Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольников

Данный материал будет полезен воспитателям для выступлений на педагогических советах.
Формирование нравственных ценностей необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте. У дошкольников умение быть заботливым формируется в результате воспитательного воздействия со стороны взрослых, а также в совместной с ним деятельности. Необходимо учитывать, что нравственные образцы отношения к природе должны быть представлены ребенку не только в виде готовых знаний о нормах и правилах поведения, но и через практические формы взаимодействия с природным окружением.
Усваиваемые детьми нравственные нормы и правила заботливого отношения проявляются у детей и в слове, и в действии. Дошкольники уже способны вербально выражать свое отношение к окружающему миру, способны облекать в словесную форму желания, потребности, состояние и настроение объектов природы.
Сложность формирования у ребенка такого нравственного качества, как заботливость, заключается в том, что оно является интегративным, т.е. зависит от многих составляющих: трудолюбия, альтруизма, ответственности, настойчивости, оперативности, эмпатии.
Умение быть настойчивым. Это качество помогает ребенку довести начатое дело до конца, преодолеть трудности, сдерживать свои импульсивные желания, считаться с интересами сверстников, потребностями живого организма.
Совершение трудовых действий. Детей важно учить самостоятельно, выполнять трудовые действия, осуществлять уход за животными и растениями.
Умение быть ответственным (обязательным). Предполагает способность ребенка отвечать за состояние живого организма и нести ответственность за совершенное (или не совершенное) им заботливое действие.
Оперативность. Дошкольнику важно научиться незамедлительно при необходимости оказывать помощь объекту природы. Если ребенок не может самостоятельно позаботиться об объекте, он должен вовремя обратиться за помощью к товарищу или взрослому.
Проявление альтруизма. В ситуации необходимости важно уметь жертвовать своими потребностями и интересами ради заботы о другом, уметь на время отложить интересное для себя занятие (игру) для оказания помощи другому;
Проявление эмпатии. Заботливость невозможно представить без умения ребенка эмоционально откликаться на нужды и потребности живого существа, сочувствовать, сопереживать ему, проявлять внимание и чуткость к нему, выражать свои положительные эмоции.
В детском саду педагог имеет возможность целенаправленно формировать такое качество, как заботливость, отслеживать динамику изменений в нравственной сфере дошкольников. Помимо этого, взаимодействовать с родителями детей, что позволяет выявить особенности проявления ребенком заботы к объектам природы в семье.
Заботливость - это сложное нравственное качество, которое может проявляться по отношению ко всему живому. Однако ребенку не всегда просто выразить и проявить такое отношение к взрослому и сверстнику; значительно легче это сделать по отношению к объектам природы. Проявляя заботу о них, ребенок чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим. Поэтому необходимо максимально использовать природное окружение для формирования этого качества.
Природа имеет глубокое нравственное содержание, свидетельствующее о важности и необходимости проявления бережного, заботливого отношения ко всему живому. Общение с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за все, что в ней происходит. Дети должны понять: следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действительную помощь.
Заботясь о живых существах, ребенок может руководствоваться разными мотивами: пониманием, что это хороший поступок, желанием получить похвалу, одобрение со стороны взрослого. Организуя педагогический процесс, педагог должен добиваться того, чтобы ведущим мотивом поведения дошкольника стало заботливое отношение к природе. Только тогда у ребенка начинают формироваться социальные мотивы поведения, которые проявляются в том, что он стремиться удовлетворить потребности живого организма в необходимом, доставляя тем самым радость и удовлетворение и объекту природы и себе.
Бережное отношение к природе - это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование.
Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную с взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя Развитие вокально-хоровых навыков у старших дошкольников

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с учетом ФГОС
Опубликовано: 2199 дней назад (17 апреля 2018)
Просмотров: 1416
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!