Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Литературный бал в школе. Сценарий

Сценарий бала в стиле XIX века «Литературный бал для школьников»
Цель: создание условий для развития творческой личности.
Задачи:
• познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века;
• развивать эстетический вкус;
• формировать у обучающихся социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
• воспитывать духовную культуру обучающихся.
Оборудование:
• ноутбук;
• столы;
• настольные игры, свечи;
• платок для игры в «жмурки»;
• записки с заданиями для игры в «фанты»;
• тексты пожеланий.
Домашнее задание:
Ход мероприятия.
Играет музыка. Гости собираются в зале, расходятся по местам.
По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала.
За кадром
И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.
Выходят концертмейстер и ведущая. Звучит торжественная музыка.
Концертмейстер:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем балу. Бал – это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века.
Ведущая: Для юной девушки, которую начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье и будет много света. И она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она грациозная, легкая… Вспомните бал Наташи Ростовой.К балу готовятся – ведь это целый спектакль. И чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.
Концертмейстер:
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
Ведущая:
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры.
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.
Концертмейстер:
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты.
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты.
Ведущая:
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало.
Концертмейстер:
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался!

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.
СЦЕНА №1
Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».
Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары.
1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.
1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие, правила.
2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.
2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.
1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!
1-я дама: О времена, о нравы!
2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.
2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.
Пары уходят. Выходят ведущие.

Ведущая: Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
Концертмейстер:
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущая: Мы открываем бал!
Концертмейстер:
По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
Ведущая: На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей).
Концертмейстер:
Участники бала:

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.
Ведущая:
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

ПОЛОНЕЗ
Церемониймейстер: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Церемониймейстер: Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.
Ведущая: В исполнении …… звучит РОМАНС

Церемониймейстер: Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию любимые «Фанты».
Ведущая: (раздаёт листочки с заданиями). На листочках бумаги написаны задания, которые вам предстоит выполнить. Итак, приступим. Я обожаю эту игру! Это так весело!
Церемониймейстер: Большое спасибо! Мы вдоволь повеселились!
СЦЕНА № 2
К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.
Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной он танцы танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!
Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.
Церемониймейстер: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.
Ведущая: Какой прекрасный вечер! Таинственные свечи, романтическое настроение.. Так хочется закружится в танце!
Церемониймейстер:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой
Кружится вальса вихорь шумный
Чета мелькает за четой.
Вальс, господа! Вальс!
ВАЛЬС

Церемониймейстер: То был вальс прелестный, да то был дивный вальс. Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.
Ведущая: Кокетку 19 века невозможно представить без веера. Каждая красавица знала правила обращения с веером.

КОНКУРС «ЯЗЫК ВЕЕРА»
Вам предстоит перевести на язык веера следующие фразы:
— “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
— “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
— “Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
– “Я хочу с тобой танцевать“ – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
— “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
— “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.

РОМАНС
Ведущая: Как прекрасны девушки на балу, как интересны и галантны кавалеры! Дамы старались привнести в свой наряд что-то особенное, отличительное. Специально для нашего бала каждый присутствующий также изготовил бутоньерки. Что они означают вы узнаете прямо сейчас!
Церемониймейстер:
незабудка твердит: «Помни меня»;
василёк означает нежность и счастье;
белая роза – юность и очарование;
колокольчик – радостная новость;
камелия – восхищение, совершенство.

Молодые люди могут преподнести свои бутоньерки девушкам.
СЦЕНА № 3 «РАЗГОВОР ДВУХ ВЛЮБЛЕННЫХ»
Он: В который раз беспомощно пьянею
В родные, глядя, милые глаза…
Хотел бы я любить тебя еще сильнее,
Да только жаль, сильней уже нельзя!..
Она: Сильней нельзя! Да, я, поверь, согласна!
Не потому, что нет сильней любви!
А потому, что нет ведь больше счастья,
Чем просто заглянуть в глаза ТВОИ!
В них просто раствориться без остатка,
Поняв одно: ты – рядом, ты – со мной!
Любовь, мой Милый, до безумья сладка,
И мне не надо никакой другой!..
Он: О, как я счастлив, быть с тобою рядом,
И наслаждаться близостью твоей…
Мне в этой жизни ничего не надо,
Лишь знать, что будешь навсегда моей!..
Она: Я обещаю, Милый, так и будет –
Твоей я буду, ты же – мной любим!
И что бы ни случилось в этой жизни,
Любовь с тобой мы нашу сохраним!
И заглянув в глаза с тобой друг другу,
Пусть, даже через много долгих лет,
Поймем, Любимый, мы с тобой одно лишь:
Дороже этих глаз на свете нет!..

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАДМИНТОН

Церемониймейстер: На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
Ведущая: (удивлённо) Вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
Церемониймейстер: именно посоревноваться, …….! Потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 2 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" в двух раундах! Приглашается по 2 человека от отряда.
Ведущая: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.
1. Маяковский - (Владимир Владимирович)
2. Достоевский - (Фёдор Михайлович)
3. Грибоедов - (Александр Сергеевич)
4. Тургенев - (Иван Сергеевич)
5. Куприн - (Александр Иванович)
6. Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
7. Державин - (Гавриил Романович)
8. Ахматова - (Анна Андреевна)
Церемониймейстер: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:
1. Война – и мир.
2. Герой – нашего времени.
3. Записки – охотника.
4. Тихий – Дон.
5. Сказка о попе – и работнике его Балде.
6. Бедная – Лиза.
7. Слово – о полку Игореве.
8. Мастер – и Маргарита.
Церемониймейстер: Мазурка! Мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!
Ведущая: Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Церемониймейстер: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Ведущая: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!
Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка!

МАЗУРКА
Церемониймейстер: Ни один бал не обходился без игр. Наиболее любимой были всем известные «Жмурки».
Ведущая: Мы приглашаем 8 человек для игры. Дамы и кавалеры, не стесняемся!
«ЖМУРКИ»

РОМАНС

Церемониймейстер:
Ведущая:
СЦЕНА № 4
Дама 1: А, месье ……! Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?
Он: Да, ну, конечно, … кто же сравнит с Петербургом…(Берёт стул, садится в центр бала). Эх, что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только войду куда-нибудь, уже все говорят: «Вон, говорит, ….., идёт».
Дама 2: Скажите так! Подумать только!
Он: С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные там водевильчики пишу. Моих, впрочем, сочинений много, там «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол». Уж и названий даже не помню… И всё случаем: не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, напишите что-нибудь!» Думаю себе, ну, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях!
Дама 3: Так, верно, и «Евгения Онегина» вы написали?
Он: Да, это моё сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Дама 1: Я думаю, там со вкусом и великолепием балы даются…
Он: Просто и не говорите! На столе, например, арбуз… в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижу… Я всякий день на балах. Там у нас и компания своя составилась: французский посланник, немецкий, английский и я! А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся… Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно жжжжжж. Иной раз министр: жжжжжжж. Мне даже на пакетах пишут: «Ваше Превосходительство». Меня сам Государственный совет боится! Я такой! Я говорю всем: «Я сам себя знаю!»Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас в фельдмаршалы произведут!!!
КОНКУРС «КОМПЛИМЕНТ»
Приглашаем по 2 человека от отряда.
Ваша задача – всем присутствующим дамам говорить комплименты. Победителем станет команда, которая дольше всех продержится в соревновании.

Ведущая: Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.
Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Котильон»!

КОТИЛЬОН
РОМАНС
Церемониймейстер: Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!
Ведущая: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом! Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» — опухшие ступни и растянутые связки.
Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

ПОЛЬКА

Ведущая: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вносятся подносы с записками. Каждый гость берет записку.
ПОЖЕЛАНИЯ НА ПОДНОСЕ

Тексты пожеланий:
• «Выбрав дорогу, не сворачивай»
• «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»
• «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
• «Не забывай о себе!»
• «Помни, пущенная стрела, не возвращается!»
• «Найди счастье в дне сегодняшнем!»
• «Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
• «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
• «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
• Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
• «То, что вас ждет, будет прекрасно!»
• «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
• «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
• «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Церемониймейстер:
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущая:
Довольны все: и стар, и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро!

Церемониймейстер: Наш бал завершает танец галоп.
Ведущая: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!
Церемониймейстер: Галоп, господа!

ГАЛОП
Церемониймейстер: Господа, наш бал окончен. До скорой встречи!

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий творческого отчёта дома детского творчества Посвящение в кружковцы. Сценарий праздника Сценарий отчетного концерта в доме детского творчества Сценарий творческого отчёта дома детского творчества
Сценарий театрализованной программы для школьников. Народный календарь | Краеведческая конференция. Сценарий
Опубликовано: 263 дня назад (4 сентября 2017)
Просмотров: 3416
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Ольга Владимировна Бородачева # 4 сентября 2017 в 18:40 0
Замечательный бал на современный бал, столько разных приемов, чувствуется очень большая подготовка материала, думаю ребятам было очень интересно, голосую с удовольствием, желаю удачи....
Светлана # 15 мая 2018 в 19:43 0
Сердечно благодарим Вас за высокий уровень подготовки сценария. Он нам очень пригодился.