Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Старший дошкольный возраст

«Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому…»

Задачи нравственно-патриотического воспитания в подготовительной группе
Данное пособие предназначено для реализации в подготовительной группе ДОУ. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, своей Родине.
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи
• Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению) моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогать ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).
• Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.
• Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
• Закреплять навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место.
«Наша страна».
Цель: выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области, областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб из частей картинки.
Динамическая игра «Герб России».
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил, поднять руки в стороны
Держит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный шаг на месте
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук впр. вл.
И копьё в руке блестит. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. поднять руки вверх
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ и РК (Путин, Шойгу, Медведев, Гапликов).
Материал: портреты известных соотечественников.
Ход игры: воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.



«Флаг Республики Коми»
Цель: Продолжать узнавать флаг и Республики Коми, дать значение полос на флаге.
Материал: картинка Флага Республики Коми.

«Герб Республики Коми»
Цель: закрепить представление детей о гербе Республики Коми; уметь выделять герб из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба в разобранном варианте.
Ход игры: детям предлагается рассмотреть герб республики Коми и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
«Путешествие по городам Республики Коми»
Цель: познакомить с городами Республики Коми.
Материал: презентация о городах.
Ход игры: воспитатель показывает детям презентацию достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Путешествие по родному селу»
Цель: продолжать знакомить с родным селом.
Материал: альбом фотографий родного села.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей села, предлагает назвать их.
Пословицы о Родине
• Родной край – сердцу рай.
• Нет в мире краше Родины нашей.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
• Одна у человека мать, одна у него и родина.
• У народа один дом – Родина.
• Нет сына без отчизны.
• Родина – всем матерям мать.
• Родина – мать, чужбина – мачеха.
• Береги Родину, как зеницу ока.
• Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
• Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
• Родная земля и в горсти мила.
• Всякому мила своя сторона.
• В своём доме и стены помогают.
• Дома и стены помогают.
• За морем теплее, а у нас светлее.
• И пылинка родной земли – золото.
• Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
• Дым отечества светлее чужого огня.
• На чужой стороне Родина милей вдвойне.
• Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.
«Расскажи о своей семье»
Цель: сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

«Моих родителей зовут…»
Цель: закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы, мяч.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы и других членов семьи.
«Оцени поступок»
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры: дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Комплименты»
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры: дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!» Далее ребенок обращается к ребенку, которого он держит за руку справа. Если ребенку трудно произнести комплимент, то ему помогают другие дети.
«Жилище человека»
Цель: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры: воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба…
Пословицы о семье
• Где любовь и совет, там и горя нет.
• Чужая жена всем девицей кажется.
• Жена не гусли, – поиграв, на стену не повесишь.
• Семья сильна, когда над ней крыша одна.
• Муж без жены – что гусь без воды.
• Краса до венца, а ум до конца.
• Слепой щенок и тот к матери ползет.
• Всякая невеста для своего жениха родится.
• Слава сына – отцу отрада.
• Кто родителей почитает , тот вовек не погибает.
• Молитва матери со дна моря вынимает.
• Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.
• Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка.
• Родительское благословение в воде не тонет в огне не горит.
• Братская любовь крепче каменных стен.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
«Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада.
Динамическая игра
«Что вы делали, ребята?» Как дела у вас, ребята?
Как вы время провели?
Как играли?
Что видали?
Что за день узнать смогли?
Руки вверх мы поднимали
-Раз, примерно, целых пять.
А подняв, не забывали
Опускать их вниз опять.
Поворачивали тело
То направо, то налево.
Это делали умело Саша, Таня, Мила, Варя...
Шишки дружно собирали
И в корзину их бросали. Вмиг окончили мы сбор,
Привели в порядок бор.
Попрошу я вас, ребята, рассказать мне по порядку, например, как вы сегодня утром делали зарядку.
Подъём рук рывком над головой - на вдохе, плавное опускание на выдохе.
Повороты в стороны, руки на поясе.
Энергичные наклоны туловища вперёд.
«Профессии»
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать - отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
Дидактическая игра по ознакомлению с истоками русской народной культуры
«Русские матрёшки»
Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Русская матрёшка - чудный сувенир
Прославила Россию и покорила мир.
Красой твоей любуемся,
Мы взор не отводя.
Матрёшка-чудо-куколка
Все любим мы тебя!
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного
края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают Рассказывает о ее целебных свойствах.
«Малая красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.
Материал: «Малая красная книга»,
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них

«Птицы».
Цель: продолжать знакомить детей с птицами. Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки животного мира.
Ход игры: воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.

«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

Похожие записи:

Пособие по патриотическому воспитанию для детского сада. Моя Россия День Победы в детском саду в подготовительной группе. Отчёт Дидактические игры на развитие формирования звукового анализа для детей 3-5 лет Конспект НОД в старшей группе. Звуки речевые и неречевые
Консультация для родителей в детском саду. Воспитание любви к Родине | Конспект осеннего экологического развлечения в старшей группе «В гостях у Лесовичка»
Опубликовано: 151 день назад (21 декабря 2017)
Просмотров: 2916
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!