Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игры для развития внимания детей от 6 лет

Автор: Почаева Татьяна Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №2» г. Конаково
Цель: формирование и развитие внимания у детей 6 лет и младших школьников.

В дошкольном возрасте внимание у детей ещё невелико, а к окончанию начальной школы все свойства внимания становятся почти такими же, а иногда и лучше, чем у взрослого человека. Следовательно, за такой небольшой период времени должно произойти формирование внимания, которое будет обеспечивать успешность выполнения многих действий в быту, труде, учёбе.
У каждого ребёнка процесс развития внимания проходит индивидуально, но ясно одно: внимание нужно развивать. Лучше всего этому способствуют игры, которые укрепляют непроизвольное внимание. На его основе развивается произвольное внимание, без которого невозможно успешное обучение в школе и трудовая деятельность в будущем. Ошибки из-за невнимательности дорого обходятся человечеству, поэтому необходимо обращать самое серьёзное внимание на формирование этой высшей психической функции, улучшающей любую деятельность.

Воздушные шары
Задание доступно для детей старшего дошкольного возраста. На шарах написаны буквы, шары соединены между собой ниточкой. Нужно глазами проследить за ниточкой и понять, какие два шарика связаны, а затем прочитать слово, написанное на них.

Болгария
Взрослый задаёт ребёнку вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Трудность заключается в том, что отвечать нужно «по-болгарски»: кивать, если хочешь сказать «нет», и мотать головой из стороны в сторону, если хочешь сказать «да».
Игра простая, дети играют в нее с удовольствием, особенно если удается придумать интересные вопросы.
Примерные вопросы:
• Правда, что утром мы ужинаем?
• Бегемот больше тигра?
• Правда, что ты умеешь кивать головой?
• Абрикосы белые?
• Яблоки растут на берёзах? и т.д.

Дом с секретом
Игра направлена на развитие зрительного внимания и пространственных представлений.
Инструкция: «Перед тобой два дома. В одном из них живут цифры, а в другом – буквы. Если ты сможешь собрать их правильно, то узнаешь фразу, которую любил повторять один известный герой. Зелёный дом подскажет тебе последовательность, в которой следует собирать буквы. Нужно заходить в квартиры по порядку от 1 до 25, а в оранжевом доме в том же порядке собирать буквы. Например, если в первом доме цифра 1 «живёт» в третьем подъезде на четвертом этаже, то в соседнем доме в этой же самой квартире будет «жить» первая буква. Если в первом доме цифра 2 «живёт» в первом подъезде на втором этаже, то в соседнем доме в этой же квартире находится вторая буква.

Можно усложнить либо упростить эту игру, в зависимости от возможностей ребёнка и его возраста. Например, ребенок дошкольного возраста может работать только с домом, где живут цифры, находя по порядку от 1 до 25, а родитель записывать буквы по порядку и прочитать полученную фразу. Можно уменьшить количество клеток до 10-12, чтобы ребёнок смог выполнить задание, работая самостоятельно с двумя домами. Можно работать в паре, называя место нахождения своей цифры, но не показывая ее на листочке. Ребёнок должен по описанию найти место своей буквы, например: «Эта буква живет в пятом подъезде на втором этаже. Эта буква живет на пятом этаже левее всех. Эта буква живет на четвёртом этаже между буквами «Р» и «Д».

Игры «Дракон», «Загадки» и «Зоопарк» направлены на развитие избирательности внимания и формирования образа слова. Ребёнку дается напечатанный текст, в котором он и должен «выловить», т.е. подчеркнуть слова. Некоторые задания достаточно трудные, поскольку названия могут быть спрятаны внутри окончания одного и начала другого слова. Они доступны для школьников и их родителей.

Дракон
У Дракона в пещере спрятано много слов. Он спрятал их среди других букв. Чтобы спасти слова, их нужно увидеть и подчеркнуть. Постарайся спасти как можно больше слов.

Загадки
Помоги Ване найти спрятавшихся от него животных. Для этого найди в тексте загадок названия животных.
1. Меня пронырой совы дразнят.
Нырять и плавать – плохо разве?

2. Промчались летние деньки.
Увянут скоро васильки.

3. Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.

4. Сбегу скорее под откос,
Улягусь спать в тени берёз.

5. Немногие найдут мой след.
Я здесь, а кажется, что нет.

Подсказкой служат сами загадки, отгадав которые, можно догадаться, какое слово зашифровано.
Отгадки: выдра, корова, комар, гусь, гиена.

«Зоопарк»
Однажды дети пришли в зоопарк, но не смогли увидеть ни одного зверя. Если быть внимательным, можно разглядеть спрятавшихся животных. Для этого нужно внимательно читать текст и находить названия хитрых зверей.
Например: «Мальчишки нашего двора любили играть в войну, ползая целыми днями по земле». Зая+ц = заяц.
В следующем тексте нужно обнаружить 7 названий животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья и объявление: «Мухомор жареный».
Рысью пробежал охранник. Ребята за ним, но на пути – заслон. Послышалось рычание.
«Принести грабли!» - скомандовал охранник. Принесли самые новые. «Велика банка», - почему-то сказал охранник и добавил: «Зоопарк закрыт».
Так ребята и не увидели ни одного зверя.
Животные, которых не увидели дети: олень, морж, рысь, слон, тигр, лиса, кабан.

Индийская пословица
Эта игра направлена на развитие таких свойств внимания, как переключаемость и распределение.
Ребенок получает таблицу с зашифрованной пословицей и две фишки разного цвета. Ему нужно находить цифры, считая одновременно по двум числовым рядам в разных направлениях, то есть по красным - от 1 до 12, а по зелёным – от 12 до 1. Рядом с каждой цифрой в таблице написана буква. Если находить цифры в правильном порядке и записывать буквы, то из них получится фраза. Первая буква пословицы находится в центре таблицы. Это буква «С». Дальше собираем буквы таким образом: 12 (зелёная) – буква «О», 1 (красная) – буква «Л», 11 (зелёная) – буква «Н», 2 (красная) – буква «Ц» и т.д. Ребёнку младшего школьного возраста можно позволить положить фишки на цифры и передвигать их по мере счёта. Это позволит не сбиться с программы поиска, так как последние цифры будут всегда помечены монетками.

Задание можно давать группе детей, можно использовать в индивидуальной развивающей работе при формировании внимания. Хорошим вниманием могут похвастаться очень немногие дети и взрослые, поэтому выполнение подобных заданий весьма полезно.
Пословица звучит так (в таблице она записана без знаков препинания): «Солнце – отец, а вода – мать урожая».

Секрет Золушки
Эта игра направлена на развитие зрительного внимания.
Инструкция: «В записке написан секрет Золушки, которым она хочет поделиться с тобой. Чтобы прочитать его, нужно вычеркнуть все повторяющиеся в тексте буквы. Прочитай оставшиеся и узнай секрет!»

Из оставшихся букв должен получиться секрет Золушки: «Будь врагом лени».

Для развития внимания хорошо подходят кроссворды «Радуга», которые уже опубликованы в моем блоге.
Адрес работы: kladraz.ru/blogs/tatjana-anatolevna-pochaeva/krosvordy-raduga.html

Литература:
1. С.В.Курдюкова, А.В.Сунцова «Внимание! Внимание! Развиваем внимание»
Эксмо; М.; 2010 г.
2. По Бронсон, Эшли Мерримен «Мифы воспитания»

Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры с палочками для детей 4-7 лет Сюжетная игра для детей 5-7 лет

Похожие статьи:

Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду

Развивающие игры для детей 6-8 лет

Игры на внимание

Конспект итогового занятия психолога в подготовительной группе | Занимательные задачи для детей и их родителей
Опубликовано: 275 дней назад (10 марта 2016)
Просмотров: 691
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Комментарии (6)
Евдокия Ивановна Киселева # 10 марта 2016 в 15:04 +3
Татьяна Анатольевна, я в восторге от вашего мероприятия. Какой сюжет, ребятам очень повезло с педагогом.
У вас столько замечательных идей, спасибо, что делитесь с нами.
Желаю удачи и победы, с удовольствием голосую.
Татьяна Геннадьевна Мирошникова # 10 марта 2016 в 15:42 +4
Материл мне очень понравился. с вашего разрешения возьму себе на заметку. Детки не только расширят свой кругозор , но и будут развивать логику, внимание, сообразительность, познавательный интерес. Примите от меня голос!
Альбина Анатольевна Печникова # 10 марта 2016 в 16:48 +2
Внимание нужно развивать.Согласна с вами,Татьяна Анатольевна, полностью! Лучше всего этому способствуют игры, которые укрепляют непроизвольное внимание.Вы опубликовали хорошую работу,которая как раз и способствует этому развитию! У ребят концентрируется внимание, они учатся логически мыслить и расширяют свой кругозор! С удовольствием голосую за чудесно подобранный игровой материал!+3 v
Светлана Александровна Баскакова # 10 марта 2016 в 22:15 +4
Татьяна Анатольевна,добрый вечер!Подборка игр замечательная.Для развития произвольного внимания такие игры очень нужны и важны. Большое спасибо за познавательный материал, который пригодится многим.Для меня лично все Ваши разработки всегда как нельзя кстати. Беру его в закладки.Сейчас готовлю мероприятие с одарёнными детьми,сразу появились идеи.Завтра с методистом обсудим.Все Ваши материалы показывают креативность,творческий нестандартный подход и профессионализм педагога-психолога высшей категории!!!!Голосую за грамотную методическую разработку!Желаю Вам победы в конкурсе!!!!Жду новых материалов!
Татьяна Анатольевна Почаева # 10 марта 2016 в 22:19 +2
Умеете вы похвалить, Светлана Александровна!
Спасибо.
Очень рада, если вам пригодятся игры, это ведь идеи, которые можно развивать для своих воспитанников, делать вариации на тему.
Татьяна Анатольевна Почаева # 14 марта 2016 в 18:53 +2
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Всем моим коллегам большое спасибо за комментарии