Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе

Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе
Работая много лет в музыкальной школе, я заметила, что в наше время большинство детей испытывают большое количество стрессов. Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Дети подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить его правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем он в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста ребёнка. У ребенка в возрасте до 15 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Ещё одной причиной может быть внутренний конфликт, когда ребёнок винит себя за совершение какого-либо проступка.Часто поступление в первый класс общеобразовательной школы сочетается с параллельным поступлением ребёнка в первый класс музыкальной, художественной, хореографической школ. Несомненно, это несёт за собой новые обязанности, трудности, большие нагрузки, а также ответственность ребёнка перед самим собой, а в большей степени ответственность перед родителями. В наше время стремительно стали развиваться так называемые школы для одарённых детей, школы повышенной степени сложности обучения. Намного реже встречаются средне - образовательные школы, чаще встречаются школа – лицей, школа гимназия и т.д., где детей чуть ли ни с младших классов готовят к ЕНТ и другим видам тестирования.

Родители вырабатывают в своих детях так называемый «синдром
отличника», также это касается и параллельной учёбы в другой сфере образования. Это очень распространенная и грубая ошибка. Конечно, каждому родителю хочется видеть своего ребенка самым успешным, самым умным, самым, самым, самым… Но мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. В погоне за успехами мы часто забываем о простых человеческих радостях, об обычном общении родителей и детей. А ведь мы не хотим, чтобы у нас вырос черствый ребенок, пусть даже со знаниями хореографии или английского. Так что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка? Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника» проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах. На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно, но со временем задача усложняется.

Сейчас я веду речь об адаптации первоклассника к обучению в музыкальной школе. Без исключения все поступающие дети, а в большинстве случае и родители относятся к обучению в музыкальной школе, как к некоему кружку или секции. Зачастую не все в полной мере понимают, что процесс обучения имеет массу трудностей, начиная от вступительных прослушиваний заканчивая государственными экзаменами. К сожалению, до «финала» доходят далеко не многие учащиеся. В музыкальном обучении любого юного музыканта наступает критический своего рода переломный момент, когда ребёнок не хочет продолжать своё обучение, мотивируя это потерей интереса к предмету или какому либо инструменту. Как быть в такой ситуации? Ответов на данный вопрос два - заставлять или бросить: К сожалению, многие родители заставляют своих детей. Например, если будешь заниматься хорошо - купим мороженое, выучишь произведение - пойдем в кино, сможешь посмотреть мультфильм, не выучишь - не будешь смотреть два дня и т.д. В данной ситуации умнее поступит тот родитель, который позволит ребенку бросить школу, тем более, если у него есть другие стойкие интересы. Но рекомендую попробовать заинтересовать – самому полюбить музыку: вместе с ребенком разбирать текст, вместе придумывать сюжет к своим произведениям, вместе слушать музыку, посещать концерты как своего ребенка, так и других профессиональных музыкантов. Горящие глаза родителей – что может быть лучше для ребенка.

Работая много лет с детьми, я сделала для себя некоторые выводы:
Приходя ко мне в возрасте 5 - 6 лет, дети не понимают, чего они хотят. Чаще они хотят просто играть в игрушки, а не учиться.[/h2]

Обучение музыке – сложный и многогранный процесс, требующий усидчивости, долгого и упорного труда. Когда в 7 - 9 летнем возрасте дети это понимают, вот тогда начинаются настоящие трудности. Одни дети не готовы упорно трудиться, им становится тяжело, особенно на фоне все возрастающей нагрузки в общеобразовательной школе. У других – наоборот, появляется интерес к учебе, и работать с такими детьми очень приятно.

Когда ребёнок только начинает свой сложный путь, ответственность всё - таки должна в первую очередь ложиться на плечи родителей. Именно родители должны контролировать систематическое посещение всех учебных предметов и регулярные домашние занятия. Хотелось бы, чтоб все родители понимали, что первое время желательно присутствовать на уроке, так как ребёнок не может сразу адаптироваться к новой школе, месту, педагогу. Присутствие близкого человека поможет избежать негативного влияния на детскую психику. Родитель должен знать и видеть, кому он отдаёт своё чадо, ведь при знакомстве педагога и ребёнка можно увидеть найдёт ли педагог индивидуальный подход к ребёнку.

Одна из проблем музыкального образования в современном мире - отказ от учебных дисциплин. Дети хотят посещать занятия только на инструменте, например, фортепиано, игнорируя другие дисциплины, что в корне неправильно. Все предметы взаимосвязаны и пропуск, одного из них обязательно оставит пробел в другом. Дети не совсем понимают всю эту взаимосвязь, к сожалению, не всегда понимают это и родители. Другая проблема – это отсутствие инструмента. Многие родители не спешат приобретать музыкальный инструмент в первые годы обучения ребёнка, а ведь как раз в этот период ребёнок должен проникнуться любовью к своему музыкальному инструменту. Родители находят ряд причин не приобретать инструмент: не позволяют габариты квартиры, не считают нужным его приобретение, думая, что инструмента в школе на занятиях достаточно, думают, что у ребенка пропадет интерес к занятиям. Родителям желательно доступно объяснять, что приобретение инструмента очень важно и играет огромную роль. Многие думают, что приобретение фортепиано можно заменить синтезатором, что тоже в корне неверно. Стоит объяснить сразу, что у синтезатора нет педалей, совершенно другой звук и клавиатура. Начальное время с ребёнком должен выполнять домашнее задание родитель, и для этого вовсе не обязательно иметь специальное музыкальное образование.

Также стоит правильно настраивать ребёнка на первый экзамен, так называемый академический концерт, на котором ребёнок должен показать свои приобретённые знания. Очень хорошо, если первый экзамен и многие последующие пройдут в игровой форме, в форме сказки для первоклассников и в форме концерта для более старших детей.

В начале статьи говорилось о детском стрессе. В любом кружке, секции, школе присутствует элемент соревновательности, каждый ребенок индивидуален и у одних успехи будут лучше, у других – хуже, тут уж ничего не поделаешь. И здесь, конечно же, многое зависит от родителей.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком. Самое главное на первоначальном этапе показать ребенку, что сдавать зкзамены
совсем не страшно и мотивировать его к дальнейшим успехам в овладении музыкальным искусством. В наше беспокойное время чувствуется острая необходимость делать экзамены для первоклассников в игровой форме, а точнее в виде академических концертов или сказок. Таким образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой, публикой, большим количеством людей. Дети легко и безболезненно входят в достаточно жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов, если чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не «взрослого» академического концерта – обязательного экзамена, а атмосфера праздника. На празднике дети надевают праздничные наряды, зовут послушать своё исполнение родственников, друзей, одноклассников. Не стоит забывать о том, что важна и обстановка концерта. Чтобы сделать ее менее официальной, можно повесить воздушные шары, картинки, нарисованные детьми. Участвуя в таком концерте, дети забывают, что он оценивается преподавателями, что положительно влияет на психику детей и плавно вводит ребёнка на нелёгкий путь к познанию музыки.

Еще бы хотелось привести один пример формирования мотивации детей, что так же ведет к снижению стресса. В мае 2015 года силами учащихся моего класса был проведен урок-концерт «О чем говорит музыка». Участники концерта не просто должны были сыграть свои произведения, они еще должны были подготовить рассказ о нем: о композиторе, написавшем его, о жанре и характере. Было замечено, что небольшой рассказ перед исполнением музыкального произведения, а так делал каждый учащийся, придает чувство свободы на сцене, создает необходимый психо-эмоциональный настрой, тренирует исполнительскую волю, способствует формированию эстрадной выдержки. Дети чувствовали особую атмосферу, были собранными, по-особенному торжественными, понимали ответственность момента. В ходе работы над концертом каждый из учащихся проявил свои эстетические пристрастия, художественный вкус и фантазию. Ребята очень объединились в совместном творчестве, а совместные репетиции ещё раз показали, насколько каждый из учеников индивидуален, порой раскрывая ребёнка с неожиданной стороны. И концерт, планируемый для родителей, превратился в маленький праздник, и никакого стресса и страха.

Как говорилось выше не стоит забывать, что в век технического прогресса дети помимо общеобразовательной школы посещают много других школ и секций. И иной раз удивляешься как ребёнок 7 – 8 лет может всё успевать. Родителей можно и нужно понимать, они хотят разностороннего развития своих детей, но не стоит забывать, что детям тяжело совмещать столько дел. Обязательно, что - то, но будет страдать, будь, то музыкальная школа или танцы. Пробел, в каком - то из этих увлечений, причём чаще всего желание исходит в большинстве случаев родителей, неизбежен. И конечно хотелось бы, чтобы после обязательной общеобразовательной школы, ребёнок приходил в музыкальную школу отдохнуть, получить удовольствие и новые положительные эмоции, а не порцию стрессов и нотаций. Хотелось бы хоть немного облегчить «трудовые» будни наших детей. Разнообразные концерты, конкурсы, сказки и даже экзамены можно проводить интересно, стараясь максимально вовлечь детей в процесс. Вот такие методы я стараюсь использовать в своем классе, детям действительно очень нравится, и от былого страха не остаётся и следа.

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальная сказка Теремок для детей Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ Концерт учащихся ДМШ для детей детского сада. Сценарий с презентацией Опыт работы педагога школы искусств. Современные педагогические технологии на уроке сольфеджио
Опубликовано: 3008 дней назад (28 января 2016)
Просмотров: 3614
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!