Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Обучение игре в волейбол школьников 13-14 лет

Обучение нападающему удару школьников 13-14 лет
ВВЕДЕНИЕ
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1 Техника выполнения нападающего удара и ошибки при выполнении удара.
1.2 Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов
1.3 Методика обучения нападающему удару в волейболе
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ УЧАЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ
2.1 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
ВЫВОДЫ
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол является наиболее доступным, а следовательно, одним из самых популярных видов спорта для общего физического развития и укрепления здоровья, волейболом занимаются во всех регионах страны. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, у детей и взрослых.
В основе игры в волейбол лежит совокупность разнообразных технических приемов, которые используются волейболистами для ведения игры. Чем профессиональнее волейболист, тем большим количеством приемов он владеет, и тем свободнее их использует в матче.
Важнейшим элементом игры в волейбол являются нападающие удары – самое эффективной средство нападения.
Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите и для чего необходимо совершенствовать умение тактически правильно действовать в наиболее важной для исхода игры игровой ситуации.
Российские волейболисты всегда славились сильным нападением, что во многом обеспечивало им успешное выступление на международной арене. В нападающих ударах сконцентрирована эмоциональная сторона волейбола, его притягательная сила. Но это и самый сложный технически прием, требующий от преподавателя высокого профессионального искусства при обучении ему школьников 13-14 лет. Организационная структура нападающего удара достаточно сложна. Поэтому прежде чем обучать этому техническому приему, необходимо подготовить учащихся к выполнению этого приема, т.е. обеспечить специальную физическую и техническую подготовленность. Эта задача может быть разрешена, если в процессе урока использовать специальные упражнения: подготовительные и подводящие. Эти упражнения являются составной частью всей методики обучения техническим приемам игры, а от ее эффективности зависит весь процесс учебно-тренировочных занятий, т.к. “Если обучение приемам было поставлено правильно, то совершенствование техники будет осуществляться быстрее и успешнее” (Железняк Ю.Д.).
Предполагается, что применение в учебно-тренировочном процессе разработанного комплекса упражнений для совершенствования нападающего удара юных волейболистов позволит повысить качество и эффективность игровых действий.
Цель проекта: опробовать методику специальной физической подготовки и выполнения нападающего удара юными волейболистами 13 - 14 лет.
Поставленные задачи:
1. В процессе изучения научно-методической литературы раскрыть особенности специальной физической и технической подготовки выполнения нападающих ударов школьниками 13 − 14 лет.
2. Применить комплекс специальных упражнений повышения эффективности выполнения и контроля нападающих ударов юными волейболистами 13 - 14 лет.
3. Определить параметры специальной физической подготовки для выполнения и совершенствования нападающего удара обучающимися 13 – 14 лет.
Практическая значимость заключается в том, что: разработанная методика обучения нападающему удару может быть рекомендована к практическому использованию специалистами в подготовке юных волейболистов 13 - 14 лет
Структура и объем работы. Работа выполнена в соответствии методическими рекомендациями и требованиями к данному типу работ и состоит из введения, двух глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, приложения. Работа иллюстрирована находящимися в приложении фотографиями. Использовано 36 источников научно-методической литературы, общий объем работы – 44 страницы.
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1 Техника выполнения нападающего удара
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов движения, направленную на решение двигательной задачи. Эффективная техника, отличаясь высокой координированостью, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть довольно высоких результатов на соревнованиях.
Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее и точнее отработать удар.
Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач — достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча.
Разбег на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание.
В первой , волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча, выполняет один или два «ступающих» шага в замедленном темпе с двойной опорой.
Во второй микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения замедляется.
В третьей микрофазе — напрыгивании — игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.
При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения.
Несмотря на то, что толчок происходит в очень короткий промежуток времени, в нем также выделяются три микрофазы. Первая начинается с постановки пятки стопы на поверхность площадки. Анатомическая структура этой микрофазы состоит в следующем: пяточная кость вместе с таранной перемещается вокруг фронтальной оси в поперечном суставе плюсны (шапаровском) так, что ее пяточный бугор то приближается, то удаляется от них, располагаясь более вертикально. При этом задняя группа мышц бедра (его разгибатели) и трехглавая мышца голени сокращаются, а четырехглавая мышца бедра очень напряжена. Такая работа мышц необходима для выпрямленного положения конечности и поддержания стопы в стопорящем шаге при напрыгивании.
Во второй микрофазе толчка стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища — в тазобедренных суставах.
Вследствие этого происходит значительное снижение давления на опору, которое в отдельных случаях падает до нуля. При этом мышечное напряжение ног становится значительно меньше. Руки волейболиста в этой микрофазе начинают маховое движение.
Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.
В третьей микрофазе — отталкивании от опоры — в результате разгибания ног в коленных, а туловища в тазобедренных суставах вновь увеличивается давление на опору. Выпрямление ног в коленных суставах происходит за счет резкого сокращения четырехглавой мышцы бедра и трехглавой мышцы голени, работающих при дистальной опоре. Первая мышца, закрепленная на голени, тянет бедро вперед, вторая, фиксированная на пяточном бугре, перемещает голень и дистальный конец бедра назад. Одновременно большая ягодичная мышца и задняя группа мышц бедра (полусухожильная, полуперепончатая и двухглавая) разгибают туловище.
В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору (к мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые).
Высота прыжка в значительной степени обусловлена «взрывным» характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка.
Существенное значение для высоты прыжка имеет положение стоп при отталкивании. Наиболее правильным является естественное для игрока параллельное положение стоп или небольшой разворот их кнаружи. Незначительный поворот стоп носками вовнутрь не оказывает существенного влияния на высоту прыжка у опытных спортсменов благодаря большой помехоустойчивости техники. Однако у волейболистов более низкой квалификации такое положение стоп понижает высоту прыжка в среднем на 2–3 см.
Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног (около 120е) способствует увеличению пути «разгона» ОЦТ, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах (120—130°) увеличивает мощность усилий при отталкивании, но уменьшает путь ОЦТ. Поэтому при большой силе мышц нижних конечностей выгодно сгибать ноги в коленных суставах в пределах 100—115°. При относительно же малой силе ног и преобладании в движениях скоростного компонента (у юных волейболистов) целесообразно выполнять прыжок с углом сгибания ног в коленных суставах 120—130°.
Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и ударное движение.
Замах правой руки для удара выполняется сразу после окончания отталкивания от опоры. В это время левая рука, незначительно сгибаясь в локтевом суставе, отводится вниз, а правая движется вверх. При дальнейшем поднимании тела игрока вверх правая рука продолжает движение для замаха, правое плечо отводится назад, ноги игрока сгибаются в коленных суставах, а туловище прогибается в поясничной части позвоночника.
Все эти движения создают необходимые условия для натяжения больших мышечных групп груди и живота, мощное сокращение которых способствует значительной концентрации усилий в момент удара по мячу.
Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Такая структура движений особенно необходима при ударах по мячу, летящему над сеткой.
При ударах по мячу, находящемуся далеко от сетки, сила удара увеличивается за счет большой амплитуды ударного движения и «жесткости» соприкосновения руки с мячом. Увеличение амплитуды обеспечивается более значительным сгибанием руки в локтевом суставе при замахе, а жесткость соприкосновения руки с мячом — напряжением пястной и запястной частей кисти.
Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.
Современными исследованиями установлено, что наибольшая точность полета мяча при нападающем ударе достигается при угле 160—170° между рукой и туловищем, то есть когда мяч находится впереди игрока.
Кроме этого, в зависимости от смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
В результате наблюдений были замечены следующие ошибки при выполнении нападающего удара учащимися:
Ошибки при разбеге:
1. Недостаточная длина разбега.
2. При ударе из 3-ей и 4-ой зон прямой разбег.
3. При ударе из 2-ой зоны косой разбег.
4. Нет наклона вперед при подготовке и в начале разбега.
5. Низкая скорость разбега.
6. Не хватает скоростных качеств.
7. Количество шагов не соответствует расстоянию.
8. Ранний разбег.
9. Поздний разбег.
10.Руки на старте опущены.
11.Размахивание или скрещивание рук при разбеге.
Подготовительная фаза:
12.Нет вращения рук.
13.Вращение излишне согнутыми руками.
14.Высокое вращение рук.
15.Вращение прямыми руками.
16.Напрыгивание на две ноги одновременно.
17.Напрыгивание на носки.
18.Короткий шаг.
19.Левая нога приставляется поздно.
20.Левая нога ставится далеко вперед.
21.Вялое напрыгивание.
22.Излишне высокое напрыгивание.
23.Напрыгивание боком.
24.Прыжок в длину.
25.Прыжок не в полную силу.
26.Не хватает прыгучести.
27.Руки не помогают прыжку
28.Низкая скорость взмаха руками.
29.Прогиб в пояснице.
30.Корпус завален влево.
31.Поворот боком к сетке.
32.Рука не зафиксирована в замахе.
33.Рука завалена влево.
34.Низко предплечье.
35.Низко локоть.
36.Кисть не закреплена при замахе.
37.Кисть развернута.
38.Пальцы разведены.
39.Не отведен большой палец.
Рабочая фаза:
40.При ударе нет посыла локтя вверх.
41.Удар согнутой рукой.
42.Не дорабатывает предплечье.
43.Не дорабатывает кисть.
44.Излишний уход руки назад после удара.
45.Излишний уход руки влево после удара.
46. Недостаточная скорость руки при ударе.
47. Удар поздно по ритму.
48. Удар чрезмерно круто вниз.
49. При обманном ударе нет имитации замаха.
50.При обманном ударе опускается локоть.
51.При обманном ударе заброшена кисть.
52.При обманном ударе расслаблены пальцы.
53.При обманном ударе излишнее сопровождение.
54.Обманный удар по низкой траектории.
55.Недостаточно резкий обманный удар.
56.Потеря высоты удара при переводе.
57.При переводе кисть недостаточно накрывает мяч.
58.При ударе выше блока недостаточный накат.
59.Удар через сильнейшего блокирующего игрока.
60.Необоснованная попытка "чисто" обвести блок.
61.Удар в зону сильнейшего защитника.
62.Удар в защитника.
63.Перевод в линию с узкой передачи.
64.Удар прямо со 2-ой линии (при недостаточно высоком прыжке).
65.Обманный удар в руки.
66.Нападение без плана.
67.Нападение без учета обстановки.
68.Отказ от выполнения удара в сложной обстановке.
69.Необоснованный риск при выборе нападающих действий.

Завершающая фаза:
70.Локоть бьющей руки опускается быстрее кисти.
71.При переводе вправо без поворота после удара кисть наружу.
72.Приземление на одну ногу.
73.Жесткое приземление.
74.Игрок не готов к следующим действиям.
1.2 Общие основы обучения технике волейбола юных спортсменов. Ошибки при обучении
Специфика волейбола, выражающаяся в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, причем, оцениваемых судьями экспертно, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Эмоциональная привлекательность, доступность и простота оборудования (сетка и мяч), отчасти позволяют компенсировать сложность в обучении, сохраняя интерес к волейболу.
Основные проблемы, связанные с обучением технике выполнения игровых элементов, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Как научить игровому элементу:
а)без ошибок,
б)быстро.
Обучение без ошибок, является необходимым условием быстрого освоения (на исправление ошибок у преподавателя уходит времени намного больше, чем на освоение игрового элемента), но недостаточным, ибо желание избежать ошибок часто приводит к многократному повторению уже освоенных упражнений. Этому способствует неумение отделить грубые ошибки от мелких погрешностей и недочетов в технике, которые на эффективность игровых действий влияют незначительно.
Основной причиной тормозящей эффективное и быстрое овладение техникой является излишне большое количество повторений в упражнениях. Основанием для этого утверждения служат законы психофизиологии, детерминирующие объем, устойчивость и интенсивность внимания обучающихся, а также особенности влияния последствий тормозных процессов на формирование двигательного навыка.
Именно «лишние» десятки (а иногда и сотни) повторений на этапе обучения замедляют процесс дифференциации возбуждения в двигательных зонах коры головного мозга. Традиционная формула «количество переходит в качество» не работает в данной ситуации, поскольку для обучения существенно количество «правильных» движений, а не общее количество повторений. Кроме того, двигательная память намного быстрее схватывает то, что осознано, а компоненты движения, находящиеся вне поля внимания игрока, фиксируются рефлекторно по принципу «как удобно», вместо «как выгодно».
Упражнение мгновенно должно прекращаться, если игрок перестает контролировать движение. Это количество, по мнению спортивных психологов, для простых движений равняется 1-2 повторениям, для движений средней сложности оно равно 3-10 повторениям и для сложных элеиентов не превышает 30-ти.
Упражнение не должно применяться в обучении, если игрок не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Создание правильного представления необходимо, но недостаточно, потому что у игрока может просто не хватать двигательной базы для освоения приема. Движение расчленяется на доступные элементы. От тренера здесь требуется умение правильно подобрать подводящие упражнения, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Система многочисленных имитационных упражнений и упражнений в упрощенных условиях - необходимый компонент эффективного обучения технике.
Обилие упражнений не должно заслонять игроку задачу, стоящую при обучении. Упражнений может быть несколько десятков, но все они должны быть подчинены одной задаче, стоящей в тренировке.
Уже несколько десятилетий назад разработана концепция опоры на идеомоторные представления в обучении двигательным действиям, защищены диссертации на эту тему, но, как и прежде, большинство тренеров при обучении технике опираются на создание внешней кинематической схемы. Опора на ощущения позволяет избавиться от лишних напряжений, которые даже при правильной структуре движения снижают точность и эффективность обработки мяча. Высокоэффективным в этом случае является выполнение упражнений без зрительного контроля, повышающее точность движений, улучшающее «мышечное чувство» и «чувство мяча», снижая в итоге количество технических ошибок.
Полностью избежать ошибок при освоении движения не удается никому. Более того, в обучении без них не Задание необходимо усложнять до появления редких, единичных ошибок, которые игрок пытается устранить, приводя движение в соответствие с моделью технического элемента (или его компонента) на данном этапе (принцип оптимальной трудности). Опытный тренер усложняет упражнение шаг за шагом до появления ошибок (ценность опыта в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки) и затем устраняет основные недостатки в структуре движения, игнорируя второстепенные.
Важно научить игрока тому, чтобы он сам мог регулировать параметры выполнения упражнения (скорость и дальность перемещения, расстояние до мяча, сила ударов и т.д.), исходя из принципов доступности, оптимальной трудности и сознательного выполнения упражнений. В таком сближении менталитета игрока и тренера кроется успех самостоятельной работы спортсмена и его состоятельности в спорте, как личности.
Техническая подготовка – это процесс обучения волейболиста технике движений и действиям, служащим средством ведения игры, а также их совершенствования. Спортивная техника должна рассматриваться во взаимосвязи с уровнем развития физических качеств. Чем выше уровень физической подготовленности, тем успешнее идет обучение и совершенствование.
Основными задачами технической подготовленности являются:
1. Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.
2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).
3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и устранения этих ошибок.
4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создания определенных трудностей при выполнении технических приемов.
5. Совершенствование техники игры в соревновательных условиях.
Техническая подготовка – это многолетний процесс, который условно можно разделить на два этапа: начальное обучение технике игры и ее дальнейшее совершенствование.
Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения осуществляется по следующей схеме (для всех технических приемов игры):
• Терминологически правильно назвать прием.
• Показать прием (тренер сам его демонстрирует или с помощью слайдов, плакатов, видеотехники).
• Объяснить технику выполнения приема с демонстрацией (положение звеньев тела до выполнения, в момент выполнения, после выполнения технического приема).
• Сделать попытку практического выполнения приема – исходное положение (стойка), перемещение, имитация в целом или по частям.
• Выполнить упражнение с мячами и партнером в самых простых условиях.
• Отработать на тренажерах, специальном оборудовании (если необходимо) с мячами и без мячей.
• По мере усвоения двигательных действий условия выполнения упражнений усложнить (увеличить количество мячей, партнеров, дополнительных заданий и т. д.).
• Выполнить технический прием (приемы) в условиях, приближенных к игре.
Ошибки при обучении. На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же при их возникновении. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха в овладении рациональной техникой.
По мнению многих авторов, типичными причинами ошибок при обучении технике игры в волейбол являются следующие:
а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);
б) спортсмен неправильно представляет движение в техническом приеме;
в) волейболист неверно ощущает мышечные восприятия;
г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;
д) несистематическое посещение тренировок, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;
е) спортсмен мало соревнуется, поэтому нет стабилизации техники приемов.
Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления:
– ясное понимание спортсменом принципиальных основ техники движений;
– создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;
– правильное прочувствование движений с помощью тренера;
– избирательные упражнения в отдельных компонентах приема (сложное объяснение, видеозапись, плакаты и др.)
Закрепление техники и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться основные ошибки, так как второстепенные нередко являются производными от основных.
Техническая и тактическая подготовка условно может быть подразделена на начальную (обучение технике движений) и подготовку, связанную с совершенствованием технико-тактического мастерства. При этом можно отметить, что овладение техникой игры и совершенствование технического мастерства идут параллельно с развитием физических способностей волейболиста.
Важный вопрос начальной подготовки – одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование – после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).
Предпочтительным условием каждого занятия по разучиванию является применение «новинок» в изменяющихся условиях игровой обстановки.
Организация занимающихся зависит от задач, которые поставлены в тренировочном занятии. Когда оно полностью посвящено физической подготовке, то должно быть достаточное количество оборудования и инвентаря. Тогда занятие пройдет продуктивно, с оптимальной интенсивностью.
В занятии, направленном на техническую или тактическую подготовку, общеразвивающие и подготовительные упражнения необходимо концентрировать вокруг изучаемых приемов. При этом в подготовительной части все волейболисты выполняют упражнения в определенной последовательности с определенной нагрузкой (при индивидуальном подходе). Упражнения, направленные на физическую подготовку, в основную часть включаются наряду с упражнениями по технике и тактике для развития необходимых качеств и поддержания на оптимальном уровне тренировочной нагрузки. Для этого используют главным образом индивидуальные упражнения в парах, применяя специальные тренажеры, оборудование и инвентарь.
При совершенствовании навыков в зависимости от игровых функций одни волейболисты, например связующие, выполняют упражнения у сетки, другие – нападающие – с набивными мячами, на тренажерах и т. п.; затем нападающие идут к сетке.
К средствам тренировки волейболиста относятся физические упражнения, гигиенические факторы и естественные силы природы. Физические упражнения многообразны и их выбор определяется задачами, которые необходимо решать в процессе тренировки.
Физические упражнения способствуют улучшению всех физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости и выносливости, а также совершенствованию деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышению устойчивости организма к простудным заболеваниям, улучшению работоспособности и процесса восстановления после нагрузок. Все упражнения оказывают влияние на различные физические качества в большей или меньшей степени, а также на навыки выполнения технико-тактических упражнений.
Упражнения, применяемые на занятиях волейболом, могут быть условно разделены на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.
Соревновательные упражнения – это целостное двигательное действие, составляющее предмет игры в волейбол и выполняемое в полном соответствии с правилами игры. Эти упражнения характеризуются комплексным проявлением основных физических качеств в условиях постоянной и внезапной смены игровой ситуации.
Специально-подготовительные упражнения характеризуются сходством с соревновательными по кинематическим и динамическим характеристикам движений; механизму энергообеспечения; структурной работе мышц.
Общеподготовительные упражнения направлены в основном на общую подготовку волейболиста. К ним относятся самые разнообразные упражнения, которые могут приближаться по своему воздействию к специально-подготовительным или существенно отличаться от них. С помощью этих упражнений решаются задачи всестороннего развития основных двигательных качеств, а также избирательного воздействия на них.
Все упражнения, применяемые в тренировке волейболистов, могут быть разделены на специфические и неспецифические. К специфическим относятся упражнения, связанные с волейболом, игровой деятельностью. К неспецифическим относятся упражнения, которые напрямую не связаны с волейболом.
Методы обучения и тренировки волейболиста разнообразны и имеют важное значение для поддержания здоровья, развития физических качеств, овладения двигательными навыками и их совершенствования.
В построении обучения и тренировках надо использовать разнообразные методы, учитывая особенности занимающихся, их возраст, подготовленность, а также условия проведения занятий.
В зависимости от задач и конкретных условий предпочтение отдается тем или иным методам. В процессе обучения и тренировки используют следующие группы методов:
1. Наглядные: показ упражнения тренером, на схеме, макете, просмотр видеофильмов, кинограмм, фотографий, плакатов, рисунков, просмотр соревнований, которые создают у студентов образные представления об изучаемых упражнениях, а также звуковая и световая информация.
2. Словесные: основаны на использовании слова как средства воздействия на обучаемых и включают рассказ, беседу, объяснение, указание, убеждение, замечания, лекцию, доклад, описание, разбор, задание, команды, подсчет и оценку.
3. Практические: метод упражнения, повторный, переменный, сопряженный, интервальный, непрерывный, контрольный, игровой, соревновательный. Известны еще методы, которые используются для решения конкретных задач (например, метод электростимуляции, метод отягощения, метод усложнения внешней обстановки, метод выполнения упражнения до отказа и др).
В группах, где основная задача – укрепление здоровья, повышение работоспособности, все перечисленные методы имеют свое место и широко используются неравномерно, предпочтение отдается игровому, соревновательному, непрерывному и повторному.
Показ важен тем, что дает возможность получить точное представление об упражнении. К показу предъявляется ряд требований. Тренер должен выбирать место так, чтобы он был хорошо виден всем. Демонстрировать прием надо неторопливо, четко и сосредоточить внимание занимающихся на основных деталях. Следует также указывать на типичные, наиболее часто встречающиеся ошибки в исполнении данного технического приема.
Показ, как правило, всегда сопровождается объяснением, что помогает более четко представить изучаемый технический прием. С помощью наглядных и словесных методов создается общее представление об изучаемом приеме или упражнении. Для того чтобы овладеть техникой и тактикой игры, всем широким многообразием приемов, используемых в игре, необходимо использовать практические методы. Все они включают в себя отдельные составные части или приемы, совокупность которых и представляет собой метод в его целостности. Например, метод многократного повторения движений включает следующие приемы:
а) показ;
б) опробование;
в) повторение упражнения вплоть до образования автоматического навыка;
г) выполнение приема в усложненных условиях.
И все другие используемые методы можно разложить подобным образом. При разучивании приема должна соблюдаться такая последовательность:
а) ознакомление с приемом;
б) разучивание приема в упрощенных условиях;
в) совершенствование приема в условиях, близких к игровым;
г) закрепление приема в игре [].
Таким образом, эффективность технических действий в волейболе является вариативным фактором, определяющим результат игры. По этой причине основное внимание преподавателя при обучении игре в волейбол должно быть направлено на техническую подготовку занимающихся.
В начале обучения игрок должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно, является преподаватель. Для воспроизведения модели, игроку важно иметь точное мысленное представление, образ движения. Для преподавателя существенно важно на этой стадии сосредоточить внимание занимающихся на основных элементах движения.
Для эффективного обучения необходимо понимание физических законов и принципов биомеханики, основ управления движением тела. Такой подход позволяет решать преподавателю, что правильно и важно, а что -нет.
Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок, неизбежно возникающих в процессе обучения, и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции движения. Это означает соблюдение базовых принципов в позиционировании, направлении перемещений, динамики и временных характеристик, порядке выполнения отдельных элементов и т.д., для того, чтобы занимающийся имел правильное ощущение требуемого движения.
На стадии освоения движения, требования задач постепенно приближаются к реальным условиям выполнения движения.
Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся, одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Не рекомендуется усложнять упражнения до тех пор, пока игрок не выполнит требования в предыдущем упражнении. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства.
Техника нападения включает в себя технику перемещений (стойки и разновидности перемещений) и технику владения мячом (подачи, передачи для нападающего удара, нападающие удары и перебивания).
Стойки — приобретение готовности к перемещению и выхода в исходное положение для выполнения технического приема. Виды стоек: устойчивая и неустойчивая.
Перемещения — выбор места для выполнения технического приема.
Основные перемещения к мячу:
- вперед;
-в стороны;
-назад.

По способу перемещения:
- приставным шагом, -скрестным шагом;
- бегом;
- шагами назад;
- скрестным шагом под углом 45 градусов; с поворотом назад и бегом;
- переворот назад;
- бросок; полет; перекат.
Перемещение вперед бегом вперед и остановка в присед производится, когда игроки пасуют или принимают низкий мяч. Когда игроки хотят вернуться назад или принять мяч, они могут сделать перекат или переворот назад. Только после овладения приемами в приседе, тренер может начать обучение броскам, как более совершенной технике.
Все виды перемещений объединяет плавность и мягкость их выполнения, что достигается благодаря неполному выпрямлению ног в коленных суставах и отсутствию маховых движений руками.
1.3 Методика обучения нападающему удару в волейболе
Теоретический анализ и изучение литературных источников применялся с целью изучения научно-методической литературы по проблеме технической подготовки в волейболе. Особое внимание уделялось анализу техники и тактики нападающего удара. Применение метода дало возможность проанализировать и систематизировать научно-методические взгляды по затронутой проблеме, и на этом основание сформулировать гипотезу, объект и предмет исследования,
В процессе работы было переработано 36 литературных источников, включая научные и методические статьи, монографии, авторефераты диссертаций, методические работы.
Наблюдение проводилось за организацией и методикой проведения учебных и секционных занятий по волейболу с юными спортсменами. Отмечались особенности применения подводящих и подготовительных упражнений в тренировке юных волейболистов, наиболее типичные ошибки при выполнении нападающего удара. Наблюдение проводилось по заранее разработанному плану с письменной фиксацией ошибок спортсменов.
Метод бесед использовался для фактического сбора информации по постановке учебно-тренировочной работы с юными волейболистами, а также методике обучения и совершенствования нападающего удара. По итогам бесед и наблюдений намечались конкретные пути совершенствования методики обучения нападающему удару.
Метод оценки эффективности нападающего удара применялся с целью определения эффективности овладения умениями и навыками игры в нападение нами использовалась апробированная методика регистрации количества и качества технико-тактических действий, разработанная М.Д. Ашибоковым.
Общие задачи обучения:
– освоение индивидуальной техники волейбола;
– обучение игровым взаимодействиям на площадке;
– совершенствование физической подготовки;
– знакомство с тактикой игры через простейшие групповые упражнения.
Техника нападающего удара по координации движений является весьма сложной, и поэтому вначале целесообразно использовать расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применяются подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически используются подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста.
Задача 1. Создать правильное представление о технике нападающего удара.
Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара, изучение кинограмм и рисунков, просмотр кинокольцовок и соревнований с участием ведущих спортсменов. Демонстрация техники нападающего удара в целом и по фазам с объяснением скоростно-силовой структуры движений.
Задача 2. Освоить технику нападающего удара в облегченных условиях (расчлененным методом). Изучить удар по мячу без прыжка.
Средства и методы. Выполнение подводящих упражнений, направленных на овладение правильной техникой удара по мячу без прыжка. Повторный показ и объяснение техники, сопровождающиеся синхронными указаниями тренера
Учебный материал.
Упр. 1. Удары по мячу, стоя у стенки или сетки.
Упр. 2. Поточное выполнение ударов по мячу при построении игроков в 3—4 и более колонн (в зависимости от наличия мячей) с перемещением волейболиста в конец колонны после каждой попытки.
Методические указания. Все удары выполняются из определенного исходного положения, при котором игрок левой рукой держит мяч на уровне головы, а правую руку, согнутую в локтевом суставе, заранее поднимает, подготавливая ее для удара. Волейболист переносит вес туловища до момента удара на правую, согнутую в коленном суставе ногу, и поворачивается в полоборота в сторону, куда последует удар. При ударе по мячу игрок, невысоко подбросив мяч под правую руку, одновременно с переносом веса туловища на левую ногу производит удар по мячу. Ударяющая рука разгибается в локтевом суставе, движется по большой амплитуде навстречу мячу и соприкасается с ним ладонной поверхностью кисти. В ударном движении кисть обгоняет предплечье. Удар выполняется выпрямленной рукой, но не над собой, а несколько впереди.
Постепенно исходное положение обучающегося и его последующие движения усложняются. Волейболист сгибает ноги в коленных суставах, наклоняет туловище, подбрасывает мяч, одновременно пронося правую прямую руку в лицевой плоскости. Как только правая рука оказывается в вертикальном положении, она начинает сгибаться в локтевом суставе и затем быстро отводится назад для замаха. После этого следует удар по мячу. Все движения обучающийся должен выполнять слитно. Необходимо обратить внимание на своевременное разгибание ног, движение правой руки в выпрямленном положении и ее сгибание в локтевом суставе в нужный момент. Одной из главных задач является обучение волейболистов правильному ударному движению, в особенности точному расположению ладонной поверхности кисти на мяче. Для этого волейболист подбрасывает мяч не перед собой, а вперед с таким расчетом, чтобы сделать шаг к мячу и затем произвести удар. Упражнение выполняется более динамично и способствует определению правильного выбора места по отношению к мячу в момент удара.
Упр. 3. Занимающиеся располагаются вдоль низко подвешенной волейбольной сетки. Игрок, стоя в 50 см от нее на гимнастической скамейке, ударом посылает мяч через сетку. Вначале упражнение выполняется из исходного положения игрока, у которого поднята и подготовлена к удару рука, а затем он ее выносит снизу вверх — назад.

Медотические указания. Мяч нужно направлять под углом к поверхности площадки на стоящего против каждого игрока партнера, который бросает его обучающемуся для повторения упражнения.
Упр. 4. Расположение игроков и организация выполнения упражнения те же, что и в упр. 3. Удары через сетку волейболисты выполняют по неподвижному мячу, который поддерживают над сеткой партнеры, находящиеся по другую сторону площадки, а также стоящие на возвышении.
Методические указания. Мяч нужно поддерживать с двух сторон пальцами обеих рук, перенося их на сторону ударяющих игроков. Бить по мячу следует точно и несильно с тем, чтобы не ударить по рукам партнера.
Упр. 5. Игроки, стоя на возвышении, производят удары через сетку по наброшенному с другой стороны партнером мячу.
Методические указания. Мяч нужно набрасывать точно и невысоко. Исходное .положение обучающихся постепенно усложняется так же, как в упр. 3. Для того чтобы более четко выполнять упражнение, занимающиеся разбиваются на подгруппы из трех человек: один выполняет основное задание, другой набрасывает мяч, третий ловит или принимает мяч и точно в руки бросает его обучающемуся для повторения упражнения.
Задача 3. Изучить и освоить технику удара по мячу в прыжке.
Средства и методы. Подводящие упражнения, направленные на овладение ударом по мячу в прыжке. Показ и объяснение упражнений. Многократное выполнение заданий обучающимися, сопровождающееся указаниями тренера.
Учебный материал.
Упр. 1. Удары по мячу в прыжке. Мяч подбрасывает партнер, стоящий на расстоянии одного метра слева от обучающегося.
Методические указания. Прыжок для нападающего удара выполняется с места. Необходимо следить за правильностью техники напрыгивания и отталкивания, выбором места по отношению к' мячу и ударным движением. Удары можно производить в стенку или на игроков противоположной подгруппы (при большом количестве занимающихся). Располагать волейболистов нужно по всей длине площадки, на боковых линиях.
Упр. 2. Содержание и организация те же, что и в упр. 1, но задание выполняется через низко подвешенную сетку.
Упр. 3. Удары производятся по встречному мячу, который набрасывает партнер с другой стороны площадки.
Методические указания. При выполнении всех упражнений удары по мячу следует производить не в полную силу, так как при увеличении силы удара, как правило, нарушается точность и правильность движений.
Упр. 4. Выполнение нападающих ударов через сетку из зоны 4 со вторых передач, совершаемых из зоны 3.
Методические указания. Разбег должен составлять не более трех метров под углом к сетке 45—50°. Особое внимание нужно обращать на замедленное передвижение в начале разбега, ускорение к моменту напрыгивания и максимальные усилия при отталкивании от опоры. Для более удобного выбора места при отталкивании передачу необходимо выполнять с предельной точностью. Важно следить за одновременным маховым движением обеих рук и обгоном предплечья кистью при ударе.
Задача 4. Создать правильное представление о технике кистевых нападающих ударов с переводом влево.
Средства и методы. Многократный показ и объяснение техники нападающего удара с переводом влево и изучением кинограмм. Демонстрация техники ударного движения при нападающем ударе с переводом.
Задача 5. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в облегченных условиях — без прыжка.
Средства и методы. Выполнение обучающимися подводящих упражнений для овладения правильной техникой ударного движения без прыжка.
Учебный материал.
Упр. 1. Удары с переводом влево при расположении занимающихся парами.
Упр. 2. Удары с переводом влево, стоя у тренировочной сетки или стенки.
Упр. 3. Удары с переводом влево при расположении игроков треугольником.
Упр. 4. Удары с переводом влево через сетку. Игрок, стоя на возвышении, сам подбрасывает себе мяч.
Упр. 5. Удары с переводом влево при подбрасывании мяча партнером.
Методические указания. Во всех упражнениях необходимо следить за правильностью движения руки, которая производит удар по правой боковой поверхности мяча.
Задача 6. Освоить технику нападающего удара с переводом влево в прыжке.
Средства и методы. Выполнение специальных упражнений на сниженной сетке с удобных для удара передач.
Обучение тактике нападающего удара.
Задача 1. Научить тактике обводки блока с помощью ударов с переводом вправо и влево.
Средства и методы. Объяснение тактического назначения ударов с переводом в связи с особенностями постановки рук блокирующих игроков. Показ ударов, выполняемых не в полную силу, с переводом влево и вправо при обходе блока в различных зонах площадки. Практическое выполнение заданий обучающимися.
Учебный материал.
Упр. 1. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак в зоне 3.
Упр. 2. Выполнение нападающих ударов с переводом влево при проведении атак из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 90° к сетке.)
Упр. 3. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо - при проведении атак из зоны 4 и с края сетки этой же зоны.
Упр. 4. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при проведении атак из зоны 3.
Упр. 5. Выполнение нападающих ударов с переводом вправо при атаках из зоны 2. (Разбег выполняется под углом 35—40° к сетке.)
Задача 2. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим ударом через блок противника.
Средства, методы и учебный материал те же, что и в задаче 1.
Задача 3. Научить имитации сильного нападающего удара с последующим тихим направлением мяча пальцами раскрытой ладони на незащищенное место площадки противника.
Средства, методы и учебный материал те же.
Задача 4. Обучить имитации передачи мяча в прыжке с последующим нападающим ударом.
Средства и методы те же.
Учебный материал.
Упр. 1. Стоя левым боком к сетке, имитировать передачу мяча ;из зоны 3 с последующим нападающим ударом правой рукой.
Упр. 2. Стоя правым боком к сетке, имитировать передачу мяча из зоны 3 с последующим нападающим ударом левой рукой.
В ходе экспериментальной работы применялась круговая тренировка на совершенствование нападающего удара. Упражнения по принципу круговой тренировки:
– каждый выполняет наброс мяча высоко вперед, разбег, прыжок;
– в затяжном положении поднять две руки вперед и сделать бросок в стену;
– нападение по неподвижному мячу, который держит тренер, стоя на стуле;
– в тройках: один – нападающий, в трех шагах от него игрок держит мяч на вытянутой руке, третий делает наброс для удара через сетку.
Наряду с обучением и совершенствование нападающего удара нами применялись упражнения:
Развитие скоростных качеств и быстроты ответных действий
1. Чередование перемещений: бег лицом и спиной вперед, на согнутых ногах; приставными шагами правым, левым боком вперед, лицом и спиной вперед; двойными шагами, скачками. Ускорение на определенных участках. То же, в сочетании с бросками и ловлей набивных мячей.
2. Соревнование в беге на 20–30 м, в перемещениях другими способами. Специальные эстафеты.
3. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
4. Бег с остановками и изменением направления. «Челночный» бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20–30 м). «Челночный» бег, но отрезок вначале пробегают лицом вперед, затем спиной и т. д. По принципу «челночного» бега перемещение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (вес 2–5 кг), с отягощением (пояс, куртка, мешок с песком).
5. Выполнение заданий в ответ на зрительные или слуховые сигналы.
Здесь можно выделить пять групп.
1. Направление перемещения занимающихся постоянное, по сигналу изменяется способ перемещения (ходьба обыкновенная, приставными шагами, в приседе, спиной вперед, прыжками на одной или обеих ногах, бег обыкновенный) или исходное положение: лицом, правым, левым боком, спиной вперед.
2. Способ перемещения и направление постоянные, изменяется скорость (ускорение): занимающиеся идут спиной вперед, по сигналу они переходят на бег (3–4 м), затем снова на ходьбу и т. д.
3. Способ перемещения постоянный, по сигналу меняется направление движения: во время бега по сигналу надо остановиться, повернуться кругом и бежать в обратном направлении.
4. Способ и направление постоянные, по сигналу выполняются имитационные упражнения и другие действия: на несколько сигналов – соответственно каждому сигналу – действие.
5. Сочетание перечисленных упражнений представляет собой наибольший интерес, однако к нему надо переходить только после прочного усвоения более простых упражнений: во время перемещения по сигналу – ускорение (имитация нападающего удара или остановка и передвижение в обратном направлении).
Упражнения для развития прыгучести
Эффективными средствами для развития прыгучести являются: скоростно-силовые упражнения с отягощениями; прыжки через препятствия; прыжки в глубину, которые служат сильным раздражителем нервно-мышечного аппарата и в большей мере обеспечивают проявление значительных явлений при отталкивании.
1. Лежа лицом вниз на подставке, туловище наклонено вперед, ноги удерживает партнер, руки за голову – прогибание и опускание корпуса. То же, с отягощением. То же, подбросить набивной мяч. То же, лежа лицом вверх – прогибание назад и сгибание.
2. Упражнения с отягощениями (мешок с песком, штанга). Масса отягощения устанавливается в зависимости от характера упражнения в процентах от массы тела волейболиста: приседание – до 80 %, выпрыгивание – до 40 %, выпрыгивание из приседа – до 30 % (пояс, манжеты на запястьях, голени у голеностопных суставов, жилет, куртка).
3. Прыжки из глубокого приседа через препятствия, количество препятствий 8–10, высота 0,5–0,6 м (в качестве препятствий натягивается бечевка, резина).
4. Напрыгивание на тумбу, сложенные гимнастические маты с постепенным увеличением высоты и количества прыжков подряд.
5. Спрыгивание (высота 40–80 см) с последующим прыжком вверх.
6. Серийные прыжки через препятствия, количество препятствий 8–10, их высота 0,6–0,7 м.
7. Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении, лицом вперед, боком и спиной вперед; то же, с отягощением.
8. Прыжки-многоскоки у щита с прикосновением на максимальной для занимающегося высоте.
9. Прыжки со скакалкой, поочередно на одной и двух ногах.
10. Стоя на гимнастических скамейках (подставках), держать гирю 16 кг в руках между скамейками. Глубокий присед, прыжок толчком двух ног с места вверх. Следить, чтобы спина и руки (в локтевых суставах) не сгибались.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приемов игры
Передачи и прием мяча
1. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание резинового кольца кистями рук (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
2. Отталкивание ладонями и пальцами от стены двумя руками одновременно и поочередно правой и левой рукой.
3. Упор лежа – передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте. То же, но передвижение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами.
4. Из упора присев, разгибаясь вперед-вверх, перейти в упор лежа, при касании пола руки согнуть.
5. Тыльное сгибание кистей (к себе) и разгибание, держа набивной мяч двумя руками у лица (движение напоминает заключительную фазу при верхней передаче мяча).
6. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками (вперед над собой) и ловля (особое внимание уделить заключительному движению кистей и пальцев).
7. Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование).
8. Многократные броски баскетбольного (футбольного, гандбольного) мяча в стену и ловля его, ведение мяча с ударом о площадку.
9. Поочередные броски и ловля набивных и баскетбольных мячей, которые со всех сторон бросают занимающемуся партнеры.
10. Многократные передачи волейбольного мяча в стену с постепенным увеличением расстояния до нее, передачи на дальность.
11. Многократные «волейбольные» передачи набивного, гандбольного, футбольного, баскетбольного мячей в стену.
Подачи мяча
1. Стоя спиной к гимнастической стенке, к которой прикреплен резиновый амортизатор, движение рукой как при подачах нижней прямой, верхней прямой и боковой.
2. Броски набивного мяча (1–2 кг) двумя руками из-за головы и снизу.
3. Броски набивного мяча одной рукой над головой, стоя лицом и боком.
4. Бросок гандбольного мяча через сетку из-за лицевой линии способами, указанными в предыдущем упражениях
5. Совершенствование ударного движения подачи по мячу на резиновых амортизаторах – многократно.
6. Подачи с максимальной силой в тренировочную сетку.
Блокирование
1. Прыжковые упражнения, описанные ранее, в сочетании с подниманием рук вверх с касанием подвешенного мяча.
2. То же, но с касанием волейбольного мяча, укрепленного на резиновых амортизаторах: с места, после перемещения, после повторов (различные сочетания), после прыжка в глубину (спрыгивания).
3. Стоя у стены (щита) с баскетбольным мячом в руках, подбросить мяч вверх и в прыжке двумя руками (ладонями) отбить его в стену в высшей точке взлета. То же, спиной к стене, по сигналу повернуться на 180˚ и в прыжке отбить его в стену, мяч набрасывает партнер.
4. Перечисленные упражнения, но после перемещения и остановки.
5. Передвижение вдоль сетки, лицом к ней, приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие исходного положения для блокирования.
6. Передвижение вдоль сетки, остановка и прыжок вверх с выносом рук над сеткой. То же, ладонями коснуться подвешенного над сеткой набивного (волейбольного) мяча.
7. Двое волейболистов стоят у сетки лицом к ней на противоположных сторонах площадки: один двигается приставными шагами с остановками и изменением направления, имитацией блока, другой старается повторить его действия.
8. Нападающий с волейбольным мячом перемещается вдоль сетки, выполняет остановки и в прыжке бросает мяч через сетку, «блокирующий» должен своевременно занять исходное положение и преградить блоком путь мячу.
II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ НАПАДАЮЩЕМУ УДАРУ УЧАЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ
2.1 Результаты исследования эффективности экспериментальной методики
Занятия в группах проводились три раза в неделю по 45 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. Всего было проведено 20 уроков. Распределение учебного материала выглядело следующим образом: на каждом занятие проходило обучение технике волейбола и развития физических качеств, особенно прыгучести.
Номер группы Количество нападающих ударов Количество технически правильных технически нападающих ударов Количество технически неправильных нападающих ударов % технически правильных ударов
1 34 28 6 83
2 30 16 14 57
Из полученных результатов видно, что почти все удары (83%) в 1 группе были выполнены верно, в второй же группе только 57% ударов отвечали требованиям техники.
Анализируя результаты проведенных нами исследований, можно утверждать, что результаты 1 группы при выполнении контрольных упражнений, а также в контрольной игре выше, чем результаты второй группы.
На тридцатом контрольном занятии при выполнении упражнения (нападающего удара) учащимися экспериментальной группы не было ни одного удара, выполненного технически неверно. Это свидетельствует о том, что учащиеся полностью овладели этим техническим приемом и в этом существенную роль сыграли подготовительные и подводящие упражнения, которые использовались при обучении.
Прочность овладения структурой удара в экспериментальной группе выше, нежели в контрольной, о чем свидетельствуют данные выполненного исследования.
1. Техника нападающего удара расчленяется на четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление. В свою очередь эти фазы состоят из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Такое деление техники нападающего удара на фазы и микрофазы соответствует смысловой структуре этого действия и позволяет полнее описать особенности отдельных движений.
2. В смысловой структуры нападающего удара выделяются три способа разбега при этом способе техники: скоростной, коррекционный и универсальный. Первый способ разбега применяется при «уверенном» выходе на удар, при втором происходит некоторое замедление (либо ускорение по ходу разбега (коррекция) при недостаточно точном определении момента удара, и в третьем сочетаются оба этих способа.
3. Важный вопрос начальной подготовки – одновременность или последовательность разучивания технических приемов. Опыт показывает, что обучение целесообразно начинать сразу всем основным способам игры: передаче мяча сверху, подаче, нападающим ударам. Передача мяча снизу и прием после подачи изучаются несколько позже, а блокирование – после того, как игроки научатся четко выполнять нападающий удар. Это способствует большому разнообразию обучения и содействует положительному переносу аналогичных двигательных навыков (в прямой передаче и в нападающем ударе).
4. При обучении нападающему удару рекомендуются упражнения на доставание баскетбольного кольца с имитацией удара; нападающий удар у стенки; нападающий удар в парах удары в парах в прыжке; выполнение обманных ударов в парах.
5. Занятия в 1 группе проводились три раза в неделю по 45 минут по общепринятой схеме. В связи с поставленными задачами, время отводимое на обучение нападающему удару было несколько увеличено и составляло 20% от общего времени занятия. По второй методике использовался расчлененный метод обучения. С этой целью, учитывая сложность способа, в определенной методической последовательности применялись подводящие упражнения для овладения отдельными фазами нападающего удара. Одновременно с этим для развития прыгучести в подготовительной части занятия систематически использовались подготовительные упражнения, направленные на развитие прыгучести волейболиста. В ходе экспериментальной работы применялась круговая тренировка на совершенствование нападающего удара (10 мин).
6. Результаты исследования показывают, что в процессе применения экспериментальной методики удалось повысить эффективность обучения нападающему удару школьников 13-14 лет. По сравнению с первой группой, во второй группе значительно возрос объем нападающих ударов (на 9,3%), тогда как в первой группе только на 3,6%. Количественный показатель эффективности нападающих ударов в первой группе увеличился на 32,1%, тогда как во второй группе прирост составил только 12,1%. По сравнению со второй группой, в первой группе показатель эффективности нападающего удара увеличился на 7,2%, что на 4,3% выше чем во второй группе, где он составил 2,9%.
ВЫВОДЫ.
Изучение литературы показало, что в настоящее время авторы признают большое значение подготовительных и подводящих упражнений при обучении двигательным навыкам.
Применение специально разработанного комплекса подготовительных и подводящих упражнений при обучении юных волейболистов технике нападающего удара способствует повышению педагогического процесса по данным контрольных упражнений.
Результаты контрольных соревнований свидетельствуют о том, что методика обучения нападающему удару в волейболе, включающая подготовительные и подводящие упражнения, способствует эффективности применения этого приема игры до 83%.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по физической культуре для 2 класса Конспект урока физической культуры для 6 класса. Основные элементы работы с мячом по мини-футболу Конспект урока по физкультуре во 2 классе школы 8 вида Из опыта работы учителя физической культуры. Ученики и физкультура
Опубликовано: 249 дней назад (31 марта 2016)
Просмотров: 687
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!