Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Музей в ДОУ как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Статья по педагогике "Музей в ДОУ - средство воспитания и образования детей дошкольного возраста".
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно-нравственного воспитания.
Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников
Основная задача:
- Раскрыть способности каждого ребенка;
- воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Основной целью :
- приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?
На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории, где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром..
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Рекомендуем посмотреть:

Мини-музей в детском саду Музей кукол в детском саду Мини-музей в ДОУ Музейная программа для дошкольников 5-7 лет
Консультация для родителей: Упрямство и детские капризы | Личный пример родителей в воспитании детей
Опубликовано: 2523 дня назад (22 апреля 2017)
Просмотров: 6012
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Комментарии (4)
Вера Александровна Павлухина # 23 апреля 2017 в 07:18 +1
Добрый день, Валентина Михайловна! Понравилась Ваша статья. Как замечательно, что Вы в процессе деятельности знакомите детей с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей и повышаете интерес дошколят к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет.
С удовольствием голосую.
Раиса Николаевна Паргишева # 27 апреля 2017 в 09:51 0
Здравствуйте, Валентина Михайловна. Замечательная публикация. Очень красивый, аккуратный у Вас получился музей, а главное очень нужный нашему подрастающему поколению. Удачи Вам! Голос №2
Юлия Вяльцева # 1 мая 2017 в 10:45 0
Здравствуйте, Валентина Михайловна!Очень здорово, что в Вашем детском саду есть мини-музей для ребят, где у них есть возможность рассматривать, изучать, создавать новые экспозиции, беседовать и самостоятельно осваивать окружающий мир. Примите мой голос! Желаю успехов!
Екатерина Владимировна Старкова # 14 мая 2017 в 15:04 0
Здравствуйте, Валентина Михайловна! Спасибо за приглашение ГОЛОС4!!!