Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Развитие речи учащихся на уроках литературы

Из опыта работы учителя литературы
Развитие речи учащихся на уроках литературы
Тема: Юмористические рассказы А. П.Чехова.
«Пересолил»
Цель урока: дать представление о личности А.П.Чехова;
Задачи:
к/о – обогатить сведения о Чехове как человеке и писателе, раскрыть и понять то, что сатирически обличает в своем рассказе автор; показать особенности чеховского стиля;
к/р – развивать речь учащихся, умение точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос;
к/в – воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова; воспитывать читателя, чуткого к художественному слову;
спец – соблюдать зрительно охранительный режим.

Оборудование:
Презентация к уроку Power Point, учебник, рабочая тетрадь, текст рассказа Чехова А.П. «Пересолил» (распечатка)
Ход урока.
I.Организационный момент.
Добрый день, ребята, гости. Слайд 1. Сегодня наш урок посвящен Антону Павловичу Чехову. Мы представим вам обычный рабочий урок изучения нового материала. Ребята, откройте тетради, запишите число и тему.
Тема нашего урока: «Юмористические рассказы Чехова».
Ребята, попробуйте сформулировать цели нашего урока, что мы должны будем сегодня узнать, изучить, обсудить.
• Т.к. это первый урок по творчеству писателя нужно рассмотреть основные этапы его жизни, биографию.
• Особенности юмористических рассказов Чехова, стиль писателя
• Одно из произведений Чехова «Пересолил»

Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова Максима Горького о Чехове:
«Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: «Скверно вы живете, господа!»»
Максим Горький.

II. Знакомство с личностью Чехова.
А.П. Чехов удивительный писатель, необычный человек, в котором сочетаются истинная интеллигентность, деликатность, сатира и трогательная поэтика. Это все было в нем.
И.Бунин:
«Слишком своеобразный, слишком сложный был человек».
Родители писателя не одарили капиталом своих детей, о чем мечтал глава семьи. Но они дали им подлинное богатство, они наградили их талантами. Все дети писали, рисовали. И только Антон Павлович Чехов смог распорядиться своими талантами достойно и стать известным всему миру писателем.

Родился Чехов в Таганроге. Дед его, выкупивший себя, крепостной. Отец имел торговую бакалейную лавку. И детство Чехова нельзя назвать беззаботным, жизнерадостным, потому что все свободное время приходилось проводить в лавке.
Когда вся семья переехала в Москву, юный А.П.Чехов остался в Таганроге. Будучи учеником 6 класса Гимназии сам зарабатывал себе на жизнь частными уроками. И именно в Гимназии проявились его первые таланты и были написаны первые юмористические сценки.
Об этом времени Чехов напишет Суворину:
«Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании…сеченный, ходивший по урокам без галош…любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».
Из Москвы от матери шли тревожные письма с просьбой помочь. И приходилось по мере сил и возможностей помогать.
Родители навсегда остались для Чехова самыми главными людьми в его жизни.
Забывались прошлые обиды.
«Отец и мать, — говорил Чехов, — единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал».

Чехов борется с двумя человеческими пороками, типичными для таганрогских обывателей, это надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными.
С его точки зрения надругательство над слабыми порождает в человеке зазнайство, лицемерие, высокомерие. Унижение перед сильными – льстивость, раболепие, угодничество.
В 1879 году Чехов окончил Гимназию. И среди учителей гимназии особенно выделяет юный Чехов учителя священной истории Покровского, который с увлечением и любовью рассказывал о Гете, Шекспире, Пушкине. И который первым дал смешное прозвище Чехову – Антоша Чехонте. Это станет одним из псевдонимов писателя.
Приехав в Москву Чехов поступает в Московский университет на медицинский факультет. В то время Московский университет славится известными профессорами, об этом времени Чехов напишет:
«...Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние...»

После окончания университета Чехов работает уездным врачом.
Писать Чехов начинает еще в Таганроге, тогда он выпускает рукописный журнал и периодически отправляет его своему брату в Москву. Приехав в Москву Чехов пишет небольшие юмористические рассказы. И в 1880 году появляется один из первых его рассказов. Чехов, упоенный успехом, создает один рассказ за другим.
Журналы «Зритель», «Будильник», в которых публикуется юный писатель.

Колыбелью этого талана была классическая литература. Вспомним, как любил Чехов Салтыкова-Щедрина. И те приемы, которые использует Салтыков-Щедрин в своих сказках – гипербола, гротеск, тоже использует Чехов.
Но эти приемы не стали для Чехова определяющими приемами его поэтики. Главным становится – лаконизм. Известная чеховская фраза «Краткость – сестра таланта» со всей полнотой реализовалась в чеховских рассказах. Ранние рассказы Чехова сплошь юмористичны. Юмор Чехова оригинален, весел, задорен, и это не гоголевский смех сквозь слезы, это чеховский смех до слез.
Чехов публикует свои рассказы под самыми разными псевдонимами. Пожалуй, ни у кого из русских писателей не было такого количества вторых имен. Антоша Чехонте, Врач без пациентов, Гайка №6, Акакий Тарантулов,Кисляев, Балдастов, Шампанский, ЧБС, что означает Человек без селезенки, Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гетте.

Чехов писал литератору Билибину:
ъ:
«Фамилию я отдал медицине, с которой не расстанусь до гробовой доски, а игра в литературу должна иметь разные клички».

Чехов выбирает профессию врача и писателя. Писателя и врача.
Без колебаний Чехов спешит к больному дифтерией ребенку, ловит за хвост чуму, помогает крестьянам, часто не беря ничего. Чехов предан медицине и потому из его рассказов часто выглядывает Чехов-врач.
Выпустив первую книгу рассказов под названием пестрые рассказы, которые вышли в Москве в 1884 году, Чехов становится известным на всю страну.
Тогда он покупает имение Мелихово под Москвой, где наблюдает за жизнью крестьян, ведет активную общественную работу, создает настоящий приемный больничный пункт. С утра во дворе Чехова толкутся больные крестьяне. С 5 до 9 утра Чехов ведет прием больных, затем едет по деревням, и хлопочет об устройстве крестьян в Московские больницы.
Бесчисленны воспоминания писателей о Чехове.
Приведем лишь одно воспоминание Корнея Ивановича Чуковского:
«Он был гостеприимен… Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне. И он тотчас же приглашал к себе кучу гостей. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится таким тяжким трудом содержать всю семью- и мать, и брата, и сестру и отца, у него нет ни гроша на завтрашний день, а он весь свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит!»

«Знаете, как я пишу свои маленькие рассказы? - сказал он Короленко, когда тот только что познакомился с ним.- Вот. Он оглянул стол, взял в руки первую попавшуюся на глаза вещь,- это оказалась пепельница,- поставил ее передо мною и сказал: - Хотите - завтра будет рассказ... Заглавие «Пепельница». Всех изумляла тогда именно эта свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов».

Художественный талант Чехова формировался в эпоху безвременья. В 1881 году убит император Александр 2, на престол восходит Александр 3. Цензоры везде безжалостно зачеркивают слово Лысый, Слайд 35. боясь намека на лысого Александра 3. Это не время для рассвета сатирической журналистики, время для легкого, задорного, беззаботного смеха. И Чехов хочет сделать жизнь другой, но не представляет пока, какой она может быть.
Хотя пишет:
«Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».
Работая над своими рассказами, Чехов порой как автор не заметен, он скрывает свою позицию, но она нам видна. Авторский голос в произведениях Чехова скрыт и не заметен. Чеховская недоговоренность, недосказанность действует порой на читателя сильнее самых громких слов.
III. Просмотр видео
На прошлом уроке вам, еще не читавшим рассказ Чехова «Пересолил», я задала вопрос: Как вы думаете, о чем же может идти речь в рассказе с таким названием? Напомните нашим гостям, что же вы мне ответили? (Скорее всего, это рассказ о том, как один мужчина или мальчик варил суп или кашу, и положил туда много соли – пересолил».
В качестве домашнего задания я предложили вам прочитать данный рассказ и выяснить, о чем же на самом деле идет речь в рассказе? Рассказ прочитан и как вы понимаете, про суп там речи не идет.
Было ли вам интересно читать этот рассказ? Смешно? Чем же запомнился вам этот рассказ?

Прежде чем мы обратимся к тексту рассказа, предлагаю затратить 10 минут на просмотр отрывка из целого фильма «Эти разные, разные, разные лица», снятого в 1972 году. Это фильм объединяющий в себе несколько рассказов Чехова. И что интересно все роли в этом фильме играет один актер – Игорь Ильинский. Смотрим.


Физкультминутка и зрительная гимнастика.
Ребята, прежде чем мы с вами продолжим работу, предлагаю немного отдохнуть и размяться. Прошу встать. Так же как герои рассказа Чехова мы сейчас отправимся в лес. Представьте, что я еду на телеге с возницей и проезжаю мимо деревьев и кустов. Как только я говорю «Деревья» - вы встаете на ноги, говорю: «Кусты» - вы приседаете. Не ленитесь!
Очень живописная была поездка. Присаживайтесь. И еще на мгновение позволим глазкам отдохнуть. Снимите очки, разотрите свои ладошки и приложите их к закрытым глазам. Считаем до 10.
Итак, возвращается к нашей работе.
IV. Работа с текстом
Итак, фильм просмотрен. Над чем мы смеемся, читая и смотря инсценирование рассказа Чехова? (над комичностью ситуации)

Несоответствия
Что вы скажете о героях? Их имена, внешний вид, одежда. Как они описываются?
Обратите внимание на фамилии, названия населенных пунктов.
Землемер – Смирнов
Генерал Хохотов
Станция Гнилушки
Деревня Девкино

Отметим, и несоответствия, связанные с возницей.
• Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.
• Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!”
На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.
Вывод: Чехов как писатель юморист использует несоответствия, как прием создания комического эффекта в произведении. Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Пейзаж
Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его, выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера.

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким:
“Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”.
?Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал — исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Диалог?
На первый взгляд основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?
Впечатление, что основной формой речи в рассказе является диалог, обманчиво.
Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит. Речь героя условно можно разделить на две части: это собственно враньё и прямое обращение к вознице. Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чеховым используется многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.
В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.
Например:
“Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.
В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.
Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера: “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается.

Композиция
Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.
1. Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)
2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)
3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация
4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)
5. Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

Особенностями чеховских новелл являются двойная развязка (это понятие вводим, давая его описательную характеристику и попутно называя термин) и кольцевая композиция. Характерны ли такие приёмы для рассказа «Пересолил»?
Если учащиеся затрудняются в ответе, формулируем вопрос по-другому: где можно было бы закончить рассказ? Обращаясь к сюжетному плану, выясняем: можно было бы ожидать, что рассказ на эпизоде бегства возницы в чащу и закончится, ведь анекдотическая ситуация разрешилась. Но действие рассказа продолжается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом с “здоровеннейшим мужиком”, ведёт себя уже по-другому, и мы слышим его слова: “Климушка! Голубчик!”, “Сделай милость, поедем!”.

Интересен и финал рассказа, контрастно обёрнутый к началу: вновь, как и во второй части, подробно описан процесс троганья телеги с места. Спросим ребят, как каждый раз реагирует на это действие землемер, в процессе беседы выясним: если первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, то теперь “дорога и Клим ему уже не казались опасными”.
V. Итоги урока.
Наш урок близится к завершению.
Ребята, что нового вы сегодня узнали? Понравился вам сегодняшний урок? Заинтересовало Вас творчество Чехова? Будете читать его другие юмористические рассказы?
Спасибо за вашу активность.
VI. Домашнее задание.
• Тест по теме: «Биография Чехова» уже опубликован в блоге класса.
• Прочитать «Толстый и тонкий» А.П.Чехова

Рекомендуем посмотреть:

Конспект психологического занятия во 2 классе. Эмоции Литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова. Сценарий Урок литературы в 7 классе II вида О происхождении фразеологизмов

Похожие статьи:

Литературные чтения, 5 класс

Урок литературы, 11 класс. Маяковский: жизнь и творчество

Урок литературы, 11 класс. Стихи Есенина

Урок литературы в 11 классе на тему «Лирика Пастернака»

Литературно-музыкальная композиция, 9 класс. Конспект по литературе

Участник №65 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2015 года
Опубликовано: 3075 дней назад (28 октября 2015)
Просмотров: 4803
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!