Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэтессы Благининой

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников и младших школьников с творчеством поэтессы-землячки Благининой Е.А.
Годы жизни Благиной: 1903 - 1989 гг.

Автор: старший воспитатель ДОУ № 14 Платонова В.Г.

Программные задачи:
1. Познакомить детей с творчеством поэтессы, уроженки Мценского края, Елены Александровны Благининой.

2. Развивать поэтический слух детей; активизировать словарь: поэтесса;
учить понимать смысл просторечных слов: мрет, пары, уморилась,
кожушок, щеголь.

3. Развивать художественно-эстетические чувства детей через рассматривание картины, восприятие музыки, рисование осеннего листа.

4. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, взрастивший
многих знаменитых людей.

Материал: портрет поэтессы Е.А.Благининой, картины осени, аудиокассета мелодии П.И.Чайковского «Осень», картина В.Васнецова «Аленушка».

Предварительная работа: заучивание стихотворений Е. Благининой
Ход деятельности
Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с известной поэтессой, которая писала стихи для детей. Это Елена Александровна Благинина (показываю портрет).

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года неподалеку от Мценска: в селе Яковлево (Покровской волости Мценского уезда). Среди прекрасной русской природы средней полосы протекало ее детство, формировался эстетический вкус. Память поэтессы запечатлела красоту и самобытность крестьянского быта, непреходящую красоту среднерусского пейзажа.

• Где же родилась поэтесса Елена Александровна Благинина?
В семье курского железнодорожника Александра Александровича Благинина было девять детей – правда, не всем из них суждено было стать взрослыми. Бабушка ее, Юлия Герасимовна, была неграмотной, но знала много стихов и сказок и частенько рассказывала их своим многочисленным внукам. И уже повзрослев, Елена Александровна написала стихотворение, обращенное к великому Пушкину, в котором упоминала свою бабушку:
… Тебя, как песню, наизусть певала
Неграмотная бабушка моя…
• Что вы запомнили о семье Елены Александровны?

В доме Благининых часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Александровна рассказала об этом писателю Владимиру Приходько:
«В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению волшебника». Вот, послушайте, стихотворение из творчества Е.А.Благининой.

1 ребенок.
…Половичок линючий – речка,
А печка – пышный царский дом…
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.

2 ребенок.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком,
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
- Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.

3 ребенок
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
- Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко – в три ручья –
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.

Так Елена Александровна повествует о домашнем спектакле в стихотворении «Сказка».

• О какой сказке идет речь в этом стихотворении?

Посмотрите на картину, которую написал художник В.М.Васнецов.

Как же она называется? Как вы думаете, почему Аленушка на картине пригорюнилась на берегу? Посмотрите на позу Аленушки. Как передал ее печаль художник?

Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет.
• Как вы думаете, почему Елена выбрала такую профессию – «поэтесса»?
Уже потом, став взрослой, Елена Благинина училась сначала в Курском педагогическом, а затем – в Московском высшем литературно-художественном институте. В тридцатые годы в журнале для детей «Мурзилка» появились ее первые детские стихи, переводы.
Елена Александровна писала стихи о природе, о детях, о труде, о Родине, о защите ее от врага.
• Кто из вас знает, и сможет прочесть нам хотя бы одно стихотворение Благининой? (Дети читают стихи)
Вот видите, сколько прекрасных стихотворений вы знаете.
Поэтесса много писала о природе. Сборник стихов «Осень» открывался поэтической зарисовкой осени. Вот предутренние часы:
Если встанешь на заре –
Крыши в сером серебре,
Длинно тень ложится,
Долго лист кружится.
(«Осень»)
(Воспитатель, дети читают стихотворения на фоне музыки П.И.Чайковского и выставленных картин об осени). [/b]


Иная картина, когда начинается утро:
Если выйдешь поутру –
Галки стынут на ветру,
Вьются над парами
Вслед за тракторами.
(«Осень»)
• Как вы думаете, что это за «пары», о которых пишет поэтесса? («Вьются над парами…»)
А вот и полдень:
Разгуляется денек –
В полдень сядешь на пенек,
Смотришь – на припеке
Прыгают сороки.
(«Осень»)
Конец стихотворения – своеобразное его обрамление:
Если выйдешь ввечеру –
Галки стынут на ветру,
Долго тень ложится,
Долго лист кружится.
(«Осень»)

Дети выполняют зарисовки «Осенний лист» (отпечатка листа)

В ином, задорном ритме создает Благинина стихотворение «Радуга»:
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди,
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Физкультминутка «Солнышко и дождик»
На слова "светит солнышко", дети шагают, машут руками. На слова "дождик", присаживаются и прикрывают голову руками.

• Какие же изменения происходят осенью? Что вы наблюдаете в природе? Да, осенью мы наблюдаем отлет птиц.
Стихотворение «Улетают, улетели» - тонкий, светлый рассказ об уходящем лете, о птицах, улетающих в теплые края:

Ребенок
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.

В том же эмоциональном ключе звучит и конец стихотворения:
Ребенок
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.

Природа в ее стихах живет, дружит с детьми, помогает им.
В стихотворении «Уморилась» Е. Благинина рассказывает об одном дне в жизни ребенка. Но сколько поэзии, сколько красоты, казалось бы, в обычных картинах природы, нарисованных поэтессой: девочка видела, «как растут травинки», слышала, «как в пруду квакала лягушка, а где-то в саду «плакала кукушка» и т.д.

Чтение стихотворения «Уморилась» воспитателем

А как поразил ее воображение муравей:
Я видала муравья
Под тяжелой ношей…
Я такому силачу
Два часа дивилась…
Большое, глубокое знание языка отличает этот поэтический рассказ Е. Благининой. Девочка не утомилась, говорит поэтесса, а … (как?) «уморилась», солнце в стихотворении «желтым косяком улеглось на лавке», «я такому силачу два часа дивилась» и т.д.
Стихи о детях, о счастливом детстве занимают большое место в жизни поэтессы.
Ощущением тепла, детского безмятежного счастья пронизано стихотворение «Посидим в тишине».
Вы его уже знаете.
Девочке многого бы хотелось: поиграть, спеть песенку, подвигаться, но «мама спит, и я молчу». Даже солнечный золотой луч и тот понял состояние девочки:
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего,- шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Естественно проводятся в стихах Е.Благининой мысли о личном примере родителей. В стихотворении «Полюбуйтесь-ка, игрушки!» героиня говорит своим куклам:
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка:
Одеяло застелю
Ровненько и гладко.

В ряде стихотворений Елена Александровна показывает, как важен личный пример родителей и близких в формировании таких качеств ребенка, как трудолюбие, уважение к старшим и т.д.
Показателен в этом отношении ее сборник стихов «Не мешайте мне трудиться»: девочка шьет «малышу-голышу» новую одежду, стараясь во всем подражать маме («Голышок-малышок»):
Голышу-малышу
Сшила понемножку,
Малышу-голышу
Новую одежку.
Алую рубашку,
Синие штаны.
Видишь, по кармашку
С каждой стороны.
Сшила желтый кожушок… (Объяснить значение слова)
Ай да щеголь малышок – (Объяснить значение слова)
Голышок!
• Как вы понимаете слово «кожушок», а «щеголь»? Что оно означает?

Лучшие произведения Е. Благининой выдержали испытание временем, завоевали огромную популярность у читателей.

Подведение итога занятия
• Итак, сегодня мы познакомились с творчеством какой поэтессы?
• Что вам очень понравилось на сегодняшнем занятии? Почему вам это понравилось?
• Хотели бы вы заучить еще какие-нибудь стихотворения Елены Александровны Благининой?

Рекомендуем посмотреть:

Конспек занятия с элементами экспериментирования в старшей группе Конспект НОД для детей старшей группы детского сада Конспект НОД на тему: Семья в старшей группе Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия для старших дошкольников по теме: Транспорт

Развивающее занятие в старшей группе ДОУ

Занятие по рисованию в старшей группе

Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Строительство»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей старшей логопедической группы по развитию мелкой моторики рук

Мастер-класс для педагогов, слушателей курсов. Технология триз в детском саду | Спортивный праздник в подготовительной группе детского сада. Сценарий
Опубликовано: 790 дней назад (4 октября 2014)
Просмотров: 3858
+16
Голосов: 16
Комментарии (25)
Валентина Валерьевна Саясова # 4 октября 2014 в 19:58 +2
Как трогательно, красиво, поэтично! Ваша деятельность помогает воспитать в детях чувства прекрасного, доброго! Мне очень понравилось., вы молодец!
Валентина Григорьевна Платонова # 5 октября 2014 в 10:56 0
Спасибо, Валентина Валерьевна!
Марина Викторовна Вицкова # 4 октября 2014 в 20:29 +2
Очень понравился ваш конспект Валентина Григорьевна.Все доступно и понятно,для детей данного возраста.Молодцы!Желаю вам и в дальнейшем творческих успехов. Всего вам хорошего и доброго.Голос.
Валентина Григорьевна Платонова # 5 октября 2014 в 12:03 0
От души благодарю, Марина Викторовна за комментарий и пожелания! С Днем учителя Вас!
Надежда Николаевна Пермякова # 4 октября 2014 в 20:38 +2
Валентина Григорьевна, спасибо Вам за прекрасный доступный пониманию детей материал по творчеству Е.А. Благининой! На данном занятии состоялась замечательная встреча детей с поэтическим словом! А зарисовки, картины, музыка только помогли активизировать деятельность ребят до конца занятия. ГОЛОСУЮ!
Валентина Григорьевна Платонова # 5 октября 2014 в 10:58 0
Надежда Николаевна! Я Вам очень благодарна за такие отзывы о моем конспекте! Поздравляю Вас с днем Учителя!
Игорь Владимирович Грушевский # 5 октября 2014 в 02:31 +1
Валентина Григорьевна, мне тоже очень понравился Ваш конспект! Здорово, что проводятся занятия о таких замечательных людях! Голос!
Валентина Григорьевна Платонова # 5 октября 2014 в 10:56 +1
Игорь Владимирович! Благодарю за комментарий!
Алина Исламовна Булатукова # 6 октября 2014 в 21:12 +1
Валентина Григорьевна, спасибо за прекрасный и доступный материал. Мой голос за Вас!
Марина Алексеевна Соклакова # 7 октября 2014 в 10:42 +1
Валентина Григорьевна, замечательный конспект! А особенно радует то, что Вы знакомите детей с творчеством поэтессы, а дети читают ее стихи. Развиваете художественно-эстетические чувства детей через рассматривание картины, восприятие музыки, рисование осеннего листа. А использование регионального компонента воспитывает у детей чувство гордости за родной край. Голосую с удовольствием.
Валентина Григорьевна Платонова # 9 октября 2014 в 00:25 0
Благодарю, Марина Алексеевна, за Ваш прекрасный комментарий!
Наталья Анатольевна Глазина # 7 октября 2014 в 10:55 +1
Мне очень понравился Ваш конспект НОД. Очень редки, такого рода конспекты. Молодец!
Валентина Григорьевна Платонова # 9 октября 2014 в 00:24 0
Спасибо, Наталья Анатольевна за Ваш комментарий!
Анна Владимировна Савчук # 9 октября 2014 в 18:21 +1
Валентина,такой замечательный,полный,развернутый конспект.Много почерпнула для себя.Спасибо!
Ирина Владимировна Чалова # 9 октября 2014 в 19:26 +1
+1 С удовольствием прочитала ваш конспект, мне очень понравился! Спасибо!
Тамара Александровна Новичкова # 9 октября 2014 в 21:19 +2
Валентина Владимировна, познакомилась с конспектом занятия по ознакомлению с творчеством поэтессы-землячки Благининой Е.А. Конспект составлен грамотно,сопровождается яркими иллюстрациями. По ходу занятия дети читают стихи Е. Благининой, узнают много нового о поэтессе. Вы активизируете словарный запас детей, учите понимать смысл новых слов, воспитываете любовь к литературным произведениям. На занятии дети слушают музыку, рисуют, рассматривают картины. Занятие очень насыщенное. И что существенно важно - воспитываете гордость за свой край, за знаменитых людей, которых взрастила эта земля. Спасибо.+1
Валентина Григорьевна Платонова # 10 октября 2014 в 23:15 0
Благодарю за комментарий, Тамара Александровна! Только я - Григорьевна, простите!
Ирина Анатольевна Болтачева # 9 октября 2014 в 22:37 +1
Валентина Владимировна! Познакомилась с вашим мероприятием. В своем занятии вы используете разнообразные виды деятельности. Все этапы продуманы, используется смена деятельности. Стихи подобраны по тематике занятия. Благинина - очень лирична в своей поэзии, а также мне нравятся ее стихи-дразнилки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была.
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла!
Валентина Григорьевна Платонова # 10 октября 2014 в 23:16 0
Спасибо, Ирина Анатольевна!
Наталья Васильевна Дегтярцева # 11 октября 2014 в 08:28 0
Интересный конспект. Вы - просто умница! Голосую!
Татьяна Николаевна Бурцева # 12 октября 2014 в 15:50 0
Отличный конспект!Молодец!
Лилия Рустамовна Волохова # 19 октября 2014 в 12:51 0
Очень понравилось! Содержательно, разнообразно по видам деятельности, интересно!
Валентина Сергеевна Шаманова # 4 ноября 2014 в 19:45 0
Отличная работа! ГОЛОСУЮ с удовольствием!
Ольга Вячеславовна Житенева # 5 ноября 2014 в 18:52 0
Занятие очень понравилось. Богатое по содержанию, все поставленные задачи на мой взгляд были решены, были использованы различные формы и методы активизации детей. Голос.
Валентина Петровна Чурепкина # 7 ноября 2014 в 11:25 0
Отличная методическая разработка конспекта. Очень красиво оформили работу, грамотно написали. Все задачи, поставленные в начале занятия, вы сумели реализовать через разнообразную деятельность. Голос! v