Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока математики, 6 класс. Нахождение числа по его дроби

Тема урока (внеурочного занятия) Нахождение числа по его дроби
Возраст учащихся, класс 6 класс , 12 лет
Цель: сформировать умение решать задачи на нахождение числа по дроби и дроби от числа

Задачи:
• вывести правило нахождения числа по дроби;
• формировать умение выполнять самопроверку;
• вырабатывать умение решать задачу по алгоритму.
Прогнозируемый результат:
• сформировано умение решать задачи разных видов.

Технологии, методы и приемы:
Создание проблемной ситуации

Оборудование:
Компьютер, проектор, карточки

Список использованной литературы и интернет-ресурсов:
•В. Волина «Поурочные разработки в 6 классе»
Ходу урока (занятия)
I. Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности.
Есть у нас поговорка «попал в тупик», т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит, «попасть в дроби». Она означает, что человек, попавший в «дроби», попал в очень трудное положение.
Поговорка эта напоминает нам о тех временах, когда дроби считались самым трудным и самым запутанным отделом математики. Освоить же дроби было тяжело. Даже самые образованные люди считали действия с дробями весьма трудными. А вы ребята – ученики 6 класса, уже умеете складывать ,вычитать и умножать и делить дроби.
II.Актуализация знаний
Повторим правила.
(слайд №1) Задание. Соотнесите начало и конец правила. В ответе называйте букву, под которой находится правильный ответ. Форма работы –фронтальная.
1. Два числа, произведение которых равно 1называются…
2. Чтобы разделить одну дробь на другую надо…
3. Сократить дробь значит…
4. Произведением двух дробей является дробь…
5. Чтобы найти дробь от числа …

И – надо число умножить на дробь
Р- надо делимое умножить на число, обратное делителю
Б- числитель которой равен произведению числителей, а знаменатель- произведению знаменателей
Д- называются взаимно обратными
О – разделить числитель и знаменатель дроби на их общий делитель, не равный 1.
Итак, в какой области нам предстоит открытие? ( Дроби).Проверим, как вы умеете выполнять действия с дробями.
Слайд № 2
Задание: Выполните тест на листочках. В ответ напишите слово, которое у вас получится.
1.
2.
3.
4.
5.
Ответы
А) У) Л)
С) Д) В) 1
А) Р) П)
Е) 15 О) Ч)1
А) 1 Х) Т) 1
Взаимопроверка: поменяться листочками и прочитать слово .
Кто не справился- отметить и в конце урока обратить на вычисления внимание этих детей.
II. Этап выявления места и причины затруднения
На предыдущих уроках вы уже открыли для себя удивительный мир обыкновенных дробей. Но вы знаете, что для того чтобы хорошо освоить математику, надо решать много задач. Сегодня мы будем решать уже знакомые задачи, но новым способом.
Представьте себе, что вы- учитель. Вы дали решить 6-класснику 2 задачи. Он их решил, сдал вам решение.
Вы проверили и сказали, что одна задача решена неправильно. Проверьте решение и найдите ошибку.
Задача. Площадь всего катка 2000 м2. Расчистили 2/5 катка. Сколько м2 катка расчистили?
2/5 * 2000=800 м2. расчистили
Задача. Яблони занимают 24 га, что составляет ¾ всего сада. Найдите площадь всего сада.
* 24 = 18 га площадь всего сада.
Ошибка во второй задаче. Площадь поля получилась меньше площади, занимаемой яблонями. Будем разбираться.
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения;
Прежде, чем решать задачу на дроби, нужно выполнить некоторый алгоритм. Повторим его.
(Слайд № 3)
Алгоритм
1. Определяем тип задачи.
2. Вспоминаем правило.
3. Решаем задачу.
4. Проверяем ответ. Делаем прикидку результата.
(Алгоритм учащимися был выведен на предыдущем уроке.
1 задача
1. Тип : нахождение дроби от числа.
2. Чтобы найти дробь от числа, нужно число умножить на эту дробь.
3. 2/5 * 2000=800 м2.
4. Значение дроби получилось меньше, чем число. Задача решена верно.
2 задача.
1. Тип задачи: нахождение числа по его дроби.
2. Правило? Затруднение. Не знаем. Но мы можем его «открыть».
3. Гипотеза: это задача обратная данной. 1 задача решалась умножением числа на дробь, тогда 2 задача будет решаться делением числа на дробь. Так как действия умножение и деление являются обратными.
4. Проверим гипотезу. Решим задачу.
5. 24 : ¾=32 ( га) площадь всего сада.
6. Сделаем прикидку результата. Ответ должен получиться больше, чем площадь под яблонями. Так и вышло.
Давайте проверим решение, подобрав ещё один способ.( как в 5 классе) 24:3*4=32.
Как мы можем получить такой же ответ с помощью деления?

Сформулируйте правило нахождения числа по его дроби.
Правило: Чтобы найти по заданному значению его дроби, надо это значение разделить на дробь.
Откройте учебники и проверьте.( стр. 104)
V. Первичное закрепление знаний.( С проговариванием правила)
Карточки: ( фронтальная работа)
Найти число:
которого равны 12;( 36)
которого равна 56;( 112)
которого равны 6;( 9)
5% которого равны 2;( 40)
20 % которого равны 10;( 50)
0,2 которого равны 8.( 40)
Слайд № 4. Решение задачи с рисунком.
Слайд № 5. Решите задачу.
1.В волейбольной секции школы занимаются 45 учащихся. Мальчики составляют учащихся секции. Сколько мальчиков в волейбольной секции?
Решение
( дробь от числа) 45• ( чел.) составляют мальчики

2. На районной олимпиаде числа участников получили грамоты. Сколько участников было на олимпиаде, если грамоты получили 48 человек?
Решение:
( число по дроби) 48 : = ( чел.) участников олимпиады

VI и VII.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Самостоятельно нужно поработать на карточке.
1 вариант
Задача на нахождение ________________________________________
Задача 1. У Коли было 72 марки. У его сестры было 8\9 его количества марок. Сколько марок было у сестры?
Правило ____________________________________________________
____________________________________________________________
Решение:
____________________________________________________________
Ответ:
Задача на нахождение __________________________________________
Задача 2. В соревнованиях по теннису приняли участие 36 человек, что составило 2\3 всех учащихся школы. Сколько всего человек в школе?
Правило_______________________________________________________
Решение: ______________________________________________________
Ответ:
Вариант 2
Задача на нахождение _____________________________________________
- Задача 1. У Вити было 90 гвоздей. На ремонт школьной мебели у него ушло 9/10 всего количества гвоздей. Сколько гвоздей потратил Витя на ремонт мебели?
Правило: ________________________________________________________
Решение: ________________________________________________________
Ответ:
Задача на нахождение ____________________________________________
- В школьной олимпиаде по математике приняли участие 24 человека, что составило ¾ всех учащихся пятого класса. Сколько всего человек в классе?
Правило___________________________________________________________
Решение _________________________________________________________
Ответ:
(Слайд № 6)
Самопроверка. По слайду. Самооценка.
VIII.Рефлексия. Итог урока
Самооценка деятельности на уроке. Чему сегодня научились на уроке?
Сколько способов решения такого типа задач существует?
Заполните таблицу
Рефлексия
У меня все получилось У меня затруднения с вычислениями У меня проблема с задачами

Сдайте таблицы.
Беседа. Постановка целей на следующие уроки, исходя из затруднений этого урока.
Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает.
Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”. Задумайтесь над этими словами».
Дома: дифференцированно:
Для «слабых»: п.18 вопросы, № 680 681 682
Для « сильных»: составить и решить 2 задачи на дроби, которые решаются по разным правилам: дробь от число и число по дроби.

Рекомендуем посмотреть:

Математическая игра для 5-6 классов «Скрат на уроке математики» Внеклассное мероприятие для 5-6 классов. Знатоки математики Интегрированное внеурочное занятие по математике и английскому языку, 6 класс Конспект урока математики в 6 классе по теме: Сложение рациональных чисел
Сценарий митинга к 9 мая в школе
Опубликовано: 260 дней назад (26 марта 2016)
Просмотров: 1986
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Ульяна Алексеевна # 27 марта 2016 в 17:46 +2
Здравствуйте
У Вас в тексте есть математические символы, поэтому Вам необходимо выслать весь материал по электронной почте на адрес sv@kladraz.ru
Обязательно в тексте письма укажите ссылку на Ваш материал.
Мы разместим материал так, чтобы текст материала можно было прочитать.
На тот же адрес Вы должны выслать и презентацию.
Это всё прописано в правилах.
С уважением, Администратор сайта
Альбина Анатольевна Печникова # 7 мая 2016 в 09:57 +1
Татьяна Ивановна,здравствуйте! Вами опубликован хороший рабочий урок по ФГОС.Он грамотно выстроен и имеет композиционную законченность.Прослеживаются этап мотивации, актуализации знаний детей, этап построения проекта.Дети создают таблицы и совершенствуют знания и умения решать задачи на нахождение числа по дроби и дроби от числа.Тема сложная,важная.Спасибо за публикацию! Примите голос № 1