Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Экспериментирование в детском саду

Экспериментирование в ДОО
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е. Тимирязев

Всем известно, что маленькие дети любознательны. В процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности.
Экспериментирование - метод обучения, с помощью которого педагог придаёт познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
В процессе организации познавательно – экспериментальной деятельности предполагается решение следующих целей: (слайд)
1. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
Из поставленных перед нами целей вытекают следующие задачи: (слайд)
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
3. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
4. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: (слайд)
• констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям детей.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».

В процессе работы я поняла, что одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей среды. Среда должна создавать условия для:
- возможности действий с природным и рукотворным материалом;
- систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- усиление интереса к явлениям природы;
- поиску ответов на интересующие ребёнка вопросы и постановке новых проблем.
Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создавать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы. Условия для экспериментирования в нашем детском саду созданы, но не в полной мере. Большинство демонстрационного и раздаточного материала сделанного своими руками, например такие как:
- Картотека экспериментов; Ребенок приступает к поиску нужной ему карточки. Быстрому поиску помогают цветные символы, сделанные в виде картинки, аппликации в правом верхнем углу карточки. Например, опыты, направленные на исследование и проведение экспериментов с природными явлениями, обозначаем картинкой «дерево», с жизнедеятельностью человека – «фигурка человека», воз-дух – картинка «облако», вода – «капельки дождя», грунт – «квадрат черного цвета» и т. п.
Таким образом, цветные картинки-символы на карточках помогают ребенку быстро сориентироваться в поисках той или иной области познания информации, по которой у ребенка возник вопрос, проявился интерес. Например, в карточках могут содержаться такие вопросы: почему человек храпит? как определить возраст рыбы? узнать, как желтеет газетная бумага? и т. п.
- Выделены центры экспериментирования. Для изучения содержания имеющихся центров экспериментирования, мы использовали критерии, предложенные Л.Н. Прохоровой:
- открытость, доступность детям;
- популярность, степень использования детьми;
- состояние документации (планирование, конспекты занятий, схемы-карточки, фиксация результатов);
- эстетичность материала;
- участие родителей (фото)
- Создана комната для ознакомления с окружающим миром, где находятся материалы для демонстрации детям; (фото)
- Используются информационные технологии (видео, презентации); (слайд)
За короткий период педагогической деятельности я пришла к выводу о том, что в процессе совместной экспериментальной деятельности у детей появляется огромный интерес к знаниям, которые они получают через этот вид познавательной деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Инклюзивное обучение в детском саду посредством игры Работа с семьей в условиях села Справка по результатам комплексной проверки ДОУ Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору

Похожие статьи:

Игры для развития детей 3, 4 лет

Опыты. Игры – эксперименты для детей 5 лет

Правила поведения на водоемах весной
Опубликовано: 3635 дней назад (8 мая 2014)
Просмотров: 13294
+5
Голосов: 5
Комментарии (5)
Ольга Ивановна Марченко # 9 мая 2014 в 07:59 +1
Полезный и нужный материал по экспериментальной деятельности в детском саду! Вы, умница!
Наталья Валентиновна Моисеева # 11 мая 2014 в 12:03 +1
Надежда, очень правильно проводить с детьми эксперементирования разной направленности. У детей появляется интерес выявлять новые свойства предметов, изучать различные явления. Спасибо за нужный и полезный материал! Примите мой голос!
Надежда Валерьевна Шерстобитова # 11 мая 2014 в 19:52 0
Спасибо большое!
Елена Владимировна Щербакова # 5 апреля 2016 в 23:13 0
Здорово придумано обозначение картотеки опытов
Наталия Александровна Федореева # 19 мая 2017 в 09:18 0
Очень занимательно!!!