Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Консультация для воспитателей ДОУ. Развитие звуковой культуры речи у детей старшего старшего возраста

Развитие звуковой культуры речи в различных видах деятельности, как основа успешного обучения в школе
В старшем возрасте у детей уже достаточно развит фонематический слух. Это позволяет в дальнейшем направить работу на осознание детьми звукового анализа слова, словесного состава предложения.
В процессе речевых занятий, игр и упражнений воспитатель развивает у детей умение понимать и употреблять термины «слово» и «звук». Выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова. Внимание детей специально обращается на такую особенность звуковой стороны слова, как длительность звучания (короткие и длинные слова). Знакомясь со звуковой формой слова, ребенок учится анализировать его слоговое строение, выделять ударение. При обучении чтению он уже должен определять, какие звуки слышны в анализируемом слове, устанавливать порядок их следования


Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.
В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельный слова и фразы. А неправильное произношение принесет ребенку не мало трудностей при поступлении в школу. Помимо комплексов общения, стеснение отвечать у доски, недостатки устной речи часто влияют на письменную речь, что ведет к снижению успеваемости.
воспитание ЗКР – одна из важнейших задач развития, так как дошкольный возраст – наиболее сензетивный для его развития.
ЗКР является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. На современном этапе развития речи детей стало одной важнейших проблем, и одним из проблемных направлений – развитий ЗКР.
Что же подтолкнуло меня к развитию данной темы:
1) Запрос школы
Современная школа предъявляет высокие требования к будущим школьникам, требуя от детского сада, выпускника умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного ребенка, что не возможно без сформированности у ребёнка высокого уровня речевого и познавательного развития. ЗКР является фундаментом, на котором строиться вся учебная деятельность в школе.
2) Социальный заказ родителей
Одни из основных требований к детскому саду, являться совершенствование уровня, речевого развития своих детей, это выяснилось в опросе и анкетировании родителей.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗКР
Работу по формированию ЗКР провожу в различных формах.Эти формы вы видите на слайде.
- НОД которые проводятся как самостоятельные НОД по ЗКР или как часть НОД в других видах.
- совместная деятельность педагога и детей в режимные моменты
- дополнительная работа по ЗКР вне НОД (игры, упражнения)
- работа с родителями
- индивидуальная работа
Организация НОД, продуманный отбор наглядного материала позволяют мне осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывающий уровень развития ЗКР, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка. Воспитание ЗКР в различных видах деятельности в подготовительной группе, как мы знаем, направлено прежде всего на совершенствование производительной стороны речи: на закрепление навыков правильного и четкого произношения звуков, выработку отчетливого, внятного произношения слов и фраз, правильное использование интонационных средств выразительности
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов.
ПРИНЦИПЫ
Доступности,
систематичности,
последовательности,
поэтапности, так же учитываю
индивидуальные особенности воспитанников, так как легче запоминают звуки через последовательность, я использовала игрушки в играх «чудесный мешочек», « магазин», дети договаривали название игрушек.
Применяла предметные картинки, в играх «найди пару», «говори правильно», «цепочка слов»
При закреплении и отработке звуков изолированно и в словах использовала
«Волшебную улитку», в кармашках которой расположены картинки.
В своей работе я стараюсь соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками которыми они владеют.
Обязательно учитываю индивидуальные особенности развития речи каждого ребёнка и при выявлении детей с нарушениями речи, рекомендую родителям обратится к специалисту.
Я считаю ,что воспитатели должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры, направленные на выработку у детей чёткой дикции .

Работу над звукоразвитием условно разделила на 3 этапа
1) Подготовка артикулярного аппарата
2) Уточнение произношения звуков
3) Закрепление звуков в словах и фразах
Использую упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на уточнение произношения звуков «Кто как кричит», «Магазин», «Лото» для закрепления звуков в словах и фразах использую игры «Найди и отгадай», «Продолжи слово», «Кто больше», «Выдели слово».

Собраны и постоянно пополняются следующие материалы
• Альбомы на разные звуки
• Упражнение артикуляционной гимнастики с картинками
• Изготовлены игры для формирования воздушной струи
• Картотеки чистоговорок, скороговорок, речевых игр, стихов и упражнений
• Разнообразные речевые игры
• Картотеки

Я считаю, что такие игровые задания своего рода развлечение, которое несет помимо веселых и забавных минут огромную пользу. Совместно с родителями созданы картотеки загадок, скороговорок, чистоговорок, потещек.
Как было сказано выше,в моей практике уделяется много времени индивидуальной работе с детьми.
Таким образом, для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произношение им слов и каждого слова в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Ознакомление со звуковой стороной слова – это не просто подготовка к обучению их грамоте, но и важнейшее условие усвоения ими грамматического строя русского языка, морфологической системы.

Рекомендуем посмотреть:

Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду Познание окружающего мира в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Классическая музыка для детей Деловая игра для педагогов ДОУ
Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе ДОУ | Конспект развлечения по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 264 дня назад (14 марта 2016)
Просмотров: 1033
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Комментарии (2)
Елена Юрьевна Башкатова # 14 марта 2016 в 12:05 0
Голосую за интересный материал!
Екатерина Михайловна Антаневич # 17 марта 2016 в 14:39 0
Для меня, как для начинающего учителя-логопеда, полезная информация. Спасибо!