательных способностей детей с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью игровых развивающих панелей.

Задачи:
- создать оптимальные условия для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ на коррекционных занятиях.
- обобщить опыт и поделиться им с коллегами по развитию познавательной деятельности детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей.
Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей
Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
У большинства детей с ОВЗ, на начальном этапе работы запас знаний ограниченный, низкий уровень познавательных процессов. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, игровые развивающие панели являются прекрасным дидактическим материалам для таких ребятишек.
Игровые развивающие панели - это восторженные эмоции детей, активизация внимания, повышение мотивации к познавательному процессу, развитие всех основных психических функций (воображения, мышления, памяти, внимания, речи), навыков общения, эмоционально-волевой сферы.
Интерактивная развивающая звуковая панель "Угадай звук, сравни животное"

Над кнопками находятся изображения животных: осла, лошади, собаки, кошки, петуха, обезьяны, медведя и слона. Нажав на кнопку из верхнего ряда животных, изображение начинает светиться. Для того чтобы прозвучал звук данного животного, в нижнем ряду нужно найти такое же изображение и нажать на кнопку под ним. Если животное ребенок выбрал неправильно, то подсветка изображения погаснет, и звук животного не прозвучит. Можно так же попросить ребенка закрыть глаза и угадать, голос какого животного прозвучал.
Панель может быть использована при изучении тем «Домашние, дикие, экзотические животные». В игровой форме дети учатся различать голоса животных и их внешний вид. Панель можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях.
Панель способствует развитию воображения, памяти, логического мышления, звуковой стимуляции и акустического восприятия, слуховых и речевых навыков. Активизирует внимание детей на занятиях.
Настенная панель «Сравнение цветов»

Панель предназначена для развития цветового восприятия. Дети играя, запоминают основные цвета - красный, желтый, синий и зеленый. Они с удовольствием составляют группы предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары.
Одна из любимых игр малышей «Шарики в гостях». Дети передвигают шары в различных направлениях по дорожке-лабиринту. Затем, шарики «возвращаются домой». Их нужно собрать по цветам.
Яркий, привлекательный материал вызывает огромный интерес у детей. Они с удовольствием выполняют все задания.
В целом, работа с панелью способствует развитию умения формировать ряд одинаковых предметов, совершенствует зрительно моторную координацию, развивает тактильные ощущения, сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику малыша, внимание, память, учит сравнивать и анализировать. Элементы панели используются и в качестве счётного материала. Увлекательные задания полностью концентрируют внимание ребенка.
Тактильная двухсторонняя панель "Елочка"

Двухсторонняя панель «Ёлочка» - любимица и малышей и ребятишек постарше. Она представляет собой деревянный корпус. На обе стороны панели закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме.
Это барабаны с цветными шариками внутри, подвижные стаканчики для перекатывания шарика, цветные шестеренки с ручкой для вращения, маленькое зеркальце.
В верхней части панели находится ручка для удобной переноски.
В ходе игры на панели дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственное воображение, познавательный интерес, произвольное внимание, память и логическое мышление. Малыши любят смотреть в зеркальце, что полезно для эмоционального и психологического развития ребенка.
Панель удобна в использовании, ее можно перенести в любое место, разместить на столе перед ребенком или на полу.
Настенная панель для развития мелкой моторики

Настенная панель для развития мелкой моторики, предназначена для развития тактильных ощущений, знакомства с элементарными механизмами. На панели расположены несколько различных шнуровок и катушек, на которые можно намотать шнурки.
Наши девочки с удовольствием заплетают косички из шнурков, а мальчишки, если не заплетать, то расплетать тоже любят! Даже у детей, которые не любят заниматься развитием мелкой моторики, эта панель вызывает интерес.
Настенный модуль для развития стереогностического чувства

Модуль предназначен для развития стереогностических ощущений, путем ощупывания различных фигурок и поверхностей. Стереогностика- это познание на ощупь. С помощью стереогностического чувства ребенок способен распознать сущность предметов путем движения мускулов руки, в процессе ощупывания контуров предмета. Оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура.
Ребенок встречается с понятием «такой же», подбирает пары, ощупывая предметы или дергая за веревочку. Работа с модулем способствует утончению стереогностического восприятия формы, развивает быстроту суждений и логику математического мышления, активизирует мыслительный процесс. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта.
Настенный модуль для сенсорного развития

Панель способствует развитию восприятия, совершенствованию зрительно моторной координации и внимания ребенка. На панели дети собирают цветные колечки, в отверстия спускают вырезанные из фанеры кружочки и объемные цилиндры. Тренируем пальчики-развиваем речь!
Настенный модуль для упражнений в развитии запястья-движения по прорези

На этой панели мы с детьми развиваем запястье, путем выполнения различных движений, связанных с передвижением ручек по прорезям. Верхняя прорезь предлагает простые движения сверху вниз; в следующем ряду движения кисти вертикально-горизонтальные, далее – криволинейные и вращательные движения запястья. Движения происходят слева направо, что дополнительно формирует направления движения, как при письме.
Таким образом, мы подготавливаем руки и глаза ребятишек к письму. Дети с удовольствием, большим интересом и усердием занимаются на этой панели. В целом, игровые панели способствуют всестороннему развитию ребенка, делают занятия интересными, продуктивными, а познавательный процесс легким и непринужденным. Игровые панели выступает как одно из эффективных средств обучения и разностороннего развития детей с ОВЗ.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности формирования культуры безопасности у дошкольников Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского Условия для реабилитации детей с проблемами в развитии Формирование толерантного отношения к детям - инвалидам и детям с ОВЗ в классе

Похожие статьи:

Сюрпризные моменты в детском саду на занятиях. Картотека

Визитная карточка воспитателя детского сада

Презентация детского сада для родителей

Утренняя гимнастика в детском саду в подготовительной группе

Особенности проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста

Участник №50 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 сентября по 30 декабря 2016 года
Сценарий праздника для школьников "Бал цветов"
Опубликовано: 590 дней назад (3 декабря 2016)
Просмотров: 2234
Рубрика: СТАТЬИ
+9
Голосов: 9
Комментарии (6)
Виктория Олеговна Ляпина # 29 января 2017 в 10:13 +2
Добрый день, Виктория Владимировна! Очень рада, что заглянула к вам в гости и познакомилась с материалом, который вы представили. Очень понравилось. Вы познакомили с большим количеством прекрасного оборудования, которое просто необходимо для детей. Как жаль, что встречается оно очень редко. Голосую.
Марина Викторовна Киселева # 29 января 2017 в 12:14 +2
Виктория Владимировна, какое у Вас замечательное оборудование!
Молодцы!
Успехов!
Елена Викторовна Гончаренко # 2 февраля 2017 в 10:29 +2
очень интересное оборудование!голосую
Вера Александровна Павлухина # 20 февраля 2017 в 16:25 +2
Вот уж правда оптимальные условия для развития познавательной деятельности детей с ОВЗ на коррекционных занятиях. Примите голос.
Татьяна Вениаминовна Кромаренко # 28 марта 2017 в 13:55 +1
Прекрасно, что вы делитесь своим опытом. Примите голос
Светлана Геннадьевна Мещерякова # 11 апреля 2017 в 22:51 0
Здравствуйте, Виктория Владимировна! Тема актуальна, так как вступила в силу программа "Доступная среда". Многим школам поступает специальное оборудование для работы с детьми с ОВЗ. Вы отлично и доступно поделились опытом работы по теме: Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ с помощью игровых развивающих панелей. Вам мой голос и респект!