Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Классный час, 9 класс. Патриотическое воспитание

Классный час по теме: "Возвращение на пьедестал"

«Истинно, следует воздать должную честь и благодарность графу Муравьёву - Амурскому как преобразователю Восточной Сибири и приобретателю для России Амура»
(Р. К. Богданов)
Цель: формирование преставления об истории создания памятника графу Муравьёву- Амурскому;
Задачи:
• рассказать о значении деятельности графа Муравьёва – Амурского в истории России;
• воспитывать у учащихся желание узнавать и изучать историю своего края, знакомиться с известными людьми, вложившими значительный вклад в развитие края;
• познакомить учащихся с историей создания памятника графу Муравьёву – Амурскому.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя:
Мы с вами живём в столице Дальнего Востока – городе Хабаровске. Наш город знаменит своей военной историей и история нашего края очень интересна.

Улица Муравьёва - Амурского
В городе есть много красивых мест, которые посещают туристы. Одним из достопримечательностей нашего города является наш утёс, с которого открывается прекрасный вид на реку Амур.

Утёс в Хабаровске
Недалеко от утёса находится памятник графу Муравьёву- Амурскому, в честь которого названа центральная улица нашего города.
И сегодня я хочу познакомить вас с историей создания этого величественного памятника. В этом мне помогут наши ведущие и чтецы.

2. Ведущий: (1) Первая часть.
Кем же был граф Муравьёв – Амурский?
Он родился в семье флотского офицера в 1775 году. Детские годы его прошли в Новгородской губернии недалеко от Санкт – Петербурга.
Далее он учился в частном пансионе, был зачислен в пажеский корпус.
Н. Н. Муравьев учился в частном пансионе в Санкт-Петербурге, позднее был зачислен в Пажеский корпус. Окончил его с отличием. Даже принимал участие в коронации императора Николая I.
Был награждён золотым оружием с надписью: «За храбрость».
В 1833 году вышел в отставку в чине штабс – капитана, занимался хозяйством в имении отца.
В 1838-1839 годах Н. Н. Муравьев состоял для особых поручений при командующем Отдельным Кавказским корпусом и главноуправляющем гражданской частью генерале Е. А. Головине. Неоднократно принимал участие в боевых стычках с горцами, был награжден орденом Святой Анны 2-й степени, позднее - императорской короной к нему, а также орденом Святого Станислава 2-й степени с императорской короной.
В 1840-1844 годах Н. Н. Муравьев состоял начальником 3-го отделения Черноморской береговой линии.
Вся его жизнь была связана с военными действиями.
3. Ведущий: (2)
В 1847 году он был назначен генерал – губернатором Восточной Сибири. Его считали слишком молодым для такой высокой должности. О нём ходили разные слухи. Пересуды и разговоры были вызваны двумя небывалыми обстоятельствами.
Во – первых, новый генерал губернатор происходил из опальной фамилии Муравьёвых. А Муравьёвы принимали активное участие в восстании декабристов. И Николай I избегал назначать на посты тех, кто был причастен к восстанию декабристов.
Во – вторых, новый сановник был очень молод, ему было всего 38 лет.
4. Ведущий: (1)
Итак, в 1848 году Н.Н. Муравьёв прибыл в Иркутск. Он был образован, интеллигентен и сразу завоевал уважение иркутского общества. В этом ему помогала его жена, приехавшая в далёкую Сибирь из Южной Франции. Он пробыл на этом посту с 1848 года по 1861 год. Главным событием «муравьёвского времени» стало возвращение России Приамурья, освоение и заселение амурских земель.
16 мая 1858 года был подписан знаменитый Айгуньский договор между Россией и Китаем, согласно которому Россия получила огромный массив приамурских земель. Этот договор все одобрили в России и ждали расцвета экономики Сибири и Приамурья.

1858 год. Подписание Айгуньского договора.
Итак, осваивался новый край. Создавались казачьи станицы. Муравьёв – Амурский добывал средства на освоение новых земель. Петербург отказывался финансировать. Н.Н. Муравьёв много работал, мало спал, думал о будущем Сибири. Он был талантлив, прославил своё имя добрыми делами: помог ссыльным декабристам и их семьям, произносил либеральные речи, смотрел сквозь пальцы на чтение «Колокола».
5. Ведущий: (2)
Муравьёв видел основное усилие экономического и культурного развития Сибири в приближении её к Тихому океану, в использовании Амура как естественного пути к дальневосточным морям, в оживлении связей с Китаем, Японией,
Поэтому Амурский вопрос был главным.

Приамурье в начале 19 века
Для решения этого вопроса Н.Н. Муравьёв предпринял ряд дипломатических и практических шагов. Чтобы укрепить устья амура, была отправлена экспедиция под руководством Г. И. Невельского. Сам генерал – губернатор руководил главными сплавами.
16 мая 1858 года был подписан Айгуньский договор между Россией и Китаем, согласно которому Россия получила огромный массив приамурских земель. За это Муравьёву – Амурскому был пожалован титул графа. Заключение этого договора было встречено всеобщим одобрением в России.
6. Ведущий: (1)
Освоение нового края проводилось военно – феодальными методами: создавались казачьи станицы, но без самостоятельности и воли. Они напоминали военные поселения. Было трудно добывать деньги. При активном участии Муравьёва был учреждён Сибирский отдел Императорского Русско – географического общества. Это научный центр Сибири.


Казаки Амурского казачьего полка
Муравьёв разогнал большую часть старых чиновников – взяточников, привлёк на службу в Восточную Сибирь молодых, образованных людей из лучших дворянских семей. При нём выпускник знаменитого Александровского лицея мог служить земским исправником в глухом уезде.
Он уезжает в Париж. Там он заболел: чужой город и чужая страна подорвали его здоровье. В ночь с 18 на 19 ноября 1881 года Н.Н. Муравьёв – Амурский скончался. Его смерть была ударом для всей России.

Могила графа Муравьёва - Амурского во Владивостоке
Михаил Иванович Венюков в своём обращении к хабаровчанам в октябре 1891 года писал: «Господа! Вы можете исходить всё Монмартское кладбище и не найти там могилы Муравьёва… Так знайте, что у великого русского человека, умершего в чужой земле, и могила чужая, а своей нет!.. Чтобы найти её, придётся вам остановиться перед скромной, хотя и толстой, надгробной плитой семейства Ришемонт, порыться в металлических венках, и тогда лишь найти в одном углу неразделённого камня французскую надпись: «Николай Муравьёв граф Амурский», «Русская старина», 1891 год.
7. Чтец: (1)
Н. Н. Муравьёву - Амурскому
Умом и болею могучей
Нашёл Востока ты предел,
И сквозь веков немые тучи
Величье россов проглядел.
Ты там, на грани отдалённой,
Родное знамя водрузил.
Заветной мыслью вдохновлённый
Великий план осуществил.
Твоим гонимым обаяньем,
Народы шли с родной земли,
С надеждой смелой, упованьем
В твой край бестрепетно пришли.
Народы те, как стражник рая,
Ты охранял святым мечом…
В глуши безжизненного края
Проснулась жизнь и бьёт ключом.
8. Чтец: (2)
В горах, степях, могучих борах
Твердили русские уста…
Дышала Русь, молясь в соборах,
И имя славилось Христа…
И там, где прежде труд полезный
Не пробуждался никогда,
Теперь проходит путь железный,
Растут селенья, города!..
И Русь могучею стопою
С благословенья твоего
Стоит над Родиной другою
Во славу трона своего.
Великий муж! Бессильно время
Бороться с именем твоим:
Его хранит младое племя
И будет век гордиться им!
(Е.С. Мускелов)
9. Вопросы учащимся:
Кем был Муравьёв – Амурский?
Где он учился? За что он был награждён золотым оружием? В какой войне он принимал активное участие? Почему у него было много врагов при его должности генерал – губернатора? Каково значение Айгуньского договора? Какой вопрос был самым главным в деятельности Муравьёва – Амурского? Как осваивался новый край? Какие были трудности? Каким он был человеком? Где умер Муравьёв – Амурский?
10. Учитель:
А теперь мы расскажем вам об истории создания памятника Муравьёву – Амурскому.
11. Ведущий: (2)
Вторая часть. Очень длинна история создания памятника графу Муравьёву – Амурскому.
После получения телеграммы из Парижа о кончине Н.Н. Амурского в 1891 году, жители Приамурья решили соорудить ему памятник на народные средства. Был образован комитет под председательством Приамурского генерал – губернатора барона А. Н. Корфа. Привлекли известных художников к созданию памятника. Мотивом для изготовления модели памятника скульптор А. М. Опекушин избрал портрет Муравьёва – Амурского работы Константина Маковского. Николай Николаевич стоял во весь рост и изображён был в генерал – адъютантском двубортном мундире. Императору была представлена модель. Но Опекушин заболел и изготовление монумента отложили на два года.
12. Ведущий: (1)
Летом 1890 года готовая статуя была передана на отливку в чугунно – литейную мастерскую. Каждая часть скульптуры отливалась отдельно. В ноябре 1890 года работа была закончена. Она была выставлена в Михайловском манеже Петербурга. Затем её уложили в ящики и бесплатно отправили в Хабаровку. Скульптор ещё работал, а в Хабаровск, под личным наблюдением генерал – губернатора барона А. Н. Корфа, полным ходом возводили пьедестал.
Материал нашли в 260 верстах от Хабаровки.

Старый Хабаровск
Рабочими и мастеровыми при возведении памятника были преимущественно китайцы. Русские были заняты благоустройством лесов, а ссыльно – каторжные – погрузкой на баржи.
13. Ведущий: (2)
Открытие памятника Н. Н. Амурскому состоялось 30 мая 1891 года На открытие памятника прибыл наследник – цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из поездки по странам Востока.
Этот памятник возвышался на Амурском утёсе около 35 лет, олицетворяя славную историю Дальневосточного края. А в 1925 году памятник был уничтожен.
Хабаровчанка Софья Ивановна Живайкина рассказывала: «Все знали, что памятник основателю нашего города был очень красивый. И когда однажды утром люди увидели его разбитым на куски, многие плакали. Голова его долго валялась в парке».
Итак, памятник был забыт.
С горечью писал о разрушенном памятнике Дмитрий Нагишкин в романе» Созвездие стрельца».
В 1971 году Н. Н. Наволочкин писал в журнале» Дальний Восток» о чувстве стыда, которое должны испытывать наши современники, виновные в забвении Н. Н. Муравьёва – Амурского – человека, которому мы обязаны своим пребыванием на дальневосточной земле.
Многие хотели возвращения памятника великому человеку.
А. К. Дмитриева – почётный гражданин нашего города много писала статей на тему возвращения памятника М. Амурскому. Она обивала пороги многих высших ведомств. Её многие поддерживали.
14. Ведущий: (1)
Много лет на огромном пьедестале стояла небольшая гипсовая фигура памятника В.И. Ленину. Многие усмехались и возмущались. Немного позже, эту фигуру сняли.
Дмитриева встречалась с журналистами в Москве и вот, в мае 1988 года было принято решение о восстановлении памятника Н. Н. Муравьёву- Амурскому на народные средства. Было специальное обращение к жителям города. Был создан специальный комитет по восстановлению памятника.
В то время на восстановление памятника ушло 70 тысяч рублей.
Летом 1990 года гипсовая модель памятника, изготовленная Л. Аристовым, была доставлена в Хабаровск. Вносились суммы от разных организаций на восстановление памятника.
И вот, в октябре 1990 года скульптура в глине была готова. А бронза на отливку памятника была отправлена в Ленинград.
Эта отливка была закончена в ноябре 1991 года.
15. Ведущий: (2)
Событие на Амурском утёсе 15 мая 1992 года было торжественным и волнующим. Пятиметровая фигура Муравьёва- Амурского поднялась вверх. Было много гостей, у некоторых появились слёзы. Но чего –то не хватало. Да, нужно было добавить ещё одну плиту, на которой должна стоять фигура Н. Н. Муравьёва – Амурского.

Памятник Муравьёву - Амурскому
Нужно было успеть исправить эту ошибку к намеченному сроку: к 30 мая.
Всё было сделано и исправлено. 30 мая 1992 года памятник был открыт. Это было огромное событие.
Право открыть памятник было предоставлено председателю комитета по его восстановлению – почётному гражданину города – П. Е. Панасенко.
Этот памятник красив м величествен. Годы на великое дело потрачены не зря. Победили здравый смысл и уважение к прошлому.
Внучка А. М. Опекушина из Москвы писала: «Низкий поклон всем, кто принимал участие в воссоздании памятника, и особенно ленинградскому скульптору Л. В. Аристову за его титанический и почётный труд».
16. Учитель:
Итак, Н. Н. Муравьёв – Амурский был возвращён на пьедестал. У памятника всегда свежие цветы, люди благодарны великому гению дальневосточной земли.
Существует много высказываний о великих людях. Я считаю, что великие люди формируются с помощью своего труда и его результатов, а не посредством собственных речей.
Муравьёв – Амурский трудился всю жизнь и достиг высоких результатов.
«Великим может стать каждый. Потому что каждый может служить. Чтобы служить людям, необязательно иметь высшее образование. Необязательно правильно ставить ударение в словах. Всё, что нужно, — это сердце, в котором есть благодать. Душа, в которой действует любовь.»
(Мартин Лютер Кинг)
17. Чтец: (1)
В Хабаровске, на берегу Амура стоит памятник графу Николаю Муравьёву-Амурскому, выдающемуся человеку, стараниями которого Россия закрепила за собой территорию Дальнего Востока. Автор скульптуры Александр Опекушин, он же автор известного памятника Пушкину в Москве.
Взошёл в Москве на пьедестал
поэт великий русский,
а на востоке гордо встал
граф Муравьёв-Амурский.

В столице признанный поэт
в почёте и во славе
как символ Музы, в войнах лет
не снят, не обезглавлен.

Его же бронзовый собрат,
великих рук творенье,
был свергнут, временем распят
без страха и стесненья.

Быть тёзкой деспота-царя
и царским чином высшим?
Такого не прощали зря
Советы, даже бывшим.

Амурский памятник снесли…
И стан, что был разрушен,
заслуги графа не спасли
и имя «Опекушин».

И только город Петербург
хранил в музее Русском
модель и память первых рук
о бронзовом Амурском.

Хоть время не воротишь вспять,
но видно судят свыше -
и в бронзе памятник опять
на пьедестал свой вышел!

Трудился Аристов теперь,
достав макет из шкафа,
чтоб воссоздать нам без потерь
привычный образ графа.

Чтоб вновь на гладь Амурских вод
смотреть с народом вместе,
вернулся в город граф! И вот
стоит на том же месте!

И вновь уверен его взгляд
и мудрых мыслей полный,
назвал он много лет назад
границей эти волны!

Его здесь труд, и потому
граф встал на землю эту -
тропа не зарастёт к нему
как и в Москве к поэту!
(Евгений Щелука)
Презентация на тему: Муравьёв - Амурский

Рекомендуем посмотреть:

Исторического вечер ко Дню Победы - 9 мая для 5-11 классов. Сценарий Воспитание поликультуры у школьников Моя Россия - стихотворение на английском языке Литературная гостиная для учащихся 5-7 класса ко Дню Победы

Похожие статьи:

Патриотическое воспитание в школе. Из опыта работы классного руководителя

Внеклассное мероприятие в школе ко Дню вывода войск из Афганистана

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях

Экскурсия во Владивосток | Владивосток. Сквер имени Анны Щетининой
Опубликовано: 2358 дней назад (2 ноября 2017)
Просмотров: 10641
+22
Голосов: 22
Комментарии (20)
Ирсал Имакаевна Ургенешбаева # 2 ноября 2017 в 10:06 +4
Уважаемая Татьяна Михайловна! С интересом прочитала вашу разработку классного часа. Вы большая молодец, что уделяете внимание патриотическому воспитанию, особенно в наше время. Донести знания о истории родного края, прославленных сынах Отечества- это задача педагога. Дети будут знать, что без прошлого не будущего. Материал очень интересный. Спасибо вам. Голос
Ольга Ивановна Марченко # 3 ноября 2017 в 05:49 +4
Доброе утро, Татьяна Михайловна! Спасибо за приглашение на классный час. Очень содержательно и интересно. Голосую с удовольствием!!!
Алла Алексеевна Кондратьева # 3 ноября 2017 в 10:41 +6
Здравствуйте,Татьяна Михайловна!
Спасибо за новый экскурс в историю страны!!!
Ваш блог - настоящая кладезь, энциклопедия жизни,сборник практических размышлений и советов.
“Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории”
В.М. Васнецов

Очень хорошо, что Вы познакомили нас(многие ведь не знают об этом) с графом Николаем Муравьёвым-Амурским, выдающимся человеком, стараниями которого Россия закрепила за собой территорию Дальнего Востока.
Умом и болею могучей
Нашёл Востока он(ты) предел,
И сквозь веков немые тучи
Величье россов проглядел!
.........................
И будет век гордиться им!

Вы истинный патриот и наставник современного подрастающего поколения!
Вас как учителя можно назвать инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти.
Замечательно, что есть такие коллеги на сайте! Примите голос!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 3 ноября 2017 в 12:09 +5
Спасибо огромное за хорошие слова!
Каргаполова Татьяна Михайловна # 30 ноября 2017 в 10:34 +2
Спасибо!
Александра Евгеньевна Александрова # 3 ноября 2017 в 12:13 +4
Доброе день, Татьяна Михайловна! С большим интересом ознакомилась с Вашей новой работой. Сколько исторических пробелов у ребят Вы восполняете и насыщаете такими прекрасными занятиями. Честь и хвала таким педагогам.
С уважением примите голос.
Ольга Владимировна Бородачева # 4 ноября 2017 в 08:13 +4
ОТЛИЧНАЯ РАЗРАБОТКА, МНОГО ИНТЕРЕСНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА, ВИДНО, ЧТО ПРОВЕДЕНА ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ РАБОТА ПО СБОРУ МАТЕРИАЛА, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ГОЛОСУЮ....
Елена Юрьевна Деришева # 5 ноября 2017 в 08:36 +4
Содержательный интересный классный час.
Юлия Вяльцева # 5 ноября 2017 в 12:13 +3
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Спасибо за приглашение. Вы разработали интереснейший классный час о значении деятельности графа Муравьёва – Амурского в истории России. Ребята должны знать исторические события и известных людей, вложивших значительный вклад в развитие родного края. Примите мой голос! Желаю успехов!
Елена Ивановна Кремень # 5 ноября 2017 в 12:41 +3
Добрый день, Татьяна Михайловна! Интересный и познавательный материал. Удачи и примите голос!
Марина Александровна Андронова # 5 ноября 2017 в 13:13 +3
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Спасибо за прекрасный материал и примите голос!
Марина Викторовна Киселева # 5 ноября 2017 в 15:30 +3
Татьяна Михайловна, спасибо за приглашение!
Всегда "за" патриотическое воспитание!
Успехов!
Нелли Александровна Долженкова # 9 ноября 2017 в 09:06 +3
Уважаемая Татьяна Михайловна! С интересом прочитала вашу новую разработку классного часа. Вы большая молодец! Материал очень интересный. Голос.
Марина Сергеевна Грачёва # 9 ноября 2017 в 09:53 +3
Здравствуйте, Татьяна Михайловна.Классный час получился интересным, познавательным. Патриотическое воспитание для молодежи - это актуально. Вы большая молодец. Мой голос и удачи.
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 ноября 2017 в 16:29 +3
Хорошая публикация. Материал хорошо продуман и оформлен. Цель достигнута! Голос! УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСТВЕ!
Вера Анатольевна Варенцова # 10 ноября 2017 в 18:30 +6
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Спасибо за приглашение. Мне всё в публикации понравилось. Понятная интересная подача материала, хорошие фото, прекрасная презентация обеспечивают классному часу несомненный успех. Информация пополнила мой багаж исторических знаний, за что Вам большое спасибо! С удовольствием голосую и желаю дальнейших успехов!
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 13 ноября 2017 в 19:36 +2
Подобран удивительный материал. Очень интересный и познавательный. С удовольствием голосую за вашу новую работу.
Вера Александровна Павлухина # 17 ноября 2017 в 15:45 +2
Здравствуйте, Татьяна Михайловна! Интересная разработка. Примите голос.
Альбина Анатольевна Печникова # 18 ноября 2017 в 14:19 +4
Отличная разработка!Профессиональное исследование! Фотоматериал отличный,Татьяна Михайловна! v Патриотическое воспитание для молодежи - это актуальное сейчас направление в работе любого педагога-профессионала,каким вы и являетесь! Мой голос и удачи вам!
Татьяна Викторовна Морозова # 1 января 2018 в 20:44 +1
Татьяна Михайловна!
Спасибо за приглашение,с интересом прочитала вашу разработку классного часа.
Вы молодец! Патриотическое воспитание очень важно в наше время.
Материал очень интересный. Примите голос. smile