Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Рабочая программа по ИЗО 1 класс. ФГОС школа России Неменский
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государ¬ственного образовательного стандарта начального общего обра¬зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи¬тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», 2011 год., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Рассчитана на 31 час, 1 час в неделю.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Цели курса
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни.
Формирование навыков работы с различными художественными материалами
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностнозначимых смыслов.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколения¬ми. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в по¬вседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида тожественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и пони¬мать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин. глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате¬риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.)
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружаю¬щей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего от¬ношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так¬же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз¬мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего в 1 классе — 33 ч в год. Согласно календарному учебному графику работы МБОУ Граборовская НОШ на 2015-2016 г календарно-тематическое планирование составлено на 31 час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многооб¬разного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являют¬ся базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение ис¬кусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми про¬граммного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интере¬са к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адек¬ватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественно¬го образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмо¬циональному уподоблению — основа эстетической отзывчивос¬ти. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержа¬ние должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально -ценностных критериев жизни.

Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других на¬родов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического
отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и на¬выками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,
скульптуре, художественном конструи¬ровании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на
- ИКТ (цифровая фотогра¬фия, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразитель¬ной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (ди¬зайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуаль¬ных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружаю¬щего мира;
- применение художественных умений, знаний и представле¬ний в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоцио¬нально оценивать несколько великих произведений русско¬го и мирового
искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных ис¬кусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дея¬тельности различные художественные материалы и худо¬жественные
техники;
- способность передавать в художественно-творческой дея¬тельности характер, эмоциональные состояния и свое отно¬шение к природе,
человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду¬манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообра¬зие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красо¬те у народов мира, способности человека в самых разных природных
условиях создавать свою самобытную художест¬венную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художест¬венной культуры разных (знакомых по урокам) народов, пе¬редача
особенностей понимания ими красоты природы, че¬ловека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать кра¬соту городов, сохранивших исторический облик, — свидете¬лей нашей
истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выра¬жающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, кра¬соту внутреннего
мира человека.
В конце 1 класса учащиеся должны знать:
- три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
- названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
- синий + жёлтый = зелёный) и т. д.
- простейшие приёмы лепки.
В конце 1 класса учащиеся должны уметь:
- верно держать лист бумаги, карандаш;
- правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- применять элементы декоративного рисования кистью;
- применять простейшие приёмы лепки
Содержание учебного предмета
Раздел І «Ты учишься изображать» (8ч.)
Введение в предмет. Все дети любят рисовать.
Изображения всюду вокруг нас.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объёме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Обобщающий урок. Выставка работ.
Обобщающий урок. Выставка работ.
Раздел ІІ «Ты украшаешь» (8ч.)
Мир полон украшений.
Цветы.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Обобщающий урок. Выставка работ.
Раздел ІІІ «Ты строишь» (6ч.)
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разные.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Обобщающий урок. Выставка работ.
Раздел ІV «Изображение, украшение, постройка» (9ч.)
Какого цвета небо?
Деревья проснулись.
Деревья любуются своим отражением.
Птицы прилетели.
Мы изображаем весенние цветы.
Аппликация «Разноцветные букашки».
Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц».
Обобщающий урок. Выставка работ.
Здравствуй, лето! Итоговый урок-путешествие.

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
1.Примерные программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
2.Изобразительное искусство Л.А. Неменская Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011
3.Поурочные разработки по изобразительному искусству 1 класс Л.Ю. Бушкова.-М.: Вако, 2009г.
4.альбом
5.карандаш
6.ластик
7.краски акварельные
8.гуашь
9.цветные карандаши
10.фломастеры
11.гелиевые ручки
Скачать Рабочая программа по ИЗО для 1 класса

Рекомендуем посмотреть:

Рисование на тему Зима для детей пошагово Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему: Осень. Осенний пейзаж Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему: Мир ковров Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему: Красота народного костюма
Осення поделка "Семейка ежей" своими руками, 1 класс
Опубликовано: 389 дней назад (13 ноября 2015)
Просмотров: 1869
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!