Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

План конспект урока технологии, 4 класс на тему: Кувшин

Урок технологии на тему «Кувшин» (Лепка из глины)
План – конспект урока
Цели и задачи:
- Познакомить детей с некоторыми элементами быта разных народов, способствовать развитию особого художественно-эстетического восприятия мира, расширять детский кругозор.
- Формировать художественную культуру учащихся.
- Учить организовывать свою деятельность.
- Развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства и понимание прекрасного.
- Воспитывать любовь к творчеству, доброжелательное, уважительное отношение к народному творчеству, стремление к созиданию через собственный труд.
Цель для учащихся:
Научиться лепить кувшин, передавая характерные особенности.
Совершенствовать технические приёмы лепки из целого куска глины.

Межпредметные связи технологии с обществознанием, изобразительным искусством.

Оборудование:
- глина (вымешанная),
- стеки,
- клей в баночках,
- баночки для воды,
- тряпочки (сухая и влажная),
- таблицы с образцами узоров для украшения поверхности глиняных изделий,
- горшочки (демонстрация этапов выполнения работы по изготовлению глиняных горшочков).
Ход урока:
I. Актуализация знаний.
Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
- Все мы знаем, что издавна человек не может обходится без посуды. В быту посуда просто необходима; в ней едят, готовят, хранят пищу. Скажите в чем подают на стол воду, соки, молоко?
- Чем отличается кувшин от графина?
Графин.
Когда-то его называли "карафин". Слово это довольно старинное, берёт корни из арабского языка. Предполагают, что происходит от арабского глагола "черпать". Но сейчас графинами ничего не черпают. Графины, как правило, выглядят как некий сосуд, представляющий собой два соединённых между собою элемента. Это нижняя часть (вместилище для жидкости) и верхняя (удлинённое горлышко). Третий элемент - это крышка в виде пробки. Она является отдельным элементом и тоже чаще всего бывает стеклянной. Самое его первое и главное отличие от кувшина в том, что графин ни ручки не имеет, ни носика для более удобного переливания из него жидкости в другие посуды.
Кувшин.
Он может быть очень похожим внешне на графин. Но есть и отличия:
Кувшины могут быть глиняными, а графины нет. Кувшины и с ручками бывают, и с носиками. А у графинов их нет.
III. Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе.
- Перед работой давайте вспомним правила работы Т.Б.:
- Куда кладём вымешанную глину? (На дощечку).
- Что делать с грязными руками? (Вытереть салфеткой).
- Как работать со стеками? (Не ковыряться в зубах, не размахивать в разные стороны и т.д.).
- Можно ли толкать соседа локтем? (Нет. Можно нечаянно нанести травму).

Порядок изготовления горшочка:
- от целого куска отщипнуть маленький кусочек, скатать шарик, отложить;
- из оставшейся глины скатать шар;
- сделать донышко;
- методом вдавливания большим пальцем в середине шара сделать углубление;
- методом расплющивания вытянуть стенки шара и придать изделию форму горшочка;
- сформировать горлышко и носик;
- загладить водой;
- привести руки в порядок (вытираем по очереди мокрой, а потом сухой тряпочкой);
- из маленького шарика скатать колбаску, придавая форму ручки;
- приклеить к горшочку, прижать.

Беседы к уроку
- У разных народов могут быть разные формы кувшина, в основном, из-за разного назначения кувшинов. Различают следующие виды кувшинов:
— Кувшин для воды, молока - низкий, широкий, округлый.
— Кувшин для сока, компота - удлиненной формы с крышкой.

- У украинцев - куманец — глиняный сосуд для воды, кваса. Куманец был символом украинской ярмарки, самобытной украинской жизни. Такой куманец, да не один, а несколько сразу, одевали на палку двое молодцов и разносили по базару с шутками и прибаутками. Куманец поворачивали на палке, не снимая ее с плеч, поэтому делался он похожим на бублик. Впоследствии куманец стали делать уже без дырки «от бублика», а сам куманец превратился в флягу.

- На Кавказе родники были местом встреч молодых людей, где нередко горцы подыскивали себе невест, а кувшин являлся носителем деликатной информации об его владелице.
Так, обладательница изящного сосуда с утонченным горлышком - незамужняя девушка, а сосуд с коротким горлышком и менее изящной формы говорил о том, что его хозяйка замужем. Заигрывать с ней или отпускать вслед комплименты считалось верхом неприличия.

- Давным-давно, приблизительно в 10 веке, через Астрахань проходил Великий Шелковый путь - это дорога, по которой шли караваны с товарами из стран Востока в Европу. Проходил он через Среднюю Азию, а затем по побережью Каспийского моря. По морю везли товары на кораблях, а по пустыне на верблюдах, которых тоже называли кораблями. Астрахань была пристанищем, торговой точкой и таможней. Но до Астрахани надо было добраться. Труднее всего было купцам в пустыне, если заканчивалась вода. Вот и решили азиаты в пустыне, в городе Карши, создать гончарную мастерскую - это помещение, где из глины делают посуду: кувшины, пиалы, подносы из глины. Изготавливают они посуду или вручную, или при помощи гончарного круга. Изготавливали эти мастера кувшины. Только были эти кувшины с загадкой. Они были огромных и небольших размеров. Большие кувшины имели размеры в несколько метров. Их называли хумы. Эти кувшины находились по самое горлышко в мокром песке, поэтому вода в них всегда была холодная. Кувшины средних размеров наполняли этой водой и продавали путникам, проезжавшим по Шелковому пути. Купцы помещали кувшины с водой в мешки, свисавшие с боков верблюдов.
IV. Подведение итогов урока.

Список использованной литературы
1. Лариш Цецилия Сам себе гончар. Москва: Изд-во Аркаим, 2004.
2. Яковлев С.М. Волшебная глина. Смоленск: Изд-во Русич, 2001.

Рекомендуем посмотреть:

Медведь из глины или пластилина. Мастер-класс Подкова из глины своими руками Панно из глины на тему: Дары Осени. Мастер-класс с пошаговыми фото. Дымковская барыня из глины своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Подкова из глины своими руками | Лепка из глины "Подсолнух"
Опубликовано: 293 дня назад (1 октября 2017)
Просмотров: 717
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!