Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Белорусская мифология

Внеурочное занятие для школьников. Белорусская мифология

Цель занятия: изучение белорусской мифологии.
Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с происхождением и строением мира древних белорусов, с их богами и мифическими существами.
Развивающая – развивать воображение и логическое мышление у учащихся.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся уважение к родной культуре, духовность, патриотизм, возрождение народных традиций.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный (объяснение, беседа)
- наглядный (демонстрация иллюстраций)
- игровой (игра «Кто есть кто», игра-путешествие «Лукоморье»)
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
-Здравствуйте! На сегодняшнем занятии мы с вами окунемся в мифический и волшебный мир наших предков. Тема занятия «Белорусская мифология». Ребята, вы познакомитесь с происхождением и строением мира древних белорусов, узнаете, каким богам поклонялись наши предки и в какие чары верили. А еще мы по старинному обычаю своими руками сделаем себе обереги на счастье и удачу.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Педагог:
- Сейчас мы поиграем в игру. Ваша задача – определить, какой бог за что отвечает.
На доске написаны имена богов слева, а справа - стихии.
Учащиеся определяют, к какой стихии относится бог.
Игра «Кто есть кто»
В таком порядке учащиеся должны расположить богов
Перун – бог молний

Дажбог – бог солнца

Тётя – богиня лета

Макош – богиня времени и судеб людей

Кара – бог войны

Коляда – бог достатка и урожая

Ляля – богиня весны

- Ну, молодцы! Порадовали вы меня.
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Рассказ о происхождение и строение мира у древних белорусов
Педагог:
- Огонь для наших предков - мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода - женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.
Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и - человек.
Создателями мира были Белбог - старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог - бог тьмы, зла.

Белбог

Чернобог
Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя - Небо - место нахождения главных богов - богов света, добра. Средняя часть - Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть - Подземный мир - место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.
Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб.

Корни Дуба уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Место, где растет Дуб, является центром мира. Находится этот центр где-то далеко, но дорога к нему хорошо известна. Из хаты во двор, со двора в поле. Через поле, реку, через лес и горы, к синему морю. Средь синего моря - остров. На нем камень. На том камне растет Дуб. Вот здесь и находится центр мира.
3.2 Рассказ «Боги неба, боги подземного мира, боги среднего мира, земные боги»
Педагог:
- Небо имеет семь слоев. Это огромный купол, сделанный из стекла. Человек видит только первое небо, на котором располагаются звезды. Первое небо также удерживает воду, которую на небо поднимает радуга, опустив один конец в море или реку. Вода попадает в тучи и разносится по всему свету, просеивается через облака, как через сито, и дождем падает на землю. Когда облака сильно прорвутся, дождь льет как из ведра. Боги живут на седьмом небе.
Боги неба
Боги живут на седьмом небе в большом дворце. Повелитель неба - Сварог.

Он владеет Небесным огнем, мастерством кузнечества, которому научил людей. Сварог - отец Дажбога.

Дажбог - бог Солнца. Его воображали красивым, сильным юношей. Он защитник и учитель земледельцев. Дажбог хранит земные ключи: он замыкает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые несут их в Вырай. Весной птицы возвращают ключи, и Дажбог отмыкает землю.
Макошь - богиня времени и судьбы людей. Покровительница женщин и женских ремесел: ткачества, прядения, вышивания, которыми и сама богиня владеет в совершенстве.

Стрибог - бог ветров.

Ярила - молодой красивый юноша, разъезжает на белом коне и в белом плаще; на голове у него венок, в руках колосья, ноги босые.

Ярила - бог весенней плодовитости и любви. Перун - бог неба, сын Белбога. Статный, красивый, черноволосый мужчина, с длинной золотой бородой. Ему подчиняются небесные боги и духи добра. Перун - властитель небесного огня. Он был справедливым судьей для людей. К нему они обращались с просьбой наказать обидчика: «Чтоб тебя Перун убил». В то же время Перун может гневаться и на людей, если они творят недобрые дела.

Жена Перуна - Тётя - богиня лета, попечительница урожайности крестьянских полей, олицетворяла благополучие и щедрость.

Тётя - дородная женщина зрелого возраста. Белорусы могли ее увидеть на поле, убранной спелыми колосьями, со зрелыми плодами в руках.
Лада - божество, которое поддерживает лад, порядок в семье. Богиня любви, красоты и плодородия.

У нее есть дочка Ляля (Лёля) - богиня весны, белорусы представляют ее молоденькой, красивой, стройной девушкой, одетой в длинные белые одежды.

Знич - бог священного погребального огня, превращал тела и вещи покойника в пепел. Он же гасил зничку - звезду, зажженную в час рождения человека богом Родом.

Девоя - богиня невинности. У беларусов есть обычай при выходе девушки замуж праздновать последний день ее девичества. С потерей девичьей золотой вольницы каждая девушка теряет опеку Девои. Богиня известна практически по всей Беларуси, только под разными именами (например, Калая, Гожня, Сева и др.).

Люмбел - бог брака, который появляется перед молодоженами в день бракосочетания.
Коляда - бог достатка и урожая, которого беларусы чествовали зимой на празднике его имени.
Летние обряды находились под покровительством Кляскуна - бога луны. Это был красивый, веселый и умный юноша. А в полной мере отдавались беларусы утехам с Переплутом - богом веселья, песен, игр, шуток.
Нижний мир
Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что здесь никогда не бывает солнца. Здесь же находится Навье - место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.
Боги подземного мира
Властелином нижнего мира является - Чернобог - бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.
Велес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных.

Жиж - бог огня.

Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь.
Ох - маленький, бородатый божок, который живет под землей.Любит людей и всегда готов прийти им на помощь.
Кладник - подземный бог, который охраняет сокровища, клады.

Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Людям помогает бог осени - Житень, которого беларусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли убраны, и если найдет на жнивье колосья, то собирает их, связывает в сноп и переносит на чисто убранное поле. На следующий год там, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле, где он оставил сноп.

Зюзя - бог зимы. От глагола «зюзеть» - мерзнуть, околевать от мороза. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь - например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи.

Белорусы уважают Зюзю. Чтобы задобрить его, люди в канун Нового года откладывают немного кутьи в отдельную миску и оставляют на ночь на столе, приговаривая: «Зюзя на дворе - кутья на столе».
Помощник бога зимы - Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед).

Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней - это пыль, что сыплется с Мороза.
Навье
В мире Навье всем заправляет богиня смерти - Паляндра.

Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают. Морена - смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле.

Трасца - название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. Время от времени они собираются на лесной поляне и там обсуждают свои дела.
Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.
Средний мир
Земля стоит посреди мира, а Солнце и Луна ходят кругом и светят. Край земли где-то далеко за морем, где земля сходится с небом, но никто туда не доходил.
За обладание Землей и человеком борются боги как неба, так и нижнего мира. Поэтому Земля - место действия большей части богов и духов того и другого мира. Кроме них на земле живут и действуют боги и духи Земли.
На священных празднествах в честь богов белорус подымал чашу и пил как за богов света, так и тьмы. Ожидая поддержки от добрых богов, белорус понапрасну не гневил злых.
Земля
Земля - мать белорусов. Бог сотворил человека из земли, он - земля и в землю пойдет. Земля поит, кормит, носит человека, оберегает и наказывает его, как мать. Самым страшным наказанием для белоруса было провалиться сквозь землю, когда гибло не только тело, но и душа. Это наказание белоруса ждало за черные дела против людей, за непослушание взрослых перед Богами, детей перед родителями.
Земные боги
Когда-то давно боги жили на земле вместе с людьми и только позднее, когда люди стали ставить себя вровень с богами, они ушли на небо, но не пустили туда людей. И только несколько богов остались на земле.
Чур - родовое божество, предок, который и после смерти заботится о своем роде, оберегает его от злых духов. Основная его задача - охранять земельные владения рода.

Жизненное пространство этого божества - земля, земельный надел, жилье его рода. Каждый человек может надеяться на помощь семейного Чура в любое время и в любом месте. «Чур меня!» - скажет девушка, и никакой нахал не пристанет. «Чур меня!» - позовет хозяин, и Бог поможет сберечь имущество. Забыть Чура, отказаться от него - значит забыть свой род, выйти из-под опеки, защиты Чура и рода.
Щедрец - бог веселья, беседы, опекает праздники, игры молодежи.

Ветер - чудовищного вида пузатый человек с длинными, похожими на гусиный клюв губами. Если его губы широко раскрыты - дует теплый ветер, если сжаты, - веет холодом. Ветер бывает: свистун, ледовик, снеговик, хухач.

3.3. Рассказ «Волоты, асилки, чары и чародеи»
Педагог:
- А сейчас мы с вами поговорим про существа огромного роста, которым тоже поклонялись наши предки. Это волоты и асилки.
Волоты

Первыми людьми на нашей земле были волоты - существа огромного роста. Проходя через лес, они брали за верхушку огромную сосну, вырывали с корнем и опирались на нее, как на посох. Нынешние люди им бы только до колена доставали. Силы они были невероятной, не знали, куда ее приложить. Это они прокопали реки, насыпали горы, разбросали по всему свету большие камни. Как начнут биться да рвать дубье, так аж земля стонет! Не было на земле никого, кто бы мог померяться с ними силой. Много они погубили на земле животных и растений. Кичась своей силой, даже богам стали угрожать, хотели с ними побороться и кидали камни в небо. За это боги их наказали: часть погубили, а остальных превратили в малых и обычных людей.
Асилки

Асилки были защитниками земли и людей. Подвиги асилков связаны с их борьбой против темных сил. У этих богатырей всегда были друзья - такие же богатыри. Только беларусские богатыри были способны справиться с Цмоком, который прилетал из чужих краев. Смело бились они с чудовищем на своей земле. Не боялись отправиться на поиски чудовища в чужие края, если оно, похитив девушек-красавиц, успевало скрыться. Находили и там вызывали на бой. Цмок всегда выходил на бой с богатырями в своем настоящем обличье, никогда не превращаясь в других существ.
У Цмока есть жена-змея, сестры, братья, отец, бабка - Юга. За уничтожение своего мужа, брата, племянника они всегда стремятся отомстить богатырям. Когда те возвращались домой, родственники Цмока преследовали их, превращаясь то в кровать, то в яблоню, а то и в криницу.
Чары и чародеи
В своих отношениях с духами белорус не был абсолютно беззащитным. Он знал, как одних задобрить, других напугать, третьих обмануть и даже с их помощью обогатиться. Чародеи и знахари были посредниками между духами и людьми, могли сами превращаться или превращать других в животных.
Превращение могло быть насильственным или по своей воле, временным или постоянным. Насильственное превращение происходило против воли превращаемого. Бывало, что его осуществляли с добрым намерением. Например, чтобы помочь человеку при побеге, чудесные помощники или духи превращали его в яблоньку, камень или другой предмет, в котором нельзя узнать беглеца.
Обычно по истечении некоторого времени или при определенных условиях волшебство теряет силу. Главное, не забывать и выполнять эти условия. Но бывало и так, что строил, например, крестьянин себе дом и, чтобы сосед или кто-нибудь другой не сглазил, делал защитную засечку в определенном месте и заговаривал: «Кто через нее переступит - волком сделается на всю оставшуюся жизнь». Забывал про свой наказ, сам переступал через заклятое им же место и превращался в волка.
Чаще всего превращение бывает временное, на нечетное количество лет. Практически всегда находится возможность избавиться от чар раньше, но это должен сделать решительный, сведущий человек. Например, бросить под ноги волколаку ручник или накрыть его скатертью. Бывают превращения, которые может отменить только тот, кто их сделал.
Превращения происходят в полнолуние, в полночь. С восходом солнца и песнями петухов такая возможность исчезает. Поэтому сведущие люди, сталкиваясь со злыми духами, делают все, чтобы заговорить их, затянуть время до рассвета и таким образом спасти свою жизнь.
Превращение требует соблюдения некоторых условий, в первую очередь - секретности. Ничем хорошим не кончится и халатное отношение к самому обряду превращения. Скажем, в каждом конкретном случае необходимо вполне определенное количество ножей, воткнутых в землю, чтобы человек мог превратиться в волка.
Волколаки - люди-оборотни, умевшие превращаться в волка самостоятельно, или несчастные, которых превращали в волка колдуны. Белорусы-знахари, превращаясь в волколаков, проявляли хищный норов, были опасными и кровожадными. Делали это с целью нанести вред другим людям, уничтожая домашних животных и нападая на самих людей.

Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки совсем ручные, жалобно стонут, потому что не теряют человеческих чувств. Выглядят как волки, только с человеческими глазами. На шее у них белая полоса.
Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось...
Умели беларусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой.

Змея помещали в кладовку и усиленно кормили молоком и яйцами. Особенно любил Змей яичницу. Когда вырастал большим, то по приказу хозяина летал по всему свету, искал сокровища и приносил в дом. Недаром про богатых белорусов говорили, что им змей богатство носит. Да уж больно привередлив он был. Любил уважительное к себе отношение и ласку. И не дай бог его обидеть. Расходившись, Змей сжигал все хозяйство и исчезал.
4.Контрольно-коррекционный этап
Педагог:
- Ребята, вы столько посмотрели и послушали про славянских богов. А теперь ответьте мне на следующие вопросы:
Игра-путешествие «Лукоморье»
Педагог:
-Кто является верховным богом древних славян?
-От имён каких богов происходят слова яростный, яровая пшеница, яркий, лад, ладушки, ладить? (Ярило, Лада)
-Из каких источников мы узнали о славянских богах? (Сказок, былин, легенд, преданий).
- Хорошо, а теперь давайте поиграем в группах.
1-я группа работает над составлением кроссворда «Славянские боги».
В кроссворде должно быть не менее 8 слов.
2-я группа работает над составлением схемы «Где живут славянские боги». Группа получает 8 карточек с клеевым краем (на них написаны имена славянских богов) и планшет с тремя уровнями «Верхний мир», «Мир людей», «Тот свет».
3-я группа работает с заданием «Третий лишний».
Карточка с заданием: вычеркнуть лишнее имя в каждой группе.
Хорс, Лада, Зевс.
Гефест, Леший, Ярило
Белбог, Меркурий, Доля
Лихо, Морана, Персефона
Мокошь, Баба-Яга, Посейдон
Аполлон, Дожьбог, Кикимора
Русалка, Берегиня, нимфа.
После выполнения группы меняются заданиями, проверяют правильность выполнения и выставляют оценки в оценочные листы. Проверяющие подписываются.
Педагог:
-Ну а теперь предлагаю вам ответить на вопросы:
1.Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира? (Мировое древо)
2.Какая связь между мировым древом и распятием на кресте? (Крест - символ мирового древа, он указывал направление во все четыре стороны света.
3.Ранее распятие на кресте считалось позорной казнью и применялась только для рабов, но после распятия Христа отношение к распятию было переосмысленно.)
4.Какое дерево "уничтожает" нечить? (Осина, горькое дерево, на котором повесился предатель Иуда)
5.Почему купола церквей на часто делали из осины? (Осина, отсырев на дожде приобретала цвет серебра. Осиновые купола не портились и выглядели серебряными)
6.В некоторых белорусских деревнях сохранился обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Береза - от слова "беречь". Считалось, что березовое полено предохранит дом от нечисти и от названных гостей.)
7.Можно ли ломать рябину? (Нет, рябина - дерево мстительное. Если его сломать - на семью повалятся беды и несчастья.)
8.Как называются север, юг, запад и восток в соответствии с временами суток? (Север - полночь, юг - полдень, восток и запад, соответственно, восход и закат)
9.По преданию, солнечное затмение - дурной знак. Что он предвещает? (Солнечное затмение - знак отвернувшегося светила. Люди в это время чувствуют себя сиротами, покинутыми своим верховным богом.)
10.У славян всегда существовал обряд - пускать с горы зажженое колесо. Когда это делали и зачем? (Зажженное колесо - знак возрождающегося Солнца - пускали с горы весной марте и апреле. Ранее этот праздник носил название Ярилки, позднее, с приходом на Русь христианства, стал именоваться Спиридоном-солнцеворотом)
11.Что такое "явь", "навь", и "правь" в славянской мифологии? ("Явь" - явный, реальный мир, "Навь" - мир потусторонний. "Прань" - сила бога Сварога, который управляет и явью и навью. От этих слов пошли следующие с лова: "правда" от "прави", "навет" от "нави", слово "явь сохранилось почти без изменения смысла.)
12.Известен славянский обычай - выносить мертвецов не через дверь, а через пролом в стене, который тотчас же заделывали. Объясните этот обычай. (Мертвец уходит из мира сего в мир иной, поэтому необходимо защитить свой дом от мира мертвых, закрыть покойнику обратный путь. По этому же обряду покойника выносили вперед ногами, чтобы он не запомнол дороги домой.)
13.Есть ли в домике бабы Яги окна? (Нет, так как всякая нечисть света боится, избегает его, живет в сумерках)
14.Что такое "жилы земли" в славянских мифах? ("Жилами земли" называли реки.)
15.Что означает выражение "как в воду смотрел"? (Ранее гадали на воде, считали, что освященная вода может предсказать будущее.)
16.Какая связь между Солнцем и обручальным кольцом? (И то и другое - круглой формы и золотого цвета. Кольцо - как бы свидетельство перед богом Солнца о данной клятве, о ее нерушимости.)
17.В чем заключается символическое сходство между колесом прялки и солнечным диском? (Солнечный диск - как бы большое колесо прялки, оно вращается, определяя ход жизни, ход судьбы, а нити от него - солнечные лучики, тянутся к каждому из нас.)
18.Какое слово называют "вещим"? ("Вещим" называют пророческое слово, то есть то, которое непременно сбудется. А пророков и предсказателей называют "вещими старцами")
5.Экологическая мастерская «Славянский оберег»
Педагог:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам сделать своими руками оберег на счастье и удачу. Из соленого теста по древним славянским традициям мы с вами вылепим подкову, которая принесет нам счастье и удачу. Когда тесто высохнет, эту подкову можно будет разрисовать.
Учащиеся лепят подкову
6.Рефлексия
Педагог:
- Вот мы и рассмотрели таинственный и мифический мир наших предков. Скажите, какой бог или мифическое существо вам больше всего понравилось, запомнилось. А скажите, чем?
Учащиеся перечисляют запомнившихся им богов, рассказывают, чем они им запомнились.
- Молодцы! На этом наше занятие окончено. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальный марафон для учащихся начальных классов Классный час в начальной школе. Древнерусские города Внеурочные занятия на развитие культуры общения младших школьников, 1-2 класс Младшим школьникам о гербах городов русских

Похожие статьи:

Проекты по литературному чтению, 3-4 класс. Темы

Внеурочное занятие по математике, 4 класс. Задачи с числами

Мероприятие в летнем лагере. Сценарий "Летние обряды и обычаи" | Интеллектуальная программа для младших школьников о животных с презентацией
Опубликовано: 2760 дней назад (29 сентября 2016)
Просмотров: 17372
+4
Голосов: 4
Комментарии (5)
Лариса Инова # 3 октября 2016 в 10:36 +1
Очень интересный материал. Примите мой голос!
Светлана Вадимовна Ясенецкая # 3 октября 2016 в 21:50 +1
Спасибо!
Татьяна Адамовна Волкова # 8 октября 2016 в 15:19 0
Доброго времени суток, с большим интересом познакомилась с вашим материалом, Боги живут на седьмом небе, а человек видит только первое небо, а всего небес - семь, а кто же живет между первым и седьмым небом?
Вера Валерьевна Ляпина # 13 октября 2016 в 18:05 0
Добрый вечер, Светлана Вадимовна! Конечно же главной задачей вашей работы является воспитание у учащихся уважения к родной культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.И с ней вы прекрасно справились. Духовность – это свернутая в каждом человеке историческая память народа, а, следовательно – и память культуры. Нет разума, как и нет культуры, вне памяти.Нужно всем – деятелям культуры и образования, политикам, всем, кто продолжает дело истории, дело предков, понять, что память и любовь к Отечеству, к Родине едины. Любовь становится, воспитывается на памяти, на исторической памяти, она из нее вырастает, обрастая теми смыслами, которые даются познанием Отечества, познанием Родины.Молодец! С удовольствием отдаю свой голос.
Светлана Вадимовна Ясенецкая # 14 октября 2016 в 22:21 0
Спасибо!