Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Диагностика дизартрий от сходных речевых нарушений

КОНСУЛЬТАЦИЯ для учителей-логопедов на тему: «Дифференциальная диагностика дизартрий от сходных речевых нарушений».
Отличительные признаки стертых форм дизартрии от дислалии.
В настоящее время в логопедической практике, актуальной является проблема диагностики дизартрий от сходных речевых нарушений, оказания дифференцированного и логопедического коррекционно-педагогического воздействия на речевые нарушения. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих речевые расстройства. Одним из наиболее распространённых видов нарушений являются дислалия и дизартрия.
Широкий анализ практики показывает, что дизартрии довольно часто смешивают с дислалией. Однако коррекция звукопроизношения при дизартрии вызывает определенные трудности. Впервые на это обратил внимание Г. Гуцман. Он отметил, что для этих расстройств характерны смытость, стертость артикуляции. Несмотря на то, что и при дизартрии и при сложной дислалии чаще страдают свистящие, шипящие и сонорные группы звуков, для дизартрии возможно правильное изолированное произношение звуков, но в спонтанной речи отмечаются смазанность, палатализация, назализация, нарушение просодической стороны речи. Дети часто говорят конец фразы на вдохе, голос хриплый, слабый, тихий, затухающий.
Таким образом, ребенка, имеющего дизартрию, выдает «диагноз на лице», который виден визуально, без специального обследования. Прежде всего, это маловыразительная мимика, лицо амимично, наблюдается сглаженность носогубных складок, рот часто приоткрыт из-за пареза круговой мышцы. Наблюдается дискоординация общей моторики, ручного и орального праксиса, в результате- смазанность произношения, трудности при рисовании, письме, при овладении культурно-гигиеническими навыками: долго едят, неопрятны, с трудом застегивают одежду и т.д. Их характеризует быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания и памяти. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с горловым произношением звука Р. Спастическое напряжение средней части спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.

Дислалия
1.У соматически ослабленных детей. Органики нет.
2.Неврологическая симптоматика отсутствует.
3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
6. Речевая активность повышена.
7. К своему дефекту критичен.
8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
10.Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
11. Диафрагмально- речевое дыхание в норме.
12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект в норме, редко наблюдается ЗПР.
14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой.

Дизартрия
1.Связана с поражением ЦНС.
2.Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
3. Страдает общая, мелкая, артикуляционная моторика.
4. Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
6. Речевая активность снижена.
7. « У чужого соринку в глазу видит, у себя бревна незаметит».
8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
9.Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
11.Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально- речевое несформировано.
12. Поведение неровное, часты смены настроения.
13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще ЗПР, возможна олигофрения в степени дебильности.
14. Медлительны, расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой.

Наблюдается довольно частое смешение бульбарной формы дизартрии с псевдобульбарной.

Дифференциальная диагностика сходных речевых патологий бульбарной формы дизартрии от
псевдобульбарной.

Критерии:
Характер пареза или паралича лицевой мускулатуры .
Характер нарушения речевой моторики.
Характер поражения артикуляционной моторики.
Специфика нарушения звукопроизношения.
В неврологической симптоматике.

Бульбарная
Периферический.
Произвольные и непроизвольные движения.
Диффузный.
Гласные приближаются к нейтральному, гласные и звонкие согласные – оглушены.
Мышцы органов артикуляции паретичны.
Псевдобульбарная
Центральный.
Преимущественно страдают произвольные движения.
Избирательный, с нарушением тонких дифференцированных артикуляционных движений.
Артикуляция гласных отодвинута назад, наряду с оглушенными наблюдается озвончение.
Даже при паретичности в отдельных мышцах отмечается спастичность.

Бульбарная дизартрия встречается редко. Псевдобульбарная наиболее распространенная ( 96% детей). По своим проявлениям корковую дизартрию иногда смешивают с моторной алалией, т.к. очаг локализации – кора головного мозга.
Таким образом, для детей - алаликов характерен звонкий голос, достаточно сохранное звукопроизношение. В нарушениях произношения доминируют непостоянные замены звуков. Дети с алалией искажают преимущественно сложные по артикуляции звуки. Взаимозамены звуков сравнительно часты. Мимика, речь у алаликов живая и выразительная, повышена речевая активность.
Дети с корковой дизартрией напоминают детей, имеющих моторную алалию, т.к. прежде всего нарушается слоговая структура сложных слов. Отличие заключается в том, что лицо у ребенка амимично, голос монотонный, затухающий; дыхание поверхностное, ключичное; нет нарушений в развитии лексико – грамматического стоя. Произношение смазанное, преобладают однотипные нарушения, где доминируют искажения ( межзубный, боковой, носовой сигматизмы и др.). Возможны пропуски артикуляторно сложных звуков. Страдает вся просодическая сторона речи ( темп, тембр и т.п.).
Наибольшие трудности специалисты испытывают при дифференциальной диагностике дислалий и дизартрий, особенно стертых форм.
Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию.
Произношение звуков у детей с алалией

1.Общая характеристика произношения звуков.
1.Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма.
2.Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знакомом уровне деятельности артикуляторного механизма.
3.Многие звуки, подверженные нарушениям
( искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4.Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски.
5.В нарушения произношения доминируют замены
6.Искажение небольшого количества звуков.
7.Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков.
8.Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и
правильной артикуляции.

1.Замены артикуляторно сложных звуков.
2.Непостоянные замены звука.
3.Разнообразные замены звука.
4.Взаимозамены звуков сравнительно часты.
4. Пропуски звуков.
1.Непостоянные пропуски.
2.Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков.

Произношение звуков у детей с дизартрией
1.Общая характеристика произношения звуков.
1.Выраженное нарушение артикуляторного механизма.
2.Преимущественно характерны фонетические нарушения.
3.Изолированные звуки, подверженные нарушениям ( искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение.
4.Однотипные нарушения произношения звука (только его искажения, замена, либо пропуск).
5. В нарушения произношения доминируют искажения звуков.

2. Искажения звуков.
1.Искажение большого количества звуков.
2.Искажение и простых и сложных по артикуляции звуков.
3.Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение.

1.Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков.
2.Постоянные замены звука.
3.Однообразные замены звука.
4. Взаимозамены звуков сравнительно редки.

1.Постоянные пропуски.
2.Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков.
Таким образом, при дифференциации речевых нарушений, важным моментом является раннее выявление симптоматики данных нарушений, правильная диагностика и верно подобранные пути коррекционного воздействия. Своевременное выявление нарушений и точная дифференциация, способствуют более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка.

Литература:
1. Волкова Л.С. Логопедия, Москва «Просвещение», «Владос» 1995 г., издание второе, книга первая.
2. Мартынова Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: Автореф. дисс. к.п.н. -М., 1972.
3. Мациевская Г.В. О диагностике речевых нарушений // Специальная школа. 1966. - № 4.
4. Поваляева М.А. Справочник логопеда, Ростов на-Дону «Феникс» 2002 г., издание второе.
5. Правдина О.В. К вопросу классификации речевых нарушений. // Труды научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
Флерова Ж.М. Логопедия, издание четвертое, Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

Рекомендуем посмотреть:

Формирование математических знаний у младших школьников коррекционной школы VIII вида Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья Дифференциация и индивидуализация обучения детей с ОВЗ в начальной школе как средство эффективности Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с ОВ
Упражнения для развития речи у дошкольников. Автоматизация звука Ш в речи | Обогащение словарного запаса детей дошкольников антонимами и синонимами
Опубликовано: 2958 дней назад (18 марта 2016)
Просмотров: 3020
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Екатерина Михайловна Антаневич # 18 марта 2016 в 13:25 0
Ваша информация очень полезна! +1
Нажия Арслановна Момогид # 21 марта 2016 в 18:56 0
Спасибо! Но материал не реализовал себя, так как хотелось бы. Завышены требования у администратора сайта. Больше не участвую на этом сйате. Это наверно потому что свидетелства и дипломы бесплатные. Пусть они свои свидетельства и дипломы вручают тем, кто им оплачивает.