Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира. Старшая группа

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста."Живая земля"
Цель:Становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
Задачи:
1.Обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, ее характерных особенностях;
2.Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд - шоу);
3.Развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость, а так же мелкую моторику пальцев рук;
4.Воспитывать активную гражданскую позицию в понимании неразрывной связи человека с природой и необходимости гуманного отношения к ней.
Предварительная работа:
1.Наблюдение за сезонными изменениями в почве, за дождевыми червями (весна - осень);
2.Беседа о подземных жителях;
3.Чтение рассказа Н. Сладкова «Разноцветная земля»;
4.Игры с песком, лепка из глины;
5.Посадка семян подсолнечника в различный по составу грунт;
6.Альбом «Пословицы и поговорки о земле» /проектная деятельность детей, воспитателей и родителей/
Экспериментально-опытническая деятельность:
1.Проращивание семян /для проращивания семян необходима вода, для роста – почва/
2.Зависимость состояния растений от качества почвы /подсолнечник сажают в разный грунт: на глине и песке растения слабые, развиваются медленно; на черноземе – крепкие, пышные/
3.Значение количества почвы для растений /насыпать в емкости различное количество почвы, посадить растения, обеспечить одинаковый уход: если мало почвы, то растение быстро использует питательные вещества и их рост тормозится/
4.Продолжение предыдущего опыта: как помочь растениям? / полить с удобрением; поливать вытяжками из плодородной почвы; пересадить растение в емкость большего размера /
Материал:
1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, камни, чернозем) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;
2.Тематическая подборка слайд-шоу;
3.Глобус;
4.Яблоко в качестве макета и макет действующего вулкана;
5.Пластиковые стаканчики и 2-х литровые емкости с водой для проведения опытов;
6.Лупы;
7.Фартуки-халаты;
8.Фольклорный материал (пословицы о земле);
9.«Письмо от обитателя почвы» для организации образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Формирование интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением (произвольность); имеющий первичные представления о природе; овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Приветствие гостей.
Рассматривание глобуса, беседа о распределении воды и суши на планете:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус, что окрашено в голубой цвет? (вода)
Что окрашено другими цветами?
Ответы детей:(суша, земля, почва, твердая поверхность)
Воспитатель:О земле – матушке мы сегодня с вами и поговорим.

/Показ слайда с изображением планеты Земля из космоса со схемой распределения воды и суши/

Воспитатель:/Демонстрация яблока, разделенного на 4 части/:
Представьте себе, что яблоко – наша планета Земля. Вспомните, сколько частей занимает вода на нашей планете?
Ответы детей:(3 части)
А сколько частей приходится на сушу? (одна)
Кому и зачем нужна суша на нашей планете? (людям, чтобы жить, выращивать урожай и домашних животных, строить дома; животным, птицам, насекомым)

Продолжение рассматривания глобуса:
– Посмотрите внимательно, какими цветами на глобусе обозначена суша? (желтым, зеленым, коричневым, белым)
– Что может быть окрашено желтым цветом? (песок, пустыни)
– Коричневым? (горы, камни)
– Что обозначает белый цвет? (льды, вечная мерзлота)
– Зеленым? (равнина или ровная плодородная поверхность земли, которую называют чернозем – самая добрая земля!)

/Рассматривание слайдов с изображением пустынь, зон вечной мерзлоты, гор, лесов, равнин/

Физкультминутка «Камни, песок, чернозем»:
– Давайте попробуем изобразить все это!
•Камни – дети садятся на корточки, группируются;
•Песок – движение рук перед собой (словно сыплется);
•Чернозем – в положении стоя, дети обхватывают себя руками, обнимают – «самая добрая земля».

Воспитатель: А теперь, ребята, я вас приглашаю в нашу исследовательскую лабораторию.
/Дети надевают халаты-фартуки/

Познавательно – исследовательская деятельность:
На отдельных столах размещены лупы и тазы с разными видами грунта /песок, камни, глина, чернозем/. Дети, разбившись на мини-группы /по 3-4 человека/, пробуют грунт руками, рассматривают под лупой и переходят к следующему столу.

Беседа о каждом виде грунта с опорой на опыт детей:
Воспитатель: Ребята, а что у нас в этом тазу?
Ответы детей: (глина)
Воспитатель:Что она собой представляет?
Ответы детей:(мелкие слипшиеся частички коричневого цвета)
Воспитатель: Оказывается, есть и другие виды глины - белая и голубая.
/Показ других видов глины, их сравнительный анализ. Также на столе расположены глиняные игрушки, посуда, кирпич/
Воспитатель:Почему эти предметы оказались на столе? (они сделаны из глины)
Воспитатель:Что вы можете рассказать о песке? (желтого цвета, сыпучий, состоит из твердых мелких частиц)
/На столе расположены стекло, песочные часы, пейзаж -релаксация из песка/
Ответы детей: Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:Как вы думаете, почему эти предметы оказались на столе?
Ответы детей:(сделаны из песка)
Воспитатель:Из белого песка делают стекло. Но песок бывает еще красного и даже черного цвета!
Воспитатель:Что собой представляют камни?
Ответы детей:(твердые, тяжелые, крепкие, разного цвета, формы, размера).
Воспитатель:Камни бывают разные: одними топят печь – это каменный уголь; из других плавят металл – железная руда; бывают драгоценные камни. Что делают из драгоценных камней?
Ответы детей:(украшения - на столе лежат бусы, браслет)
Воспитатель:Ребята, а вы можете представить, что камень может быть жидким? Посмотрите на экран.

Показ видеозаписи извержения вулкана с пояснениями педагога:
Воспитатель: В глубоких недрах земли камни плавятся от высокой температуры. Через трещины земли вырывается лава – жидкий камень. Она разливается, уничтожая на своем пути все живое.
Воспитатель:В условиях нашей лаборатории мы можем наблюдать процесс извержения лавы на макете.
/В вылепленный вулкан из пластилина засыпается питьевая сода с красителем красного цвета, затем заливается крепкий раствор лимонной кислоты, происходит реакция, похожая на извержение/
Воспитатель:Что собой представляет чернозем?
Ответы детей:(частички черного цвета, листики, веточки)
Воспитатель:Перегнившие листья, веточки делают землю черной, плодородной, самой богатой и доброй, щедрой.
Выставляются стаканы с растущим подсолнухом, посаженным в разный грунт:
Воспитатель:Ребята, семена какого растения мы с вами высаживали в разный грунт? (подсолнечника).
Воспитатель:В каком стакане растет самое крепкое и здоровое растение?
Ответы детей:(посаженное в чернозем)
Практическая работа детей:
Воспитатель: Давайте исследуем эту землю!
Воспитатель:Возьмите ложечкой немного почвы и положите на салфетку, прикройте другой и надавите. Что произошло?
Ответы детей:(на салфетке влажное пятно)
Ответы детей. Вывод: в почве есть влага.
b]Воспитатель:[/b] В стакан с черноземом налейте воды. Что заметили?
Ответы детей:(пузырьки)
Ответы детей. Вывод: в почве есть воздух.
Воспитатель:Размешать почву с водой ложечкой, собрать с поверхности то, что появилось.
Воспитатель: Что это?
Ответы детей: (веточки, листочки).
Слить воду в баночку и еще раз залить, размешать и слить.
Воспитатель:Посмотрите, что осталось на дне в стакане?
Ответы детей:(песок)
Воспитатель: Отфильтровать мутную воду через воронку с тканью.
Воспитатель:Что осталось на ткани?
Ответы детей: (глина)
Ответы детей. Вывод: почва состоит из 3-х основных компонентов: песок, глина, остатки растений.
Воспитатель:Остатки растений перегнивают под действием влаги и определенной температуры, делают почву плодородной. За 150 лет слой плодородной почвы вырастает только на 2 см!
Воспитатель:А кто еще помогает делать почву плодородной?
Ответы детей:(дождевые черви)
Воспитатель:Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуют проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Демонстрация слайда с изображением дождевых червей и среза земли /грунта/:
Воспитатель:Посмотрите на изображение почвы в разрезе: сверху плодородный слой почвы, он очень тонкий; а ниже - неплодородные слои.
Демонстрация результата проектной деятельности в совместной работе детей, воспитателей и родителей:
Воспитатель:Ребята, у вас было задание ( я вас просила) подобрать вместе с родителями и воспитателями пословицы и загадки о земле и раскрыть их содержание в рисунках и (или) рассказах:
Дети показывают рисунки и называют пословицы.
•Без хозяина земля – круглая сирота.
•Земля заботу любит.
•Добра мать до своих детей, а земля до всех людей.
•Земля зимой силу копит, а летом отдает.
•Земля – кормилица.
•Земля кормит людей, как мать детей.
•Землю уважай, она дает урожай.
•Кто землю лелеет, того земля жалеет.
•Где нет земли, там нет травы.
Воспитатель:Молодцы! Вы славно потрудились!
Беседа о бережном отношении к земле:
Воспитатель:Все может родная земля: накормить душистым хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может!
Просмотр слайдов о загрязнении почвы, земли сопровождается рассуждениями детей:
Воспитатель:Почва – слоистый живой организм, который может жить только до тех пор, пока пополняется новыми компонентами.
Воспитатель:В почву, кроме отмирающих частей растений, входят животные и продукты их жизнедеятельности. Кроме того, в почве много микроскопических организмов – бактерий и грибов, которые превращают животные и растительные остатки в перегной. Без них все погибшие организмы оставались бы лежать без изменения бесконечно долго. Эти микроорганизмы тоже нуждаются в определенных условиях: им нужна влага, оптимальная температура и пища – остатки растений, грибов и животных, а также самих микроорганизмов.
Воспитатель:Дождевые черви питаются отмершими частями растений. Они их заглатывают вместе с почвой, извлекают из них необходимые для своей жизни вещества, а затем выводят из кишечника обогащенную слизистыми выделениями переваренную массу вместе с почвенными частицами. Дождевые черви рыхлят и перемешивают землю, способствуют проникновению в нее теплого воздуха и влаги.
Воспитатель:Что такое песок? Твердая скала подвергается воздействию ветра, дождя и мороза. Она распадается на маленькие кусочки. Если эти частички достаточно малы (от 0,05 мм до 2,5 мм в диаметре), они называются песком.
Воспитатель:Откуда пески в пустынях? Большая часть нанесена в пустыни ветром. В некоторых случаях пустынный песок образован разрушением гор. Есть случаи, когда пустыни были первоначально морским дном, но тысячелетия назад вода отступила.
Воспитатель:«Поющая гора». Недалеко от Алма -Аты на правом берегу реки Или стоит «Поющая гора». Если сбежать с нее, то услышишь «пение». Вначале тихое, а затем все громче и громче, и наконец, с такой силой, что слышно за многие километры. Ученые установили, что звук вызывается осыпающимся песком.
Воспитатель:На острове Куба встречается очень светлый, почти белый песок и даже есть песок черного цвета.
Воспитатель:Глина – осадочная порода, образуется в результате выветривания различных горных пород, осаждается на дне водоемов.
Воспитатель:За 150 лет слой плодородной почвы вырастает только на 2 см.
Воспитатель:Что мы можем сделать своими руками, чтобы сберечь землю?
(Ответы детей)Дети дают ответы на вопрос самостоятельно.
Воспитатель:Ребята, а какие слова благодарности вы хотели бы сказать земле-матушке?
(Ответы детей) Дети дают ответы на вопрос самостоятельно.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно - игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников
Участник №27 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 августа по 30 ноября 2015 года
Познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду. Старшая группа | Фрукты из бумаги своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 414 дней назад (24 октября 2015)
Просмотров: 951
+9
Голосов: 9
Комментарии (8)
Алла Ивановна Ефимова # 28 октября 2015 в 22:19 +1
Хорошая разработка. Уверена, детям было интересно. Жаль, то нет фото.
Примите голос и пожелания удачи.
Наталья Петровна Ткачева # 28 октября 2015 в 22:37 0
Спасибо за оценку ! У меня есть более расширенный проект на эту тему в видео формате, но я не знаю можно ли такое выставлять ведь там дети!
Ольга Рандина # 31 октября 2015 в 16:46 +1
Здравствуйте, Наталья Петровна. Спасибо за приглашение. Интересный и познавательный конспект. Примите голос. Желаю творческих успехов.
Ольга Викторовна Стребняк # 1 ноября 2015 в 21:06 +1
Добрый вечер, Наталья Петровна. Спасибо за приглашение. Очень интересный конспект. Примите голос № 4. Желаю дальнейших творческих успехов и удачи в конкурсе.
Людмила Максимовна Гридченко # 2 ноября 2015 в 23:10 +1
Спасибо за приглашение! Интересная идея и опыты в занятии! Мне показалась ,что текст сопровождающий слайды сложен для восприятия детей старшего возраста . Желаю успехов !
Светлана Александровна Миронова # 6 ноября 2015 в 22:01 +1
Добрый вечер. Интересное занятие. Спасибо! +1
Тамара Ивановна Радченкова # 7 ноября 2015 в 15:37 +1
Большая работа по привитию элементарных знаний и навыков, знакомство со свойствами почвы, земли. Работа необходимая. Во время занятия дети не только узнают об особенностях почвы, но и получают информацию о нераздельности существования всех объектов живой и неживой природы. Занятие носит большую воспитательную ценность. спасибо. голос!
Светлана Геннадьевна Ботвенко # 29 ноября 2015 в 04:26 +1
Занятие насыщенное, познавательное! Жаль, что нет фото! Голос!