Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Командно - познавательная экологическая игра для учащихся 5-7 класса

Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов»

Описание. Публикация знакомит с видами млекопитающих из Красной книги Республики Беларусь: хомяком обыкновенным и сусликом крапчатый. Материал рассчитан на ребят 10-14 лет и может пригодиться учителям школ, педагогам дополнительного образования.

Автор. Зубович Карина, 11 лет, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель: знакомство с образом жизни хомяка обыкновенного и суслика крапчатого.

Задачи:
- привлечь внимание к видам из Красной книги;
- познакомить с причинами сокращения численности хомяка и суслика в фауне Беларуси;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Вступительное слово


На территории Республики Беларусь обитает два удивительных зверька – хомяк обыкновенный и суслик крапчатый. Они относятся к отряду грызунов и основу их питания составляют растения. Этих млекопитающих так мало, что многие даже не подозревают, что они живут в нашей стране. Оба вида находятся в Красной Книге.
Знакомьтесь – это хомяк обыкновенный:
- средняя длина – 30 см;
- средний вес – 450г;
- живет один;
- срок жизни до 3-х лет;
- количество детенышей – до 8.

Знакомьтесь – это суслик крапчатый:
- средняя длина – 23 см;
- средний вес – 370г;
- живет колонией:
- срок жизни – до 2-х лет;
- количество детенышей – до 9.
Интересные факты

1. Инстинкт запасания кормов у суслика крапчатого выражен слабо.
2. В случае опасности суслик может сначала прятаться в чужой норе, а затем перебегать в свою.
3. До 70% сусликов погибает в первый год жизни.
4. Передвигаться суслик старается строго по протоптанным им тропинкам, чтобы в случае опасности не пробежать мимо норы.
5. У суслика крапчатого строго выражена сезонная смена диеты. Ранней осенью он ест подземные части растений, летом – зеленые части, а осенью – семена.
6. Слово хомяк происходит из древнего авестийского языка – оно означает «враг, повергающий на землю», так как зверек пригибает стебли растений к земле, чтобы добраться до семян.
7. Хомяки едят не только растения, но и мелких животных.
8. Хомяки – одни из немногих млекопитающих, которые появляются на свет с зубами.
9. Хомяки помечают свой путь при помощи запаха.
10. В норе хомяка может быть запас еды весом до 90 кг.
Причинами сокращения численности хомяка обыкновенного и суслика крапчатого стали:

1. Распашка многолетних меж по обочинам дорог.
2. Распашка традиционных выгонов и многолетних пастбищ.
3. Механизированные работы с использованием тяжелой техники и как следствие возрастание вибрационного беспокойства особей в норах.
4. Использование ядохимикатов.
5. Возрастание пресса хищничества.
6. Уменьшение посадок зерновых культур на полях.
7. Потепление зимних сезонов.
8. Продолжительная влажность в теплый период года.
Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов»
1. Подготовительный этап игры.
1. 1. Участники делятся на две команды и выбирают капитана. Путем жеребьевки определяется команда «Суслики» и команда «Хомяки».
1.2. С помощью литературы (книги, журналы и т.д.) или интернет-источников команды в течение 10-15 минут составляют по 10 вопросов. Команда «Суслики» готовит вопросы о сусликах, а команда «Хомяки» - о хомяках.
2. Игра «Хомяки против Сусликов»
1 тур «Вопрос - ответ»

Команды, по-очереди, задают вопросы друг другу. Каждый правильный ответ – 1 очко. Если команда не ответила, то ответ дает команда задававшая вопрос и получает 1 очко.

Примерные вопросы о сусликах:
1. В какое время суток наиболее активны суслики? (в утренние и вечерние часы)
2. В какой позе спит суслик зимой: лежа, сидя на задних лапах, стоя? (сидя на задних лапах)
3. Во сколько раз уменьшается за время зимней спячки вес суслика крапчатого: в два раза, в пять раз, в три раза? (в два раза)
4. Какие 2 основные причины смертности сусликов крапчатых зимой? (вымерзание почвы, недостаток накопленного жира летом)
5. С помощью чего суслики общаются друг с другом? (с помощью свиста)
6. Может ли суслик съесть жука? (да)
7. Обитают ли суслики в лесу? (нет)
8. Нора суслика крапчатого может быть глубиной до 2-х метров, 4 метров, 3 метров? (до 2-х метров)
9. Что делают суслики в дождливую погоду? (сидят в норе)
10. С какого года суслик крапчатый занесен в Красную книгу Республики Беларусь? (с 2004года)

Примерные вопросы о хомяках:
1. Что помогает хомяку держаться на воде? (защечные мешки с воздухом)
2. Может ли хомяк съесть ящерицу? (да)
3. Один или много выходов имеет нора хомяка обыкновенного? (много)
4. Что делает хомяк, если на него нападает хищник? (убегает)
5. Умеют ли хомяки плавать? (да)
6. В какое время суток наиболее активен хомяк обыкновенный? (в сумерках и ночью)
7. Максимальный вес еды, переносимой в защечных мешках хомяка, может составлять 20%, 40% или 5% от массы его тела? (20%)
8. Может ли хомяк в безвыходной ситуации, отпугивать хищника, вставая на задние лапы, надувая защечные мешки и издавая резкие звуки? (да)
9. Что помогает хомякам ориентироваться в пространстве зрение или слух с обаянием? (слух и обаяние)
10. С какого года хомяк обыкновенный занесен в Красную книгу Республики Беларусь? (с 2004года)

2 тур «Ты - мне, я - тебе»

Предлагаются загадки о животных, которые употребляют в пищу хомяка и суслика. Команды, по-очереди, называют номер загадки, которую должны отгадать соперники. Каждый правильный ответ – 1 очко. Если команда не ответила, то ответ дает ведущий, а очко никто не получает.

Загадки
1. За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара.
Ответ: Лиса

2. Он к зиме сменил окраску
Рыжим был – стал белым. Скок…
Хищный маленький зверёк
Ласково зовётся...
Ответ: Ласка

3. Только ляжет снег несмело
И покроет все места,
Становлюсь и я весь белым,
Кроме кончика хвоста.
Ответ: Горностай

4. Враг полевок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая…
Ответ: Куница

5. Он пушистый длиннотелый
Длиннохвосты, гибкий, смелый,
Мышку в норке подстерег,
Ловкий, шустренький ...
Ответ: Хорек

6. Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Ответ: Аист

7. Живёт он очень много лет,
Но, несмотря на возраст, чёрен,
Хранитель тайн ,предвестник бед,
Мудрейший и коварный...
Ответ: Ворон

8. Серо-чёрная та птица,
Говорят, никак, певица.
Мол, как каркать прекращает,
Птицам певчим подражает.
Ответ: Ворона серая

9. Тихо ходит иль стоит,
И на воду всё глядит,
Ловит маленьких ужат
И зелёных лягушат.
Ответ: Цапля

10. Хищный нрав у этой птицы,
С ней вам лучше не водиться.
Клюв раскрыл в порыве страсти
Кровожадный хищник ... .
Ответ: Ястреб

11. Птичка хищная, сама
Под луною рождена.
Как назвать нам птичек этих,
Что летают на планете?
Люди думали, гадали,
В честь Луны её назвали.
А названье дали так:
Вместо «А» там «мягкий знак».
Ответ: Лунь

12. Днем те птицы отдыхают,
Ночью пищу добывают.
Они хищные, но все же
Крики их на плач похожи.
Кто же плачет там, в ночи?
Ну, конечно же ...
Ответ: Сычи

13. Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …
Ответ: Филин

14. Вот пересмешники лесные,
На крыльях пятна голубые,
Они угроза чужакам,
От них повсюду шум и гам,
Зимою жёлуди едят,
И всех букашек истребят.
Ответ: Сойка

15. Пробираюсь по забору,
На охоту выхожу.
Мышки спрятались по норам,
Я их долго сторожу.
Ответ: Кошка

16. Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий…
Ответ: Пёс
3. Подведение итогов игры.
Подведение итогов игры и награждение победителей.
Обсуждение вопроса: "Что делать, чтобы хомяк и суслик не исчезли из фауны Республики Беларусь?"

Что делать, чтобы хомяк и суслик не исчезли из нашей фауны?
1. Выявлять и передавать места обитания видов под охрану.
2. Информировать жителей в местах обитания зверьков.
3. В переделах мест обитания видов исключить:
- возведение зданий и сооружений;
- нарушения почвенного покрова;
- перевыпос сельскохозяйственных животных;
- примение химические средства защиты растений.

Сник хомяк, поник хомяк:
В кладовых запас иссяк…
Не беда! Пришла весна
И природе не до сна.
Будут вновь как мячик
Две щеки хомячьи.
Ю. Камышева

Суслик, суслик - погляди,
Держит лапки впереди!
Смотрит суслик - где же враг?
Не забрался ли в овраг?
И стоит он так весь год -
Охраняет в норку вход!
Ущипнет, того гляди -
Лучше, враг, не подходи!
К. Авдеенко
Источники
1. Красная книга Республики Беларусь. Животные: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных/ гл.редкол.: И.М. Качановский, М.Е. Никифоров, В.И. Парфенов [и др.]. – 4-е издание – Минск: Беларус. Энцыкл. имя П. Бровки, 2015. – 320с: ил.
2. Грызуны Беларуси: для мл.шк. возраста/ сост.Т.И. Жуковская. – Минск: Беларус. Энцыкл. имя П. Бровки, 2011. – 16с.:ил.

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая викторина для 8-9 класса с ответами Экологическая игра по станция для старшеклассников

Похожие статьи:

Ролевая экологическая игра для школьников, 9 - 11 класс

Игра по экологии для 10-11 класса

Внеклассное мероприятие по экологии, 10 - 11 класс

Игра «Умницы и умники», 9 класс

Внеклассные мероприятия по экологии в школе

Участник №7 творческого конкурса «Кладовая природы» с 3 декабря 2017 года по 3 апреля 2018 года
Эссе педагога дополнительного образования «Игра на занятиях в объединениях по интересам экологического профиля» | Стихи к новогоднему утреннику для детей 6-7 лет
Опубликовано: 13 дней назад (8 января 2018)
Просмотров: 342
+39
Голосов: 39
Комментарии (44)
Наталья Васильевна Дегтярцева # 8 января 2018 в 12:54 +3
Интересная, познавательная, хорошо иллюстрированная работа. Голос +1 Удачи!
Марина Викторовна Вицкова # 8 января 2018 в 13:27 +2
Молодцы! Замечательный материал! Голосую,
Марина Викторовна Киселева # 8 января 2018 в 16:03 +2
Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение!
Вот так Карина!
УМНИЦА!
Замечательная игра!
Прекрасное оформление!
УСПЕХОВ!
Вера Анатольевна Варенцова # 8 января 2018 в 16:14 +7
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. В очередной раз убеждаюсь в профессионализме педагога и его умных, хорошо подготовленных учениках. Прекрасная работа! Информация подобрана отлично, всё логично, познавательно и очень интересно! Молодцы! Желаю успехов и с удовольствием голосую!
Елена Леонидовна Уточкина # 8 января 2018 в 16:26 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Я с большим удовольствием познакомилась с представленным материалом. Очень познавательно! Игровая форма позволит сделать знакомство детей и подростков с охраняемыми видами интересным и запоминающимся. Вы с Кариной проделали большую работу. Молодцы! Голос ваш.
Вера Александровна Павлухина # 8 января 2018 в 16:32 +4
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Интересная и познавательная публикация, которая знакомит читателя с образом жизни хомяка обыкновенного и суслика крапчатого. Интересную и полезную информацию собрала Карина. Примите голос.
Елена Ивановна Буторина # 8 января 2018 в 17:09 +3
Примите "голос" поддержки вашей прекрасно оформленной, познавательной, интересно структурированной викторины! Желаю успехов! С уважением, Елена Буторина. scratch dance Всего доброго!
Ольга Ивановна Марченко # 8 января 2018 в 17:18 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Карина умница. Очень интересная, познавательная экологическая игра. Молодцы. Голосую с удовольствием!!!
Ирсал Имакаевна Ургенешбаева # 8 января 2018 в 18:28 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение.Очень интересно и познавательно. Именно игровая форма позволяет в полной мере выполнить все три задачи, достичь цели командно-познавательной игры «Хомяки против Сусликов». Желаю успехов. мой голос вам!
Елена Ивановна Каменева # 8 января 2018 в 20:35 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Очень интересная и познавательная экологическая игра. Прекрасно оформлена, логически выстроена. Голос!
Татьяна Николаевна Дворецкая # 8 января 2018 в 20:37 +3
Отличное развлечение - Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов» joke Спасибо за приглашение. Голос +12
Тамара Александровна Новичкова # 8 января 2018 в 21:04 +6
Оксана Анатольевна, Карина, познакомившись с вашей публикацией, сразу хочется отметить, что проведена большая подготовительная работа. Собран богатый материал о хомяках и сусликах. Кроме того, материал грамотно и красочно оформлен. Вы подобрали интересную информацию о грызунах, о питании, размножении. Вы знакомите детей с жизнью хомяков и сусликов, и причинами сокращения численности в фауне Беларусь. Понравилась рубрика "Это интересно". В процессе игры-соревнования дети показали свои знания и конечно узнали много нового. Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов» пробуждает желание бережно относиться к природе. Поставленные задачи полностью выполнены. Хочется пожелать Карине успехов в учёбе и конечно в конкурсе. Она умница! Голос.
Каргаполова Татьяна Михайловна # 8 января 2018 в 22:45 +3
Очень люблю занятия про живо stuk тных. Интересные задания, знакомите с жизнью разных животных, это здорово.Интересная развивающая игра, богатейшие иллюстрации. Здорово! Голос!
Валентина Ивановна Понакшина # 8 января 2018 в 23:51 +4
Уважаемая Оксана Анатольевна, спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша с Кариной разработка. Интересно, познавательно, ярко! Успехов, с удовольствием голосую!!!
Руслана Владимировна Бондаренко # 9 января 2018 в 00:03 +3
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. C большим удовольствием познакомилась с представленным материалом. Проделана большая работа. Красочно оформленная игра. Карина просто умница!!! Примите голос!
Мария Владимировна Комбарова # 9 января 2018 в 07:10 +2
огромная работа! если б можно было поставила б два голоса
Ольга Петровна Аблокулова # 9 января 2018 в 08:03 +2
Отличный материал! dance примите голос! v hoho
Надежда Владимировна Овчарова # 9 января 2018 в 08:10 +4
Прекрасная работа. Отлично подобранный материал и иллюстрации. Дети узнают о грызунах много интересных фактов. Большое спасибо за выложенную работу. Желаю творческих успехов!
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 января 2018 в 09:36 +2
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВАШИ КОММЕНТАРИИ!
НАМ С КАРИНОЙ ОЧЕНЬ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!
Юлия Вяльцева # 9 января 2018 в 12:37 +2
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Ваша новая совместная с Кариной публикация достойна внимания и уважения. Проделана большая подготовительная работа, продуманы этапы реализации игры, грамотно представлен материал о видах млекопитающих из Красной книги Республики Беларусь. С удовольствием голосую за Ваш труд и желаю Вам успехов!
Галина Владимировна Козюкова # 9 января 2018 в 13:44 +2
Оксана Анатольевна, с интересом познакомилась с Вашей игрой. Она мне понравилась. Игра познавательная, расширяет кругозор ребят, красочно оформлена, привлекает внимание. Голосую и желаю успехов.
Ольга Васильевна Сульдина # 9 января 2018 в 15:05 +1
Чудесная работа, способствует развитию познавательной активности детей.Голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 января 2018 в 18:11 +1
Спасибо Всем!
Елена Ивановна Кремень # 9 января 2018 в 18:53 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Действительно познавательно, а еще очень интересно. Читала с удовольствием. Молодец Ваша ученица. Вами проделана колоссальная работа. Удачи и примите голос!
Оксана Анатольевна Данильченко # 10 января 2018 в 10:23 +2
СПАСИБО!
Виктория Павловна Лукшина # 10 января 2018 в 11:31 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна и Карина.Очень интересная разработка! Карина просто умничка!!!Победы в конкурсе!!!
Светлана Витальевна Рарич # 10 января 2018 в 14:19 +1
Замечательная разработка! Прмите мой голос +1
Татьяна Витальевна Руднева # 10 января 2018 в 16:52 +1
Уважаемая Оксана Анатольевна! Большое спасибо за приглашение на такую интересную игру. Хочу отметить, что работа проделана колоссальная. Однако она заключается не только в подборе материала. Очень важно всю информацию умело скомпоновать и преподнести. У Вашей воспитанницы Карины это получилось на высшем уровне. Без сомнения, дети с удовольствием играли, и в процессе игры приобрели новые знания. С большим удовольствием голосую за Вашу публикацию и желаю удачи в конкурсе.
Галина Владимировна Павлова # 10 января 2018 в 19:57 +2
Здравствуйте, уважаемая Оксана Анатольевна. Познакомилась с работой Карины, выполненной под Вашим руководством. Командно-познавательная игра «Хомяки против Сусликов» выполнена с интересной форме, так как кроме новой информации, дети имеют возможность проверить свои уже имеющиеся знания, у учеников формируется желание оберегать редких представителей фауны, занесённых в Красную книгу, что очень актуально в современном мире. Примите мой голос. Желаю успехов Вам и вашей ученице Карине.
Светлана Владимировна Силантьева # 10 января 2018 в 21:26 +1
Замечательная и познавательная игра для школьников. Голос!
Нелли Александровна Долженкова # 11 января 2018 в 09:01 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Прекрасная разработка! Познавательно и очень интересно! Желаю успехов и с удовольствием голосую!
Александра Евгеньевна Александрова # 11 января 2018 в 19:18 +1
очень интересная и познавательная работа! Умница Карина!
Желаю вашему дуэту удачи!
Голос!
Татьяна Анатольевна Дрожек # 11 января 2018 в 21:07 +1
Публикация очень понравилась! Узнала много интересного! Материал можно использовать для внеклассной работы в школе.
Ирина Анатольевна Князева # 12 января 2018 в 20:21 +2
Оксана Анатольевна! Спасибо за приглашение. С огромным интересом отвечала на вопросы. Все задания прекрасно развивают у детей мышление, логику, проверяют знания об окружающем мире. Оформление достаточно яркое. С удовольствием голосую!
Елена Николаевна Коваленко # 14 января 2018 в 11:54 +1
Спасибо, очень интнресный и познавательный материал!ГОЛОС!
Алла Алексеевна Кондратьева # 14 января 2018 в 12:48 +3
Разработка интересная, позволяет в игровой форме закрепить материал об окружающей нас природе.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством» Распутин В.Г. – российский писатель
Ваша экологическая публикация позволяет стать информированными и знать, что негативно влияет на окружающую среду. Защита природы это наша обязанность и каждый должен сделать свой вклад в ее сохранность.
Примите мой голос!
Наталия Владимировна Пуханова # 14 января 2018 в 19:33 +1
Здравствуйте, уважаемая Оксана Анатольевна. Познакомилась с работой Карины. Очень интересно и познавательно!Вы знакомите детей с жизнью хомяков и сусликов, и причинами сокращения численности в фауне Беларусь. Примите голос.
Светлана Александровна Баскакова # 14 января 2018 в 21:11 +1
Оксана Анатольевна, добрый вечер! Познавательную и обширную разработку подготовила Карина.Понравились задания и оформление работы. С удовольствием посылаю свой голос и желаю удачи в конкурсе!!!
Елена Афанасьевна Семенова # 14 января 2018 в 23:28 +1
Оксана Анатольевна, доброго вечера, спасибо за приглашение!!!Карина -умничка, такая огромная работа ею проведена и поисковая и познавательная, прекрасно проиллюстрирована. Желаю дальнейших творческих успехов!! Голос вам!
Елена Адриановна Репянская # 15 января 2018 в 01:22 +1
Грандиозно! Голос!
Тамара Владимировна Ткаченко # 15 января 2018 в 21:44 +1
Здравствуйте, Оксана Анатольевна и Карина. Для ученицы 11 лет это серьёзная, содержательная работа. В ней много познавательного, интересного, воспитывающего. Молодец. Желаю дальнейших успехов. Голос.
Гульнара Руслановна Курманова # 17 января 2018 в 08:11 +1
Очень интересно! Забавные игры, детям обязательно понравятся! Голосую!
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 января 2018 в 08:22 0
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ВСЕМ!
Татьяна Викторовна Хрупова # 18 января 2018 в 11:59 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения