Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Дополнительная общеразвивающая программа для детского сада

Формирование правильного пищевого поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации (дополнительная общеразвивающая программа)
Содержание
1. Пояснительная записка …………3
2. Учебный план ………………8
3. Учебно-тематический план ………………9
4. Содержание программы …………11
5. Список литературы ………………………………….13
Пояснительная записка
Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны. Во многом здоровье человека определяется качеством его питания в детском возрасте [2].
Известно, что дошкольный возраст сопровождается интенсивным ростом организма, бурным течением обменных процессов, развитием и совершенствованием функций многих органов и систем, что требует достаточного поступления качественных пищевых веществ. Кроме того, модель пищевого поведения также формируется в дошкольном возрасте [12].
Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, медиков, педагогов и психологов. Изучением особенностей питания дошкольников занимались В. А. Квитковская, О. А. Маталыгина, Н. Ю. Минина, Н. А. Сташевская и др. Вопросы организации рационального и сбалансированного питания детей в ДОО рассматривались в работах А.С. Алексеевой, В. Г.Алямовской, И.Я. Конь, М. В. Лещенко и др.
Под культурой питания мы, согласно А.И. Пальцеву, понимаем сознательно грамотно организованное удовлетворение пищевых потребностей [17].
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни детей. Формирование культуры здорового питания должно начинаться в дошкольном образовательном учреждении и продолжаться на протяжении всего периода обучения с учетом возрастного подхода.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления:
1) рациональную организацию питания в дошкольном образовательном учреждении;
2) включение в воспитательно–образовательный процесс образовательных программ по формированию культуры здорового питания;
3) просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений.
Только сочетание всех направлений работы поможет создать в дошкольном образовательном учреждении и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Для успешной адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира необходимо умение вести здоровый образ жизни, одним из условий которого является правильное сбалансированное питание. Изучение основ рационального питания человека дает правильное и полное представление о пище и питании, как одном из важнейших факторов, обеспечивающих здоровье дошкольников. Настоящая программа предлагает освоить принципы рационального питания и культуры питания в современных условиях. В настоящее время как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с детства. Поэтому значительную помощь детям в решении этой задачи должно оказать дошкольное образовательное учреждение.
Данная программа «Формирование правильного пищевого поведения
у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся один раз в неделю. Представленный материал может использоваться:
- в рамках дополнительной работы;
- как дополнительный материал в ходе организации НОД по образовательным областям в соответствии с основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации (ДОО);
- при проведении викторин, конкурсов, экскурсий;
- комбинированно: часть тем включается в дополнительную работу, а часть рассматривается в ходе НОД.
ДОО представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у дошкольников требуемые навыки и стереотипы. В ДОО существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно дошкольный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
В рамках данной программы, посвященной вопросам здорового питания и культуры питания, дети старшего дошкольного возраста получат основные сведения по диетологии, достаточные для того, чтобы ответственно относиться к правильному питанию, а также знания о влиянии питания на физическое и умственное развитие человека. При изучении программы дошкольники приобретут умение принимать самостоятельные решения, научатся выбирать здоровую пищу, составлять индивидуальное меню и применять полученные знания в своей дальнейшей жизни. На занятиях рассматриваются вопросы, связанные с питанием и здоровьем людей разных национальностей, народные традиции как неотъемлемая часть общей культуры личности. Рациональное питание - это, прежде всего, забота о себе, своей психике и своем интеллектуальном потенциале, которая помогает на долгие годы сохранить ясность мысли, быстроту реакции, прекрасную память, способность справляться со стрессами и преодолевать любые препятствия.
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей, повышение качества жизни, посредством приобщения к здоровому питанию и культуре питания.
Задачи:
1) формирование здорового образа жизни;
2) развитие интереса детей к занятиям по культуре питания;
3)формирование у дошкольников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
4)повышение компетентности сотрудников ДОО в вопросах рационального питания дошкольников;
5)обновление информационной среды учреждения по организации рационального питания дошкольников;
6)разработка и внедрение эффективных форм сотрудничества с родителями в практику по преемственности организации питания детей в домашних условиях и ДОО.

Формирование культуры питания у дошкольников может быть реализовано через три основных направления:
1. Формирование представлений о строении органов пищеварения и значении правильного питания для работы всего организма и отдельных внутренних органов, а также о роли пищевых веществ для нормальной работы и развития каждого живого организма.
2. Формирование представлений о пользе различных продуктов и блюд.
3. Воспитание культуры поведения за столом. Соблюдение гигиенических требований.
Ожидаемые результаты:
- повышение внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- улучшение состояния здоровья дошкольников;
Дошкольник умеет:
- соблюдать элементарные правила режима питания;
- пользоваться столовыми приборами;
- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
- соблюдать правила этикета во время приема пищи;
- соблюдать правила гигиены и осознавать значение их соблюдения для здоровья человека.
Учебный план.
№ Название раздела Всего часов В том числе
теория практика
1 Раздел 1. «Моя внутренняя кухня» (Система органов пищеварения) 12 6 6
2 Раздел 2. «Потолкуем о полезной пище» 12 7 5
3 Раздел 3. «Правила этикета при приеме пищи» 12 7 5
4 Итого 36 20 16
Учебно-тематический план.
Название раздела (темы) Всего В том числе
Теория Практическая деятельность теория практика
1
Раздел 1. «Моя внутренняя кухня» (система органов пищеварения)
12 6 6
1.1. «Кто в первой комнатке живет» «Язык и его функции»
(Ротовая полость) Составляем карту рецепторов языка 2 1 1
1.2. «Зубы и их функции» Отгадывание кроссворда 2 1 1
1.3. «Гигиена ротовой полости» Выступление агитбригады «Здоровые зубки» (Приложения 1, 2) 2 1 1
1.4. «Удивительные превращения пирожка» (пищевод, желудок и их назначение) 2 1 1
1.5. «Путешествие по извилистым коридорам внутренней кухни» (тонкий и толстый кишечник, печень) 2 1 1
1.6. «Моя внутренняя кухня» (совместная деятельность, конструирование) 1 - 1
1.7. Итоговое мероприятие «Органы пищеварения» 1 1 -
2
Раздел 2. «Потолкуем о полезной пище»
12 7 5
2.1. Злаки
(Приложения 3, 4) Игра «Накорми куклу», игра «Назови крупу и кашу»
2 1 1
2.2. Фрукты, овощи, ягоды Игра «Фрукты – овощи – ягоды», сюжетно-ролевая игра «Овощной огород», «Во саду ли, в огороде..» 2 1 1
2.3. Рыба
(Приложения 5,6,7) Рисуем рыб 2 1 1
2.4. Молочные продукты Лаборатория чудес (опыты с молоком) 2 1 1
2.5. Напитки Чудеса кока-колы, эксперименты 2 1 1
2.6. Мясные продукты Лепка из соленого теста 2 1 1
2.7. Итоговое занятие Викторина «Продукты питания»
1 1 -
3
Раздел 3. «Правила этикета при приеме пищи»
12 7 5
3.1. Что такое этикет? (вводное) Игра «Согласен – не согласен» 2 1 1
3.2. Правила поведения за столом Игры, инсценировка 2 1 1
3.3. Сервировка стола Игры, сервировка стола 2 1 1
3.4. Традиции разных народов Игра-викторина «Кухни разных народов» 2 1 1
3.5. Гигиена Чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр»,рисование на тему «Руки мой перед едой»
2 1 1
3.6. Правила поведения в общественных местах питания Игра «Кафе» 2 1 1
3.7. Итоговое Презентация «Семейные традиции» 1 1 -
Содержание программы
Раздел 1. «Моя внутренняя кухня» (Система органов пищеварения).
Знакомство с функциями языка и зубов.
Как необходимо ухаживать за ротовой полостью?
Вторая и третья комнатка внутренней «кухни» человека: пищевод и желудок, их назначение.
Правила жевания и глотания пищи.
Извилистые коридоры внутренней «кухни» человека (тонкий и толстый кишечник).
Раздел 2. «Потолкуем о полезной пище».
Злаковые культуры, откуда к нам хлеб пришёл, почему полезны каши?
Где «живут» фрукты, овощи, ягоды. Что такое витамины?
Рыбы морские и речные. Почему рыбные блюда полезны? Разнообразие рыбных блюд.
Как работает фермер, «режим дня» коровы, разнообразие молочных продуктов и их польза.
Полезные и вредные напитки.
Разнообразие и польза мясных продуктов.
Раздел 3. «Правила этикета при приеме пищи».
Откуда пришло слово этикет в русский язык. Воспитанный человек, какой он? Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Как сидеть за столом, как вести застольную беседу, как пользоваться столовыми приборами и чего нельзя делать за столом. Вежливые слова благодарности.
Как сервировать стол на каждый день, на праздник. Что такое шведский стол?
Культура питания разных народов, особенности природных условий данных регионов и их влияние на культуру питания.
Почему нужно мыть руки перед едой? Зачем повару колпак? Почему продукты хранятся в холодильнике?
Как вести себя в кафе, ресторане, столовой. Как правильно сделать заказ блюд. Что такое меню? Блюда первые, блюда вторые, десерт.
В приложениях к данной программе представлены авторские методические разработки, содержащие теоретические вопросы по культуре питания, а также практические материалы, предназначенные для работы с детьми и родителями.
Список литературы
1. Алексеева, А. С. Организация питания детей в дошкольном учреждении [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / А. С. Алексеева, Л. В. Дружинина, К. Ладодо. – М. : Просвещение, 1990. – 210 с.
2. Алексеева, Р. Г. Особенности формирования основ правильного питания в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Р. Г. Алексеева : выступление на педагогическом совете из опыта работы. – Режим доступа: – Загл. с экрана.
3. Алферова, Е. С. Здоровое питание – здоровье каждого (Библиотека общероссийского общественного движении «За здоровую Россию») / Е. С. Алферова и др. – М., 2005. – 136 с.
4. Все о здоровом образе жизни. Пер.с анг. Изд. дом «Ридерз Дайджест», 1998. – 404 с.
5. Диетология: Руководство. 2-е изд./ под ред. А. Ю. Барановского. – СПб: Питер, 2006. – 960 с.
6. Зайцев, Г. К. Твое здоровье: Укрепление организма / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. Худ. О.Р. Гофман.- СПб.: Акцидент, 1998. – 112 с.
7. Застольный этикет [Эл. ресурс] //
8. Казин, Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: ведение в общую и прикладную валеологию: Учеб.пос. для студ. Высш. уч. заведений. Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 192 с.
9. Книга о вкусной и здоровой пище/ под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. И. М. Скурихина. М. : Колос, 1999. - 368 с.
10. Лифляндский, В. Г. Витамины и минералы От А до Я / В. Г. Лифляндский. – СПб. : Изд. дом «Нева», 2006. – 640 с.
11. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
12. Маталыгина, О. А. Все о питании детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Маталыгина, Н. Е. Луппова. – М. : Фолиант, 2009. – 272 с.
13. Обухова, Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников / Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 6 с.
14. Обреимова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин. Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 376 с.
15. Основные правила застольного этикета [Эл. ресурс]
16. Павлоцкая, Л. Ф. Физиология питания / Л. Ф. Павлоцкая, Н. В. Дуденко, М. М. Эдельман – М.: Высшая школа, 1989.
17. Пальцев, А. И. Системообразующие ценности евразийской (российской) цивилизации [Текст] /А. И. Пальцев//Власть. 2011. - № 4. - С. 42 – 46.
18. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.: ил.
19. Правила поведения в кафе и ресторане [Эл. ресурс]
20. Питание и здоровье: Пособие для учителей/ Сост.: Хорунжина С. И., Шибанова Н. Ю., Пермякова Л. В., Кардашева М. В., Руднева Е. Л., Борискина Т. М. – Кемерово, 2007. – 87 с.
21. Правила поведения за столом [Эл. ресурс] //
22. Правила поведения за столом [Эл. ресурс] //
23. Скурихин, И. М. Все о пище с точки зрения химика / И. М. Скурихин, А. П. Нечаев. Спр.изд. – М.: Высш. Шк. 1991. – 288 с.
24. Серенко, А. Д. Миф о рациональном питании. Пособие для тех, кто решает проблему избыточной массы тела / А. Д. Серенко. Новокузнецк, ОАО «Новокузнецкий полиграфкомбинат». 1999. – 80 с.
25. Сервировка праздничного стола. Москва. Внешсигма АСТ, 2000. – 159 с.
26. Трушкина, Л. Ю. Гигиена и экология человека / Л. Ю. Трушкина, А. Г. Трушкин, Л. М. Демьянова. Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448 с.
27. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры – занятия / авт.-сост. М. Н. Сигимова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 166 с.
28. Этикет: правила поведения в кафе и ресторанах [Эл. ресурс]

Рекомендуем посмотреть:

Программа тренинга для родителей и детей 5-7 лет Конспект ОД в старшей группе о пользе рыбы для здоровья человека Рекомендации для родителей "Как помочь ребенку полюбить рыбные блюда?" Программа для детского сада «Использование элементов твистинга в работе с дошкольниками в детском
Конспект ОД в старшей группе о пользе рыбы для здоровья человека
Опубликовано: 265 дней назад (21 марта 2016)
Просмотров: 480
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!