Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Эссе педагога дополнительного образования «Игра на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля»

Эссе на тему «Игра на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля»

Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Аннотация. Публикация предназначена для знакомства с использованием игровой деятельности на занятиях объединений по интересам. Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и воспитателей дошкольных учреждений.

Цель: пропаганда использования игровой деятельности учащихся на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля.

Задачи: способствовать созданию правильных представлений об игре, как о форме организации обучающего процесса; показать её возможности и перспективы.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.

В раннем детстве с первыми проблесками сознания входит в мир человека представление об игре. Игра сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В современных условиях решение проблем организации и осуществления процесса воспитания и обучения учащихся, направлено на реализацию потребностей растущей личности в общении, идентификации со сверстниками, самореализации и самоутверждении.
На основе игровой деятельности формируется воображение, которое позволяет ребенку производить в своих действиях перенос свойства одних вещей на другие. На этой базе у него формируется характер человеческих отношений, открываются возможности получения новых знаний.
Основными функциями игры являются: познавательная дидактическая, коммуникативная, стимулирующая, технологическая, психотерапевтическая. Другими значимыми характеристиками игровой деятельности выступают ее процессуальность – игра является одновременно пространством и проявлением детской культуры, соединяет в себе процессы педагогического косвенного воздействия с процессами самоопределения и самореализации ребенка.

Игровая деятельность является универсальным средством для оказания детям всесторонней помощи по формированию ценных личностных качеств, развитию способов мышления и деятельности, самореализации.
Цель педагога – приобщить ребят к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усвоить программный материал.
Задача педагога состоит в том, чтобы пробудить интерес к чему-то и направить его в правильное русло.
Правильно подобранные игры помогают учащимся последовательно усвоить намеченную программой объединения систему знаний.

Однако, на мой взгляд, сегодня недостаточно полно используется потенциал игры в процессе воспитания и обучения учащихся.
Игры, прежде всего, должны быть доступны детям. Они должны соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, возрастным особенностям.
Чтобы сделать игру правильно, необходимо заготовить в достаточном количестве материал, продумать подведение результатов.
Познавательные игры требуют особой осторожности, трудные и непосильные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь необходимо соблюдать принцип - от простого к сложному. Если у учащегося появляется вера в свои силы, это значит, что цель игры будет достигнута.
В зависимости от целей и задач конкретной темы и содержания изучаемого материала можно применять игровой элемент на любых этапах занятия в объединениях по интересам.
Примером использования игрового момента в начале занятия может служить игра «Да-Нет», используемая при изучении темы «Цветковые растения» (объединение по интересам «Занимательная биология») (http://kladraz.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/konspekt-zanjatija-cvetkovye-rastenija-obedinenija-po-interesam-zanimatelnaja-biologija.html), которая помогает протестировать знания ребят о растениях.
Иногда имеет смысл провести всё занятие в виде цепочки игр. Например, занятие «Бегом по миру зверей» (объединение по интересам «Занимательная биология») (http://kladraz.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/konspekt-zanjatija-begom-po-miru-zverei-obedinenija-po-interesam-zanimatelnaja-biologija.html) состоит из цепочки игр, в результате которых учащиеся изучают разнообразие млекопитающих Республики Беларусь.
В плане развития учащихся важно на этапе изучения нового материала чаще ставить их в положение исследователей и открывателей научных фактов для самих себя. На таких занятиях ребята получают новые знания в интересной и занимательной форме. Примерами таких форм проведения занятий могут служить заочные путешествия, интеллектуальные или ролевые игры.
Наибольшее значение имеет игровой момент для закрепления и обобщения материала. Это различные викторины, конкурсы. Например, на занятии по теме «Животные луга» (объединение по интересам «Экологический экспресс») (http://kladraz.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/konspekt-zanjatija-zhivotnye-luga-obedinenija-po-interesam-yekologicheskii-yekspres.html) во время контрольно-коррекционного этапа учащимся можно предложить поиграть в зоологическое лото для закрепления знаний о видовом составе животных луга.
Иногда оправдано проводить целое итоговое занятие в виде игр, таких, как «Поле чудес», «Своя игра». Например, после большой темы «Сказочная экология» (объединение по интересам «Занимательная биология») организовать эколого-познавательную программу «История домового и других сказочных героев» (http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologo-poznavatelnaja-programa-istorija-domovogo-i-drugih-skazochnyh-geroev.html).
На таких занятиях дети совмещают игру с закреплением программного материала, расширяют и дополняют свои знания.
Очень хорошо привлекать лучших учащихся к подготовке и проведению игр на занятиях. Это углубляет их собственные знания и стимулирует других. Ребята с удовольствием готовят викторины (http://kladraz.ru/blogs/oksana-anatolevna-danilchenko/yekologicheskii-turnir-mir-zhivotnyh.html), ребусы, кроссворды.

Для дошкольников и младших школьников можно использовать минутки подвижной игры. Например, игра «Кролики и волк» (приложение) способствует привлечению интереса к образу жизни волка и кроликов, а также дает ребятам психологическую разрядку.
Таким образом, игры служат источником приобретения новых знаний, развивают навыки и умения познавательной деятельности учащихся. Игра – это один из эффективных способов организации работы с учащимися в дополнительном образовании. В процессе использования игровой деятельности постоянно открываются новые возможности для педагога и учащихся.

Приложение
КРОЛИКИ И ВОЛК

Правила: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают кроликов. На одной стороне площадки кладут обручи-домики.
Вначале игры кролики стоят в домиках. Волк находится на противоположном конце площадки-овраге. Педагог говорит: «Кролики скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк».
Кролики выпрыгивают из обручей и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, «щиплют траву» и оглядываются в поисках волка.
Педагог произносит слово «Волк», волк выходит из «оврага» и бежит за кроликами, стараясь их поймать, коснуться. Кролики убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть.
Пойманных кроликов волк отводит к себе в овраг.
После того, как волк поймает 2-3 кроликов, выбирается другой волк.

Рекомендуем посмотреть:

Эссе педагога дополнительного образования. Музыкальное воспитание Эссе воспитателя ДОУ. Моя педагогическая философия Эссе педагога дополнительного образования "Твин Пикс": обещанное возвращение состоялось!

Похожие статьи:

Экологические игры для младших школьников

Беседа по географии в начальной школе

Беседа путешествие в начальной школе

Игра путешествие в гости к Берендею

Игра викторина по экологии, 3 класс

Экологическая акция для школьников | Командно - познавательная экологическая игра для учащихся 5-7 класса
Опубликовано: 159 дней назад (18 декабря 2017)
Просмотров: 977
+45
Голосов: 45
Комментарии (46)
Виктория Александровна Лутковская # 18 декабря 2017 в 14:08 +5
Здравствуйте,собранный методический материал будет полезен педагогам при разработке конспектов мероприятий и при подготовке проектов. Большой диапазон игр. Удачи Вам и вашим коллегам!
Ольга Владимировна Бородачева # 18 декабря 2017 в 14:27 +6
Замечательный материал, большая коллекция идей позволит педагогам пополнить сою коллекцию новинками игр, заметно что вы провели трудоемкую работу по сбору информации, голосую с удовольствием...
Наталья Васильевна Дегтярцева # 18 декабря 2017 в 16:04 +4
Интересный, развивающий материал.Думаю, что он будет востребован педагогами.
Марина Викторовна Вицкова # 18 декабря 2017 в 18:25 +4
Интересная публикация! голос
Елена Леонидовна Уточкина # 18 декабря 2017 в 19:29 +7
Спасибо, Оксана Анатольевна, за интересный материал. Игры действительно очень важны - они помогают сделать занятия или уроки яркими и разнообразными. Принимайте голос!
Марина Александровна Андронова # 18 декабря 2017 в 20:00 +7
Оксана Анатольевна,добрый вечер! Данный материал будет востребован педагогами. У дошкольников вся работа строиться на играх. Дети очень любят игры. Ваши игры будут интересны для детей Голос!!!
Валентина Ивановна Понакшина # 18 декабря 2017 в 20:01 +6
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Очень важная и интересная тема Вашей работы. В игре развивается воображение, фантазия, легко усваивается сложный материал. С удовольствием голосую.
Елена Юрьевна Деришева # 18 декабря 2017 в 20:34 +4
Голос.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 18 декабря 2017 в 20:52 +6
Тема важная, актуальная. Игра интересная, развивает творчество и фантазию детей. Прекрасные иллюстрации. Голос!
Ольга Алексеевна Татаренко # 18 декабря 2017 в 22:27 +8
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Ваша публикация мне очень понравилась. Четкость, последовательность и логичность изложения материала подкупает. Интересно, актуально и полезно. С удовольствием отдаю свой голос!
Татьяна Витальевна Руднева # 18 декабря 2017 в 23:00 +6
Уважаемая Оксана Анатольевна! Игра у дошкольников является доминирующим видом деятельности. Младшие школьники уже не могут уделять играм столько же времени, но такой вид обучения является очень эффективным. Игры помогают ненавязчиво и без особого напряжения усваивать изучаемый материал, поэтому их роль трудно переоценить. Ваша публикация очень полезна для педагогов, поэтому я с удовольствием голосую за неё. Удачи Вам!
Галина Владимировна Козюкова # 19 декабря 2017 в 03:11 +6
Оксана Анатольевна, спасибо, что поделились с коллегами своим опытом. Считаю, что данный материал будет полезен для всех. Вы поднимаете важную тему. Младшие школьники с удовольствием принимает участие в таких играх и получают знания по экологической направленности. Тема охватывает большой материал, который изложен интересно, доступно. Голосую и желаю успехов в работе.
Елена Ивановна Буторина # 19 декабря 2017 в 07:32 +6
Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Мне понравилось в Вашем эссе то, что в качестве примеров вы ссылаетесь на собственные публикации. Тема, безусловно, необходима в образовательной деятельности. Поэтому примите голос поддержки за Вашу публикацию. Всего Вам доброго! С уважением, Елена Буторина.
Оксана Анатольевна Данильченко # 19 декабря 2017 в 12:26 +4
БОЛЬШОЕ ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВАШИ КОММЕНТАРИИ!
Вера Александровна Павлухина # 19 декабря 2017 в 12:44 +3
Оксана Анатольевна! Интересный и очень полезный материал. Голос.Беру на заметочку. Спасибо Вам.
Елена Ивановна Каменева # 19 декабря 2017 в 17:07 +3
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна! Ваша публикация мне очень понравилась. Игра для дошкольников - ведущий вид деятельности, поэтому ваш материал будет полезен и востребован.Четкость, последовательность и логичность изложения материала отличает вашу методическую разработку. Голос!
Венера Жантемировна Сокурова # 19 декабря 2017 в 19:25 +3
Замечательно, очень интересно! Голос! Творческих успехов вам!
Елена Афанасьевна Семенова # 19 декабря 2017 в 23:23 +3
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Ваш материал интересен, доступен, познавателен.В игре у детей развивается воображение, фантазия, легко усваивается сложный материал, а тема экологии в этом году особенно актуальна. Голос вам.
Нелли Александровна Долженкова # 20 декабря 2017 в 08:18 +3
Здравствуйте! Отличный материал Вами подобран. Удачи Вам и голос!
Елена Викторовна Гончаренко # 20 декабря 2017 в 14:00 +3
очень интересный материал.
Оксана Анатольевна Данильченко # 20 декабря 2017 в 19:51 +3
Спасибо Всем!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 20 декабря 2017 в 23:22 +4
Оксана Анатольевна публикация СУПЕР v В игре обучающий потенциал и это замечательно! +20
Гульнара Руслановна Курманова # 21 декабря 2017 в 10:43 +3
Увлекательная, занимательная и чудесная работа! Голосую с удовольствием, дальнейших творческих успехов!
Тамара Александровна Новичкова # 21 декабря 2017 в 19:46 +4
Игра необходима в образовательном процессе. Через игру вы приобщаете детей к активному обучению, пробуждаете интерес к изучению программного материала. Игра сплачивает детей. Вы подобрали интересный материал, который прочитала с удовольствием. За что вам спасибо, Оксана Анатольевна! Голос.
Вера Анатольевна Варенцова # 21 декабря 2017 в 23:34 +5
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Материал, представленный Вами, интересный и актуальный. Понравилось то, что описание игр сопровождается пояснениями и методическими рекомендациями, собственными наблюдениями и выводами. Спасибо за обобщённый ценный опыт! Желаю успехов и голосую!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 декабря 2017 в 12:56 +3
Большое спасибо Всем.
Мне очень важно Ваше мнение!
Юлия Вяльцева # 23 декабря 2017 в 15:55 +4
Оксана Анатольевна! Ваши размышления о пользе игры, как о форме организации обучающего процесса заслуживают внимания. Примите голос! Желаю успехов!
Алла Алексеевна Кондратьева # 23 декабря 2017 в 18:33 +6
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский.
Игровая форма – одна из выгодных форм для формирования у учащихся мотивации к изучению школьных предметов, повышения грамотности, развития речи, внимания, мышления и памяти. Примите голос!
Ирина Борисовна Порхачева # 23 декабря 2017 в 20:37 +2
Публикация очень позновательная, много интересных игр!Возьму себе в копилку.Голосую! Желаю удачи и всего доброго!
Елена Адриановна Репянская # 24 декабря 2017 в 00:49 +2
Оксана Анатольевна! Ваша публикация мне очень понравилась. Голос!
Виктория Олеговна Ляпина # 24 декабря 2017 в 10:54 +3
Добрый день! очень понравилась ваша публикация. Вы ведете интересную и важную работу по экологическому воспитанию. Мой голос
Любовь Евгеньевна Дайлиденок # 24 декабря 2017 в 14:02 +1
Спасибо за приглашение. Очень интересный и познавательный материал. Примите голос.
Ольга Васильевна Сульдина # 24 декабря 2017 в 15:59 +2
Спасибо за приглашение, Оксана Анатольевна!Тема очень актуальная,нужная.Примите голос.Желаю успехов
Светлана Александровна Баскакова # 24 декабря 2017 в 19:21 +2
Оксана Анатольевна,добрый вечер!Публикация озвучена понятным и доступным языком. Тема действительно очень актуальна и важна для всех педагогов без исключения. Продолжайте играть и развивать познавательную деятельность детей на своих занятиях. Голос и пожелания удачи во всех начинаниях!!!
Мария Владимировна Комбарова # 25 декабря 2017 в 12:42 +2
примите голос)
Ольга Сергеевна Кириллова # 26 декабря 2017 в 08:05 +2
Оченьинтересная и познавательная игра. мне очень будет полезна в работе. голос
Елена Ивановна Кремень # 26 декабря 2017 в 22:23 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересно и познавательно. Удачи и примите голос!
Галина Васильевна Егорова # 1 января 2018 в 18:20 +2
С интересом прочитала ваш материал. Очень полезную информацию вы представили читателю! Все написано правильно, приведены занимательные варианты игры в процессе обучения и воспитания. Ваше объединение помогает детям раскрыть свои способности и стремления. Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 января 2018 в 12:35 +1
Большое спасибо Всем!
Ольга Ивановна Марченко # 8 января 2018 в 17:17 +1
Спасибо, Оксана Анатольевна, за значимый и интересный материал для педагогов. Примите мой голос!!!
Галина Григорьевна Прибылева # 8 января 2018 в 19:48 +1
Ваши материалы всегда интересны и познавательны. Я всегда с интересом их просматриваю. Спасибо! Мой голос.
Александра Евгеньевна Александрова # 11 января 2018 в 19:07 +1
Добрый вечер, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.
спасибо за интересные игры!
Голос!
Татьяна Викторовна Хрупова # 18 января 2018 в 12:00 +1
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Ирина Юрьевна Шаклеина # 18 января 2018 в 14:05 +1
Добрый день, Оксана Анатольевна! В своем эссе вы четко и грамотно сформулировали мысли об игре, как о форме организации обучающего процесса; , описали свой опыт соответствующими примерами (ссылками на конкретные занятия), аргументировали свои выводы. Спасибо за вашу публикацию.
Побольше бы таких творческих педагогов в наших школах и садах!!!
Наталия Владимировна Пуханова # 24 января 2018 в 21:23 +1
Оксана Анатольевна,добрый вечер!Спасибо за приглашение. Представленный материал, интересный и актуальный. Ваши игры будут интересны для детей. Примите голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 25 января 2018 в 13:34 0
СПАСИБО ВСЕМ!