Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Игры с буквами и словами для учащихся 1 класса

Дидактические игры по русскому языку, 1 класс.
Автор: Черноусова Светлана Александровна, учитель начальных классов ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4»

Цель: обобщение и углубление знаний учащихся по русскому языку.

Задачи:
• в игровой форме повторить материал, изученный на уроках русского языка;
• способствовать обогащению словарного запаса детей;
• развивать устную речь учащихся, фонематический слух школьников;
• развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
• воспитывать любознательность, интерес к изучению русского языка.

Описание: Игра является ведущей деятельностью детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Развитие познавательной активности и положительного эмоционального отношения к предмету у детей идёт эффективнее, если регулярно использовать на уроках наглядно-дидактический и игровой материал.

Назначение: подборка игр будет полезна учителям начальных классов, воспитателям группы продлённого дня, учащимся младших классов, родителям.

Кто лучше знает алфавит?
Каждый играющий должен наизусть правильно назвать все буквы русского языка по порядку. Класс оценивает работу и определяет победителя.

Прочитай без запинки!
На доске записаны 2 группы согласных букв, названия которых вызывают затруднения у детей.

Играющие выходят к доске парами. Первый ученик называет буквы из 1 группы, второй ученик – из 2 группы. Класс оценивает качество ответов.

Составь из букв слова
Из букв, данных на слайде, нужно составить слова.

По первым буквам составьте слово
На слайде изображены предметы. Нужно взять первые буквы из названий предметов и составить из них слово. Побеждает ученик, который первым составит слово. Получается слово ЯКОРЬ.

Изографы
Найти все буквы, изображенные на картинке.

Буква заблудилась
Учитель напоминает детям про то, что слова складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям стихотворение:
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Забежала в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
Послушайте внимательно следующие стихи и скажите, какая буква заблудилась так, что изменила слово.
1. Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.

2. На виду у детворы
Крысу красят маляры.

3. Сели в ложку и айда,
Плаваем туда-сюда.

4. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.

5. Тает снег, течёт ручей,
На ветвях полно врачей.

Слова-перевёртыши
На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны переставить буквы так, чтобы получились слова.

Получаются слова: кукла (кулак), лиса, книга

Составь слово
Группам учащихся раздаются буквы из разрезной азбуки. Каждый ученик получает по 1 букве. Нужно построиться возле доски так, чтобы получилось слово.

Например, слова: мама, зима, школа.

Что за слово?
Задача играющих — расшифровать и записать 3 слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите.

Победителем считается ученик, первым расшифровавший все три слова (алфавит, букварь, грамота).

Оживи алфавит
За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их в тетради. Победителем считается ученик, подобравший слова к наибольшему числу букв алфавита.

Кто быстрее соберет?
На доске выставлены вперемешку предметные картинки с одно-, двух- и трехсложными названиями предметов: КИТ, ТОПОР, МОСТ, КАРАНДАШ, АВТОБУС, РАК, ПИЛА, СТАКАН, ГОЛУБИ, ВОРОБЕЙ, ТИГР, КОНЬ, РАМА, ШАРЫ, БАРАБАН, СОВА, СТОЛ, КУРЫ, ПОПУГАЙ, СЛОН, ЛАСТОЧКА, МАК, КУКЛА, САМОЛЕТ, ЧАЙНИК, ЛИНЕЙКА, ЛУК, ДОМ, ЛОЖКА, СОРОКА.
Один из играющих подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй — с двухсложными, третий — с трехсложными. Класс проверяет и оценивает результаты работы.

Примечание. Игру можно повторить, заменив полностью или частично состав предметных картинок.

Путаница
На доске записаны слова с измененным порядком слогов.

Нужно записать слова в тетрадь, восстановив правильный порядок слогов. Побеждает ученик, правильно записавший все слова.

Отгадай секрет
На доске записаны «заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог.

Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог.

Как перенести?
Каждый игрок команды получает карточку со словом, которое он должен записать на доске, разделив черточками для переноса. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.

Слова для игры: МАЛЬЧИК, ЗАЙЧИК, ПИСЬМО, ЧАЙНИК, ЗВЕРЬКИ, РУЧЕЙКИ; ПАЛЬТО, МАЙКА, ШКОЛЬНИК, ЧИТАЙТЕ, ОКУНЬКИ, ЧАЙКА; УГОЛЬКИ, ШУБЕЙКА, БОРЬБА, ЗАЙКА, КОЙКА, КОНЬКИ.

Такая же игра проводится на более сложном материале со словами: РУЖЬЁ, ПРЕМИЯ, АТАКА, СЕСТРА, ШЕЯ, СТУЛЬЯ, КОСТРЫ, ЗАТЕЯ, ЗМЕЯ, КОПЬЁ, УТОЧКА, СУДЬЯ, УГОЛЬКИ, ЗОЯ, БЕЛЬЁ, БЫСТРО, КОЛЬЯ, АРМИЯ.

Вышиваем слова
Слова можно «вышивать крестиком». Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный — маленьким, например: X х — ШКОЛА, х х X — ПЕТУШОК и др.
Играющие под диктовку обозначают крестиками ударные и безударные слоги в словах ШКОЛА, МАМА, ПАРТА, РУКА, КОЗА, ДОСКА, ОКНО, КОРОВА, ЯГНЁНОК, УТЯТА, КОТЯТА, КОТЁНОК, СОБАКА, ПЕТУШОК, КОЛОБОК, КОЗОЧКА, УТОЧКА, КОШЕЧКА, МЕДВЕЖОНОК, ИНДЮШОНОК, ПОРОСЁНОК.

Три «О»
На доске в 3 столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:

Необходимо вставить пропущенные гласные и записать получившиеся слова.

Удачи всем в изучении русского языка!

Рекомендуем посмотреть:

Логические задачи и упражнения для 1 класса

Похожие статьи:

Сценарий игровой программы для учащихся 1 класса

Интеллектуальная игра для 1-2 классов

Сюжетно-ролевая игра для 1 класса. Этикет за столом

Занимательные игры для детей 7-8 лет

Задания «Соедини по точкам» для детей 6-8 лет

Детская открытка к 8 марта. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото.
Опубликовано: 270 дней назад (13 марта 2016)
Просмотров: 5602
+18
Голосов: 18
Комментарии (16)
Нина Михайловна Мищенко # 13 марта 2016 в 17:47 +3
Светлана Александровна, заглянула к Вам в гости! Нужное и полезное мероприятие Вы опубликовали! Хорошо, что знания учащихся по русскому языку вы формируете в интересной игровой форме, используя наглядно-дидактический и игровой материал. Это очень здорово!
Думаю, что Ваш игровой материал будет востребован многими педагогами. Голос!!!
Ольга Сергеевна Дьякова # 13 марта 2016 в 19:03 +3
Светлана Александровна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 13 марта 2016 в 20:49 +3
Светлана Александровна, Вы подобрали замечательные игры с буквами и словами на обобщение и углубление знаний учащихся по русскому языку. Данные игры развивают мышление, внимание, способствуют обогащению словарного запаса детей. Уверена, данным материалом воспользуются многие коллеги. Примите голос!
Альбина Анатольевна Печникова # 13 марта 2016 в 21:18 +6
Светлана Александровна! Вы стараетесь способствовать обогащению словарного запаса детей,развивая устную речь учащихся, их фонематический слух.Похвально, ведь это развивает орфографическую зоркость, память, внимание ребят, что само по себе уже ценно! Понравилась ваша увлечённость предметом, этим вы тоже воспитываете любознательность и интерес детей к изучению русского языка.Молодец! v Голос! + 4
Татьяна Петровна Медведева # 14 марта 2016 в 14:43 +6
Светлана Александровна, добрый день. Рада познакомиться с вашей новой разработкой "Игры с буквами и словами для учащихся 1 класса". Очень полезный, нужный и содержательный материал. Вы подобрали интересные игры для обобщения и углубления знаний учащихся по русскому языку. Хорошо, что знания учащихся вы формируете через игру. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Уверена, данный материал будет востребован коллегами. Примите от меня пятёрочку!
Алла Ивановна Ефимова # 14 марта 2016 в 22:53 +5
Шикарная работа, материал очень интересный, увлекательный. Замечательные задания.
Уверена, дети с огромным удовольствием принимали активное участие. Старались правильно выполнить задания. Красочное оформление.
Принимайте голос.
Татьяна Викторовна Грищенко # 15 марта 2016 в 14:11 +3
Материал очень интересный, увлекательный. Замечательные задания. Добротная работа. Голос
Евдокия Ивановна Киселева # 15 марта 2016 в 21:37 +4
Светлана Александровна, заглянула к Вам на урок! Нужное и полезное мероприятие Вы опубликовали! Хорошо, что используете наглядно-дидактический и игровой материал. Это очень здорово! Принимайте голос!
Ольга Владимировна Гудым # 24 марта 2016 в 16:06 +1
Случайно заглянула к вам на огонек. Понравился ваш материал. Задания разнообразные, интересные и увлекательные. Яркое оформление. С удовольствием отдаю голос в вашу копилку. Удачи вам.
Валентина Валерьевна Саясова # 24 марта 2016 в 19:57 +1
Здравствуйте, Светлана Александровна. Моя младшая дочка первоклашка и некоторые ваши задания мы опробовали. Интересно! Спасибо за предоставленный материал и за помощь нам, родителям!
Елена Всеволодовна Ксеник # 29 марта 2016 в 17:15 +1
Светлана Александровна!Спасибо за прекрасную подборку игр!Примите голос!!!
Тамара Владимировна Самойленко # 10 апреля 2016 в 00:14 +1
Светлана Александровна. Примите мой голос. Мне Ваша работа понравилась, хотя для моихдеток 8 вида они не под силу.
Ольга Леонидовна Рукавишникова # 26 апреля 2016 в 21:39 +1
Светлана Александровна! Спасибо за интересные игры со словами и буквами, некоторые и дошкольникам будут под силу, обязательно использую в развлечениях! Принимайте голос!
Марина Леонидовна Стрелкова # 27 апреля 2016 в 18:29 +1
Материал очень интересный, увлекательный.
Вера Александровна Павлухина # 2 июня 2016 в 19:03 +1
Добрый вечер, Светлана Александровна. Интересный и занимательный материал, способствующий развитию учебной мотивации, который будет полезен многим читателям. С удовольствием голосую.
Наталья Валентиновна Мелихова # 6 июня 2016 в 23:56 +1
Добрый вечер, Светлана Александровна! Вы предложили нам для обзора занимательный, увлекательный, красочный материал, способствующий развитию познавательной активности, фонематического слуха, внимания и обогащению словарного запаса детей. Примите мой голос!