Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Значение песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста».
Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, педагогам-психологам дошкольного образовательного учреждения.Данный материал можно использовать для детей раннего, младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка:
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
Цель:
- Развитие познавательной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
"Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звёзды.
Но когда звёзды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка.
Звёзды — это песчинки, которые над головой,
А песчинки — это звёзды, которые под ногами".
Феликс Кривин.


Песок- это дар природы, и этот дар природы, который доступен каждому из нас с раннего детства. Очень загадочен этот песок, он обладает способностью завораживать ребенка, своей легкостью, пластичностью, способностью принимать любые формы.
Люди познают мир через 5 органов чувств и самое древнее из них тактильное ощущение. Первое ощущение ребенка в мире — это тактильное ощущение.
Игры с песком очень полезны для психического здоровья и всестороннего развития детей.

Все дети любят играть с песком, им хочется рисовать, и они рисуют всем, что попадается им под руку, будь то палочка или что-то другое, им хочется выкопать ямку, закопать свои ноги в песок, используя при этом лопатки, формочки, различные совочки.
Играя с песком для ребенка важен сам процесс.
Сказкотерапия для детей – отличный и замечательный помощник, который помогает улучшить психическое состояния ребенка, эмоциональное настроение ребенка.
При помощи правильной сказки можно «вылечить» ребенка от застенчивости или нерешительности, закомплексованности, например, понять причины и возникновения его плохого поведения, неправильного поведения.

А с помощью песочницы и песка и при изготовлении различных фигурок можно проигрывать сказки. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, тревогой, характером наделять героев, им созданных, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаенных уголках его души.
А мы взрослые, поняв, что конкретно волнует ребенка, можем помочь ему решить его возникшие проблемы.
Игры в песочнице – одно из самых любимых занятий многих детей. Но не все знают, что это занятие помимо интереса приносит детям много пользы. Игры на песке позволяют воссоздать образ реального мира и преобразовать его, тем самым дети могут в процессе подобной игры освободить заблокированную энергию и активизировать возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка.

Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Строя и разрушая, а затем, снова воссоздавая сказочные замки или просто красивую картинку, ребёнок гармонизирует внутри себя своё внутреннее состояние, эмоциональное настроение.
Погружая свои руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Играя с песком у ребенка отступает тревога, напряжение, пропадают симптомы хронического стресса, повышается эмоциональное настроение и уверенность в себе, в своих силах.

А игра с песком способствует внутреннему расслаблению, и активизации творческого начала.
Песочная терапия — это игра с песком как способ развития ребенка.
Песочная терапия очень близка малышам, ведь с самого детства они сидят в песочнице, и первые слова, первые его межличностные связи и общение с детьми у них происходят именно там - в песочнице.
Поэтому игры с песком помогают детям раскрепоститься, снимают мышечную напряженность, у них появляется желание почувствовать себя защищенными, игры развивают мелкую моторику рук и даже могут помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма!

Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности.
Игра в песочнице, — это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его, а приобретенный опыт построения перенести в свою реальную жизнь. Через песочницу можно увидеть внутренний мир человека. Песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом для специалиста. Для детей – это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство, рассказать, что его беспокоит, тревожит.

В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Дети любят строить и разрушать сказочные города, любят лепить буквы в песке, пишут печатными буквами слова, рисуют в песке причудливые узоры, «ходят» ладонями, кулачками, каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
Песочная терапия – одна из разновидностей арт-терапии. Песочная анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины создаются из сыпучего материала - песка. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Они становятся, раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это им бесконечно приятно.

Песочная терапия хорошо развивает мелкую моторику рук, движения пальчиками становятся более ловкими, уверенными и дифференцированными.
После прочтения сказки, попросите ребенка ее нарисовать, слепить из пластилина или представить в виде аппликации. Ребенок рисует, лепит, или работает с пластилином и в своем рисунке воплощает все, что его волнует, все свои тревоги, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило и беспокоит. Качество изображения не имеет значения. Ребенок, который использует в своих работах темные цвета, испытывает сильные чувства, переживания, и на работе могут появиться какие-то чудища, страшилки, огонь. Повторный рисунок по той же сказке, уже будет немного поспокойней, да и краски будут немного светлее и краше.
Неважно чем будет рисовать ребенок, будь то палочка, камешек, пальчик, или даже струя воды, все это приносит, безусловно, огромную пользу для ребенка, для развития его творческих способностей, для развития творческого воображения и мышления.
Есть такое направление как лэнд-арт – использование песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) тем самым создавать интересные композиции и объекты.
С детьми можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставить отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисовать или дополнить их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Очень полезно конструирование из песка – создание разных построек и всего, что только попадется вам под руку и придет в голову вам и ребенку. Например, ребенок сжимает в своих ручках песок, и тем самым понижает свое внутреннее напряжение, снижается агрессивное состояние ребенка.

Вам нужно только объяснить своему ребенку, что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, надежная, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра, а дальше уже предоставляйте свободу выбора своих дальнейших действий своему ребенку. Пусть ребенок думает сам, какая будет его конструкция, и он пусть сам проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж, ангар, или что-то невозможно фантастическое? Построенные фантастические замки, служат хорошим материалом для создания сюжетно-ролевой игры, стоит только предложить ребенку все это обыграть, придумать новую историю, и ребенок подхватывает и развивает эту идею, и в ход тогда идут различные палочки, веточки, листочки, цветочки. Важно чтобы ребенок в ходе игры проговаривал слова, фразы о том, что же он построил в песочнице в слух, проговаривая слова вслух ребенок учится слышать сам себя, и это способствует развитию речи, мышления, воображения. Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.
Проживание вместе со сказочными героями всевозможных ситуаций, в ходе которого осуществляется переход ребенка из реального мира в мир воображаемый, и наоборот.
Разыгрывая ситуацию на песке, у него появляется возможность посмотреть на нее со стороны, что позволяет ребенку соотнести игру в песке с реальной жизнью, осмыслить происходящее вокруг, и найти, или, по крайней мере, искать способы решения этой проблемы.
Играя в песке, ребенок обменивается с такими же детьми, как он мыслями, идеями, развиваются партнерские отношения между детьми.
Но самое главное для ребенка, что играя с песком – «правил не существует!»
Попробуйте устроить с ребенком ливень из ведра, и вы увидите бурю положительных эмоций, это он будет помнить долго. Сделайте так, чтобы сначала был маленький дождик - тонкая струйка песка, а потом дождик, пусть усиливается, зачерпывайте двумя ладонями песок и сыпьте на ребенка. Ребенок осознает идею своей причастности к событиям окружающего мира, тогда ребенок перестает бояться дождя, а мир для него перестанет быть враждебным. Это упражнение хорошо снимает напряжение, тревогу, агрессию, стресс у вашего ребенка.
Ребенку трудно выразить словами, что происходит с ним, что его гнетет, что его беспокоит, потому что у него маленький словарный запас, да что и говорить, порой и взрослые не могут найти причину беспокойного поведения ребенка, докопаться до первоначального источника.
Но беспокойство, страхи гложут его, его душу, и тогда происходит перенос этой тревоги, этой душевной боли на тело, ребенок начинает болеть.
У ребенка начинается энурез, заикание, непонятное никому агрессивное поведение.
Желательно спроецировать свой внутренний мир из вне, может быть нарисовать, слепить, но ребенок, например в маленьком возрасте плохо рисует, родители расстраиваются, ничего не могут понять, что происходит, и вот тогда на помощь может прийти песочная терапия, игры с песком, с помощью таких игр ребенок освобождается от тяжкого груза внутренних переживаний, и медленно, но уверенно идет на поправку.
Игра с песком поможет Вашему ребенку выразить то, что он сам пока не осознает и не понимает.

Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру...
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.

Рекомендуем посмотреть:

Игры с песком для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему: Дружба Конспект занятия по песочной терапии в старшей группе детского сада Песочная терапия для дошкольников
Участник №22 творческого конкурса «По сказочным дорожкам» с 15 марта по 15 июля 2017 года
Беседа с детьми средней группы на весеннюю тематику | Загадки с ответами по русским народным сказкам для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 55 дней назад (2 мая 2017)
Просмотров: 598
Рубрика: Без рубрики
+30
Голосов: 30
Комментарии (29)
Светлана Владимировна Силантьева # 4 мая 2017 в 20:38 +1
Валентина Михайловна, здравствуйте! Интересная публикация! Примите мой голос.
Людмила Геннадьевна Никольская # 13 мая 2017 в 10:00 +1
Познавательная интересная статья! Примите и мой голос!
Екатерина Владимировна Старкова # 14 мая 2017 в 15:08 +1
ГОЛОС
Екатерина Владимировна Старкова # 1 июня 2017 в 08:09 +1
Интересная статья.
Наталия Юрьевна Мурашова # 14 мая 2017 в 15:25 +2
Очень понравилась публикация!
Вы поставили задачи: Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
- Совершенствование мелкой ручной моторики.
- Развитие познавательной активности и мотивации учебной деятельности.
- Совершенствование предметно-игровой деятельности и развитие коммуникативных навыков.
И, судя по этой работе, блестяще с ними справляетесь.
Валентина Михайловна Скрипникова # 14 мая 2017 в 18:26 +2
СПАСИБО ЗА КОММЕНТАРИЙ!
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 июня 2017 в 11:03 +3
Интересный материал! Узнала много нового! Голос! Успехов!
Татьяна Анатольевна Почаева # 1 июня 2017 в 11:50 +3
Валентина Михайловна! Ваш материал подробно описывает пользу песочной терапиии и то, как можно интересно организовать работу с песком. Ведь все малыши обожают сидеть в песочнице, но, зачастую кроме "печь куличики", ничего придумать не могут. Вы даёте хорошие подсказки родителям, будите фантазию детей.
Сейчас делают песочные шоу. К нам в сад приезжала художница, которая рисует песком. Во время шоу звучит приятная музыка, дети завороженно смотрят на экран, радуются тому как рождается рисунок. Это тоже действует положительно на психику, правда, смотрящий оказывается в пассивной позиции, а работающий с песком активен, что всегда предпочтительнее.
Успехов!
Виктория Павловна Лукшина # 1 июня 2017 в 14:20 +1
Интереснейшая статья! Просто, доступно изложено значение песочной терапии для наших детей. С удовольствием голосую!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 1 июня 2017 в 17:53 +2
Валентина Михайловна, здравствуйте! Очень интересная публикация. С удовольствием голосую!
Татьяна Витальевна Руднева # 2 июня 2017 в 20:53 +2
Уважаемая Валентина Михайловна! Вы представили очень интересную статью. В ней подробно описывается значение песочной терапии в развитии ребёнка, а также даются практические приёмы работы с песком. Песок любят все - и взрослые, и дети. Я живу на берегу Азовского моря и имею возможность наблюдать береговое творчество. Дети помладше делают различные пасочки, более старшие строят замки или закапывают друг друга в песок. А вот взрослые часто создают скульптурные композиции. Идёшь по берегу, а тут вдруг русалка лежит или осьминог. Даже на городском уровне как-то конкурс проводился на лучшую композицию из песка. Так что это очень хорошая терапия. Спасибо Вам за публикацию и - удачи в конкурсе.
Нелли Александровна Долженкова # 3 июня 2017 в 14:45 +1
Добрый день, Валентина Михайловна! Познавательная и очень интересная статья! Примите голос!
Алёна Владимировна Кузьминых # 3 июня 2017 в 17:26 +2
Валентина Михайловна, здравствуйте! Интересная публикация! Метод сказочной песочной терапии занимает особое место в психологической практике в силу своей универсальности. Спасибо Вам за публикацию. Примите мой голос.
Елена Николаевна Салихова # 4 июня 2017 в 00:07 +2
Прочитав Вашу статью, Валентина Михайловна, я почувствовала Дыхание Вселенной. Это не просто сухая информация, а пронизанная Любовью к Детям и Природе сказка о песке. Конечно, Голос!
Ирина Борисовна Порхачева # 4 июня 2017 в 19:07 +1
Валентина Михайловна, добрый вечер! Вами выбрана очень хорошая тема для консультации "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста». Прекрасные фотографии и иллюстрации. Голос!
Татьяна Петровна Медведева # 4 июня 2017 в 19:53 +4
Валентина Михайловна, добрый вечер! Спасибо за приглашение. Вы представили очень интересную статью о значении и роли песочной терапии для детей дошкольного возраста. Вы даёте полезные советы родителям по развитию фантазии и творческого потенциала детей. Примите мой голос.
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 4 июня 2017 в 20:51 0
Валентина Михайловна, спасибо за приглашение! Очень интересная публикация. С удовольствием голосую!
Оксана Юрьевна Сотина # 5 июня 2017 в 13:58 +2
Валентина Михайловна, очень интересная и познавательная статья! Ценность песочной терапии описывается очень доступным языком, прекрасная информация для родителей! Актуальна в летний период! smile Примите голос!
Наталья Владимировна Солунина # 5 июня 2017 в 14:03 0
Очень интересная, актуальная в летний период, публикация. Голосую с удовольствием!
Лариса Борисовна Пахомова # 8 июня 2017 в 11:14 +1
Очень интересная и актуальная публикация, Валентина Михайловна! Голос!
Наталия Владимировна Пуханова # 10 июня 2017 в 20:22 +1
Валентина Михайловна, добрый вечер! Спасибо за приглашение.Статья для родителей детского сада "Значение и роль сказочной песочной терапии для детей дошкольного возраста» интересная и поучительная. Прекрасные фотографии и иллюстрации. Голос!
Нина Алексеевна Куклина # 11 июня 2017 в 14:03 0
Очень интересно. Голос!
Марина Сергеевна Долгих # 13 июня 2017 в 19:41 +1
С удовольствием голосую за интересную публикацию! Желаю Вам творческих успехов!
Анжела Львовна Митрахович # 13 июня 2017 в 22:47 +1
Вроде и знакомый всем вид деятельности, а как интересно Вы его преподнесли. Статья полезна в первую очередь родителям, которым небезразлично развитие своего ребёнка. Замечательно подобраны иллюстрации. Голос и успехов
Наталья Александровна Цуцерова # 17 июня 2017 в 20:31 0
Познакомилась с публикацией. Песочная терапия - это всегда актуальная тема. С помощью нее можно развить в ребенке много качеств - воображение, фантазию, мелкую моторику рук, речь, снять психологическое напряжение. Отличный и нужный материал. Удачи и творческого вдохновения.
Надежда Владимировна Рябиченко # 18 июня 2017 в 08:41 0
Очень интересная, познавательная статья для родителей, в которой вы рассказываете о значении песочной терапии для детей, также представлены различные приёмы работы с песком. Примите голос.
Наталья Анатольевна Елизова # 19 июня 2017 в 16:11 0
В представленной статье рассматривается польза песочной терапии для детей. Статья несомненно будет полезна широкому кругу читателей. Спасибо
Ольга Ивановна Марченко # 19 июня 2017 в 18:55 0
Спасибо за очень интересную консультацию для родителей. Примите мой голос!!!
Алла Алексеевна Кондратьева # 19 июня 2017 в 23:17 0
Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Валентина Михайловна,спасибо за интересную и полезную статью!Голосую.