Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД в подготовительной группе ко Дню космонавтики

Космическая экспедиция для детей 6-7 лет «Земля - Марс»
Автор: Денисова Ольга Николаевна - МБДОУ № 52 города Димитровграда Ульяновской области, воспитатель подготовительной к школе «В» группы компенсирующей направленности для детей ТНР.
Данная непосредственно организованная деятельность предназначена в качестве итоговой по лексической теме «Космос», где интегрируются образовательные области: «Познание» (ознакомление с окружающем, ФЭМП), «Речевое развитие», для детей 6-7 лет.
Цель: Обобщить знания детей о космосе; звёзды, планеты, тела, объекты.
Задачи:
1. Закрепить название и количество планет Солнечной системы. Расширить и обобщить представления детей о космосе, в частности о планете Марс- 4 планете Солнечной системы. Уточнить различия в космических объектах рукотворных и нерукотворных: комета, метеорит, астероид, спутник планеты и искусственный спутник.
2. Проверить усвоение детьми знаний по ФЭМП: количественного и порядкового счета в пределах 20, обратного счета от 10; умение составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание; узнавать и называть цифры в пределах 20, понимать зависимости их расположения при перечислении предыдущего и последующего чисел; закрепить умение ориентироваться на плоскости листа в клетку (графический диктант «Ракета» Приложение № 5). Закрепить навыки временных представлений: год, сезон, месяц, неделя, сутки; знание названий геометрических фигур - плоскостных и объёмных;
Активизировать познавательную и речевую активность: умение отвечать на вопрос полным ответом, строить сложные предложения с союзом (а…, потому, что…) и однородными членами предложения, доказывать своё мнение, строить догадки и выстраивать логические цепочки при решении поисковых вопросов.
Активизация словаря: орбита, спутник, ударная буря, климат, комета, астероид, метеорит;
3. Мотивировать детей не перебивать друг друга, не выкрикивать с места ответ, продолжать развивать усидчивость, внимание, память.
Предварительная работа: чтение детской литературы Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине», Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», М. Погорелова «Кто такой Гагарин?»; просмотр презентации «Экспедиция на Марс», написание графических по другим темам диктантов, рассказ воспитателя о Марсе (приложение № 1), с/р игра «На ракете».
Оформление помещения: модель Земли- глобус, вращающийся светильник «Звёздное небо», 2 магнитные доски, на переднем наборном полотне плоскостные модели планет Солнечной системы, висящие звёзды, сюжетный бортик ракеты, объёмные модули: призма, арка, конус, цилиндр,2 полшара; стулья в 2 ряда, мультипроектор и экран для показа презентации; портреты космонавтов: Ю. Гагарин, В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров.
Материал к НОД: мяч, фуражка командира, бейджики с именем ребёнка и профессией (Ринат Ш. борт - инженер), по числу детей папки – наборные полотна с цифрами и знаками: «Арифметические задачи составляем, примеры решаем», ребусы, перфокарты, портреты космонавтов, карандаши, листки в клетку
Алгоритм деятельности:
1.Приветствие гостей, улыбнулись гостям, друзьям, пожали руки друг другу.
Какой праздник отмечаем 12 апреля? Хотите отправиться в космическое путешествие? Куда? На Марс?
Организовать экспедицию трудно или легко? Для чего полетим? Значит цель экспедиции узнать о Марсе как можно больше. Чтобы полететь в экспедицию необходимо размяться.
2. Разминка: Организация детей вокруг себя кругом. Речевое игровое упражнение с мячом «Какая, какой, какие» экспедиция (какая? долгая, большая, ответственная, научная, оживлённая, многоплановая, трудная, опасная, интересная, загадочная, длительная, захватывающая, долгожданная, великая)
3. Кто должен быть участниками экспедиции: космонавты + ученые физики, биологи, химики, инженеры, конструкторы….(портреты космонавтов: Ю. Гагарин,)В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров.

Юрий Гагарин
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель. (В. Степанов)
4. Какие качества человека должны быть у космонавта? (сильные, мужественные, храбрые, ответственные, подготовленные, серьёзные, умные, добрые) вспомним пословицы. Пословицы, где есть числа:
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Одна правда на свете живет.
Один раз не в счет.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Хвастуну цена — три копейки.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Как телеге пятое колесо.
За семью морями.
Семеро одного не ждут.
Старый друг лучше новых 2
Делу время, а потехе – час
1 голова – хорошо, а 2 лучше
7 раз отмерь, 1- отрежь
5. Есть ли жизнь на Марсе? Закрепим признаки живых организмов.
-Дышат, двигаются питаются, размножаются
Значит, чтобы человек существовал на планете нужен воздух (без него человек может прожить 3 минуты), вода (без которой существует человек7 дней), еда или пища (без которой может обойтись человек 30 дней). Главное правило в любой экспедиции - безопасность людей.
6. Как добраться? На чём мы полетим? - на ракете. Строительство ракеты V модулями. Назначение командира…атрибуты (раздача бейджиков и команда занять свои места)
7.Обратный отсчёт 10… 0; наклон назад имитация сильных нагрузок.
Через 20 секунд выход на орбиту. Порядковый счёт - индивидуальное задание (Таня Г.)

ЛЕТИТ КОРАБЛЬ (читает воспитатель)
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой! (В. Орлов)
На орбите можно снять шлемы, отстегнуть ремни - явление невесомости.
Подвижная игра «1,2,3 космическая фигура замри»:
Правила игры ведущий отворачивается - дети принимают разнообразные позы и замирают выигрывает -тот кто принял самую интересную позу и дольше всех её сохранял. Позы принимать только после сигнала: 1,2,3-космическая фигура замри.
8.Чем можно заняться пока находишься в полёте? Если до Марса лететь 2 года.

Марс
Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
(Автор неизвестен)
Играть, читать, спать, есть, экспериментировать, учить стихи, конструировать, рисовать, петь, отгадывать ребусы и т.д.
9. Игра «Что? Где? Когда?»
Правила: по цепочке дети называют объекты космоса, наречия пространственного расположения, наречия времени. 1 ребёнок что? (Земля), 2 ребёнок где? (сзади), 3 ребёнок - когда? (сейчас),4-что? Луна 5-где? (слева)7- когда? сию минуту, и т.д.
Что: названия планет, комета, астероид, солнце, луна;
Где: внизу, вверху, вдали, вблизи, прямо, рядом, где-то…;
Когда: сейчас, сию минуту, скоро, завтра, послезавтра, через год, через сутки… в понедельник, вторник….
Физкультминутка «Звездочёт» (Приложение 2)
Ведущий предлагает сесть за столы, на которых разложен раздаточный материал
10. Ребусы задания в парах за столами: 1) по первым буквам прочитать слово;
11. «Логическая цепочка» по перфокарте см приложение №4
12. «Решение задач» с помощью наборного полотна в папке:
Для успешного полёта ракеты необходимо 4 ступени, отделяются и сгорают 3. Сколько остаётся? -1
На орбите работают 2 спутника, запустили ещё 1. Сколько спутников стало работать на орбите? -3
В экспедицию на Марс готовится группа из 12 человек, отсеют как запасных 5 космонавтов. Сколько космонавтов полетят в экспедицию?
Для 6 космонавтов приготовили 7 скафандров. Хватит ли скафандров для всех космонавтов?
13. Игровое упражнение: Что лишнее?
- Земля, Марс, Плутон, Венера, Юпитер, Меркурий, Луна?
Ответы детей Лишнее -Луна, потому что названы все планеты, а луна - спутник Земли
- космодром, иллюминатор, космонавт, шлем, скафандр, мотоцикл;
Лишнее слово мотоцикл, потому что это вид транспорта, а остальное - предметы, связанные с космосом
-цирки, каньоны, моря, горы, дом?
Лишнее слово-дом, потому, что это жилище, а остальные слова характеризуют поверхность планет.
- спутник, ракета, орбитальная станция, луноход, марсоход, эсминец?
Лишнее слово-эсминец, потому, что это морской военный корабль, а остальное космическая техника;
Тренажёр, штанга, центрифуга, скакалка, груша, лупа? (поисковая ситуация)
Лишнее слово-лупа, потому, что это предмет для исследования, а остальное обозначает спортивные атрибуты (или атрибуты для занятия физическими упражнениями). Груша-имеется в виду боксёрская.
Ю. Гагарин, В. Терешкова, Леонов, Совицкая, Н. Комаров, Л.Н. Толстой
Все космонавты, а Л.Н. Толстой – писатель.
14. Внимание, внимание (слышится голос в рупор) На связи Земля, ответьте Земле. Приказано вернуться обратно, на Марсе сильнейшая буря длительность которой 3 месяца, как слышите, приём…
Решение Командира после совещания с коллегами: принято единогласно - Мы возвращаемся:
Чтобы развернуться, нужно правильно начертить ракету. За столами выполняется графический диктант: «Ракета» Приложение № 5.
Оценка: все выполнили графически диктант у большинства симметричные половинки ракеты. Выполнили верно!
Командир: «За герметизировать (закрыть) шлюзовые камеры (-дети составляют стульчики рядом), занять команде свои места(рассаживаются), пристегнуть ремни безопасности, раскрыть солнечные паруса, включить ускоритель – обратный отсчёт 10,9…
При 0 отсчёте – Дети жужжат, шипят, звенят имитируют вхождение капсулы в слои атмосферы-приземление.
Итог: как «Мозговой штурм»
Почему не удалось приземлиться на марсе? Буря-торнадо.
Что могло случиться с космическим кораблём и людьми? Унесло в открытый космос.
Сколько весит человек на Марсе, если здесь он 100 кг- 38кг.
Сколько раз возможно приземление на Марсе - 1 раз в 2 года.
Сколько длятся сезоны на Марсе? Они длиннее в 2 раза
Сколько длится год- 687 дней?
Что тяжелее Марс или Земля? -Земля в 10 раз.
Можно ли дышать на Марсе? нет воздуха. Азот составляет 78 %, кислород 21%, другие газы 1%
Можно ли существовать на Марсе? нет, температура днём +20 0, а ночью - 90 0
Итог деятельности: Экспедиция завершена, выполнено: Главное правило в любой экспедиции - безопасность людей. Хоть до Марса не долетели, но у нас много времени чтобы активно готовится, тренироваться, развиваться, получать специальность, некоторые станут космонавтами и долетят до Марса, так как сейчас никто ещё там не был, Вы будете первыми открывателями!
Длительность: 45минут

Рассказ воспитателя о Марсе:
Марс считается сухая и мёртвая планета. Но на ней работают 2 марсохода и 3 орбитальных аппарата.
Они исследуют поверхность, фотографируют, берут пробы грунта, благодаря данной техники мы многое узнали о Марсе. На Марсе есть высохшие русла рек, есть каньоны и долины, даже горы. Учёные обнаружили разную поверхность и разделили поверхность Марса на районы: Сидоки (где рельеф поверхности лежит складками, которые напоминают лицо человека. Долго учёные не могли понять что это, узнали только недавно при получении снимков на современной технике с марсоходов - просто рельеф местности;) район пирамиды, бассейн Хеллас, где часты ударные бури.
Например: Вулкан Олимп - высота 27.000 м Это гора самая высокая в Солнечной системе; Долина Маринера длина 4000 м и глубина 7000м.Есть спутники: Фобос и Деймос. Фобос находится очень низко от Марса и продолжает сближаться по 10 мм в год. Скоро упадёт.

Приложение 2

Физкультминутка «Звездочет»
На Луне жил звездочёт
смотят в телескоп
Он планетам вёл учет
Показ в небо рукой
Меркурий - раз;
Описать круг руками
Венера – двас - Хлопок!
3 - Земля, 4 - Марс
Присесть
5 - Юпитер, 6-Сатурн
Наклон впараво - влево,
7 - Уран, 8 - Нептун
Наклон вперёд,прогиб -назад,
9 - дальше всех Плутон,
Прыжок
Кто не видит - выйди-вон!
Развести руки в стороны
Приложение 4






Приложение 5

Рекомендуем посмотреть:

Игра для детей подготовительной группы на День космонавтики. Сценарий Развлечение для детей подготовительной группы. Солнечная система Спортивный праздник ко Дню космонавтики для подготовительной группы детского сада. Сценарий Конспект по познавательному развитию на тему: Космос в подготовительной группе
Детская открытка ко Дню Матери в детском саду своими руками. Мастер-класс | Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе детского сада
Опубликовано: 213 дней назад (8 мая 2016)
Просмотров: 326
Рубрика: НОД
+1
Голосов: 1
Комментарии (1)
Наталья Викторовна Бурдейная # 9 мая 2016 в 11:18 0
Прекрасный сценарий, и даже подборка наглядности есть. Молодец!
Мой первый голос. smile