Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Как воспитывать ребёнка в семье

Проблемы поведения и как с ними справляться
Что такое проблема поведения? Это нечто, что малыш делает, создавая трудности себе и другим. Это создает трудности тем, что либо нарушает процесс обучения, либо отвлекает других людей от того, что они делают или хотят делать, либо изолирует малыша от окружающих.
Трудным поведение называют тогда, когда ребенок продолжает совершать нежелательные поступки, несмотря на настоятельные объяснения родителей, что такие поступки никуда не годятся, и на то, что он вполне мог бы перестать их совершать.
Можно ли сказать, что проблемы поведения и шалости это одно и то же? Нет. Ребенок может быть шаловливым, даже если никаких проблем в его поведении нет. Определенное непослушание нормально и вполне естественно для детей. Особенно, когда они понимают, что их идеи не совпадают с пожеланиями родителей, дети пробуют сделать так, как они хотят. Отдельные шалости могут повторяться, разрастаться, пока действительно не станут трудным поведением, но, чутко управляя развитием ребенка, этого, обычно, можно избежать.
Можно ли говорить, о проблемах поведения, если ребенок не шалит? Да. Ребенок может не проявлять «общепринятых» признаков непослушания, которых мы ожидаем от детей, но, несмотря на это, он может делать то, что мешает ему учиться или взаимодействовать с окружающими.
Некоторые дети, чтобы избежать неприятных для них ситуаций, применяют тактику «пассивного сопротивления». Постоянное нежелание отвечать на вопросы или выполнять указания может быть проблемой поведения.
Иногда родителям трудно определить, что происходит с малышом, то ли у него проблема поведения, то ли эмоций, то ли это проявление его характера. Когда ребенок в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть слишком капризным или совершенно несамостоятельным. Такой подход имеет 2 недостатка. Во-первых, характеристики определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Во-вторых, подобный подход часто оправдывает бездействие. Ведь так легко сказать: «Он всегда себя так ведет», и оставить все как есть. Конечно, нельзя закрывать глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это. Необходимо сделать один дополнительный шаг: попробовать описать проблему словами так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает малыш. Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведение малыша:
• Аня жадная.
• Аня берет еду из чужих тарелок.
• Федя необщительный.
• Федя отворачивается, когда с ним разговаривают.
• Дима агрессивный.
• Дима щиплет своего маленького братишку.
В первом примере каждой пары для характеристики детей использованы очень эмоционально окрашенные слова. Они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Аня и вправду жадная, то для того, чтобы изменить ее внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ей одной, может понадобиться очень много времени. Однако, научиться не брать еду из чужих тарелок она сможет быстро, и тогда за столом всем будет хорошо – включая Аню.
Как корректировать поведение ребенка?
Для того чтобы приступить к исправлению недостатков в поведении малыша, нужно:
1. Определить проблему.
2. Поставить задачи.
3. Научить ребенка выполнять эти задачи.
Определение проблемы
Сначала опишите проблему словами, которые объективно охарактеризуют действия ребенка. Затем подумайте, что предшествует нежелательным действиям ребенка, и что за ними следует. Ваши наблюдения могут дать информацию о том, когда, где и с кем малыш начинает неправильно себя вести. Вам будет легче понять это, если вы вкратце запишите, что происходит.
Принципы, которыми следует руководствоваться при постановке задач по исправлению недостатков поведения, таковы:
1. Задача должна быть позитивной. Тогда она поможет ребенку освоить альтернативу нежелательному поведению, а родителям – сосредоточиться на том, чтобы «учить, как делать», а не «отучать от».
2. Задача должна быть реалистичной. Реалистичная задача должна учитывать, чему способен научиться ребенок. Она должна также учитывать мнения и возможности остальных людей, привлеченных к обучению ребенка.
Как учить ребенка решать поставленные вами задачи
1. Четко представьте себе свои задачи.
2. Убедитесь в том, что все те, кто общается с малышом, знают ваши задачи.
3. Решите, что должно последовать за нежелательным поступком малыша.
4. Реагируйте на нежелательный поступок немедленно.
5. Будьте постоянны в своих действиях.
6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка, прежде чем стать лучше, может стать хуже.
7. Поощряйте правильное поведение ребенка.
8. Для того чтобы на смену неправильным поступкам могли придти хорошие, сформируйте у ребенка позитивные умения.
9. Привлекайте к корректировке поведения малыша всех заинтересованных в этом людей.
10. Ведите запись результатов. Ведение записей до и после начала «воспитательной программы» поможет вам решить вопрос о том, следует ли изменить стратегию или продолжать действовать по-прежнему.
Как избежать проблем поведения
1. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными.
2. Давайте позитивные указания, т.е. старайтесь избегать фраз типа: «Не делай этого», «Не трогай то», «Прекрати» и т.д. Лучше сказать малышу то, что ему следует делать, а «нет» и «нельзя» оставить для критических ситуаций, тогда они будут иметь больший вес.
3. На разные проявления непослушания ребенка реагируйте по-разному. Хорошо, если у вас будет достаточно большой диапазон реакций, и в каждой ситуации вы будете использовать наиболее «мягкий» вариант из тех, которые могут оказаться действенными. Например:
• Перестановка предметов. Уберите определенные вещи подальше от ребенка или измените их расположение в комнате, чтобы исключить соблазн ими воспользоваться. Этот прием особенно хорошо применим по отношению к маленьким детям, которые еще не видят разницы между дорогим маминым фотоаппаратом и игрушечным и т.д.
• Игнорирование поступка. Если действие ребенка не производит никакого эффекта, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам и придется вмешаться, вы можете сделать это, не глядя на ребенка или не разговаривая с ним.
• Предложите другое занятие. Дав ребенку позитивное указание, можно отвлечь его от проказ и занять чем-то полезным.
• Напоминание. Дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа: «Что папа только что сказал?» или «А какое у нас правило насчет ножей?», - дадут ребенку возможность подумать еще раз.
• Лишение удовольствий. Этот способ лучше всего помогает при работе с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребенок, но только если лишить его удовольствия сразу.
• Временная изоляция. Это означает, что ребенка ненадолго удаляют. Ребенка отрывают от того, чем он занят и уводят, оставляя одного на некоторое время. По возможности, это нужно делать спокойно. Если он плачет или сердится, сделайте вид, что не слышите. Придите к нему, когда услышите, что он начал успокаиваться. Если он увлеченно играет в своей комнате, это вовсе не значит, что он забыл о наказании. Как бы ребенок не относился к этому наказанию, продолжайте действовать так, по крайней мере, две недели. Если через две недели вы заметите, что те поступки, с которыми вы боретесь, стали появляться реже, значит метод «временной изоляции» эффективен. Если нет – пробуйте другой метод.
Всегда избегайте:
• споров о правилах;
• криков;
• изменения своего решения;
• остановок на полпути;
• наказания типа «зуб за зуб» («Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»). Все это может только ухудшить положение, к тому же есть столько альтернативных вариантов.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей детского сада Воспитание ребёнка в семье Как хорошо вы можете следовать инструкциям Выслушайте своего ребенка

Похожие статьи:

Веселые игры для детей и взрослых

Типы семейного воспитания и их характеристика

Роль отца в воспитании детей

Социализация ребенка в обществе

Взаимодействие ребенка с окружающим миром

Психологическая сказка для детей | Как хорошо вы можете следовать инструкциям
Опубликовано: 3573 дня назад (7 июля 2014)
Просмотров: 2294
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Регина Сириновна Сабирзянова # 7 июля 2014 в 23:15 +1
Татьяна Анатольевна! Вы очень верно раскрыли проблемы детей и показали, как правильно их решать. К сожалению, в наше время родителям бывает очень трудно. Например, в части статьи "Как учить ребенка решать поставленные вами задачи" пункты 2,9. Не все окружающие осознают (или не хотят осознавать) важность единства требований в воспитании ребенка, что только усугубляет проблемы ребенка, ведет к возникновению новых проблем. Получается замкнутый круг, из которого трудно выбраться. Также взрослые не всегда придерживаются постоянства в требованиях к своему ребенку. Терпение и труд все перетрут. При желании родителей работать в первую очередь над собой, а также вести планомерную работу с ребенком, большинство проблем сойдет на нет.