Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Число 10

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.
Тема: Число 10. Запись числа 10.
Цель:
1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;
3) тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд;
4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию
Демонстрационный:
1) Карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.).
Раздаточный:
1) Наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка).
2) Карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка).
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую
деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Любите ли вы фрукты?
- Какие фрукты вы любите больше всего?
- Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие-либо фрукты?
- Где можно купить фрукты в городе? (В магазине, на рынке.)
Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш.
- Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?
- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Сбор урожая».
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь.
Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.
Воспитатель рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня – груши. Таня сорвала девять яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.
Ваня сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.
- Маленькая Таня обиделась на брата: «У тебя груш больше, чем у меня яблок!» Как вы думаете, стоит ли Тане обижаться на брата?
Как правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 0.
- Но маленькая Таня не умеет считать. Как показать, что яблок и груш поровну?
Дети должны расположить круги и треугольники парами.
- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара – груша.)
Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.
Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.
- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет.)
- Чего больше? (Яблок больше.)
- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко.)
Решаем добавить грушу.
Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.
- Сколько яблок (груш)?
Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до десяти, поэтому они считают: 1, 2, 3, …9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет число 10.
- Как получить число 10? (Было 9 яблок (груш), добавили еще одно (одну) и получили 10.)
- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну.)
Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Напиши число»
Дидактические задачи:
1) Создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;
2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.
Воспитатель рассказывает детям, что Таня и Ваня захотели отправить посылку с яблоками и грушами своим друзьям в другой город. Дети положили яблоки в один ящик, груши – в другой и ящики заколотили.
«сколько в ящике яблок (груш)? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправки посылки это необходимо знать».
Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.
- Что можно сделать для того, чтобы, на открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр.)
Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с числами и положить на каждый «ящик» - около ряда кругов и треугольников.
Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае воспитатель берет другую карточку и рассказывает, что маленькая Таня выбрала такую запись.
- Смогли вы помочь работникам почты? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число десять.)
- Что же нам надо делать? (Узнать, как записать число десять)

4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Запиши число» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) Познакомить с записью числа 10, сформировать умение соотносить запись числа 10 с количеством предметов;
2) Закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;
3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление, воображение, инициативность, творческие способности.
- Сможете ли вы сами определить это по учебнику? (Да.)
Дети открывают учебник и находят общепринятую запись числа 10. Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Тане, как правильно записывается число десять.
- Молодцы! Значит , как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно знать? (По учебнику.)
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число десять? (Один нуль.)
- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять? (Справа.)
- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов.)
Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов.

5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Яблонька».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение выражать эмоции мимикой.
Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней нарвать яблок. Дети встают на ковер.
- У дороги яблонька стоит,
А на ветке яблочко весит.
Сильно яблоньку потряс,
Вот и яблочко у нас.
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус!
- Покажите, как вы едите яблоко.
- Не говоря ни слова, дайте понять, что яблоко сладкое (кислое.)

5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч.3).
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение соотносить число с количеством;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.
Дети садятся за столы и открывают учебники-тетради.
№ 1, с.15
«Прикрепи на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество яблок в кастрюле».
Воспитатель задает детям вопрос:
- Что можно приготовить из яблок (груш, слив)? (Компот, варенье, джем, повидло, можно выжать сок.)
Воспитатель предлагает детям сварить компот.
- Как будет называться компот из яблок (груш, персиков, слив)?
- Как будет называться компот, сваренный из разных плодов? (Ассорти.)
Воспитатель читает детям задание, после чего дети работают самостоятельно.
После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Какое число вы прикрепили на красную (синюю, темно-зеленую, желтую, светло-зеленую) кастрюлю?
5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч.3).
Дидактические задачи:
3) Закрепить порядковый счет до 10 и обратно, умение составлять числовой ряд;
4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.
№ 2, с.15
«Соедини числа по порядку так, чтобы тропинки не пересекались».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и рассказывает, что Таня и Ваня собираются домой. Бабушка идет их провожать. Чтобы добраться от домика бабушки до электрички, нужно идти от столбика к столбику, причем числа на столбиках должны располагаться по порядку.
- Назовите числа по порядку от 1 до 10.
Дети делают это хором.
- Проведите дорожку, соединяя числа по порядку.
После того как дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- С какой стороны вы обошли низкую елочку (березку, высокую елку)?
Благополучно добрались до платформы и приехали домой, а бабушка, проводив внуков, идет обратно.
- Назовите числа в обратном порядке.

6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- чем вы помогли Тане и Ване?
- Как вы думаете, что помогло вам помирить Таню и Ваню, отправить посылку с фруктами, добраться до электрички?
Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10.
После занятия воспитатель, показывая детям домик с числом 10, задает вопрос:
- Куда нужно поместить этот домик?
После ответов детей домик с числом 10 располагается справа от домика с числом 9.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию математических представлений в старшей группе детского сада НОД по математике в старшей группе по сказке Перро "Красная Шапочка" Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе ДОУ
Конспект занятия для младшей группы на тему: Зима
Опубликовано: 257 дней назад (20 марта 2016)
Просмотров: 815
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!