Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в старшей группе. Улагашев - алтайский сказитель

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Н.У.Улагашев - талантливейший алтайский сказитель-кайчи»
Пояснительная записка
Для детей старшего дошкольного возраста характерно то, что они начинают проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, общении, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному в окружающем их мире, начинают осознанно относиться к своему прошлому. Каждому ребенку интересна и занимательна история своего края, своей малой родины.
Ныне музейная педагогика и проектирование представляются едва ли не единственными систематизированными формами педагогической деятельности, обеспечивающей эффективное воспитание юных граждан в духе патриотизма.
Уверены, что формировать чувство патриотизма у ребенка — воспитывать не только любовь к месту, где родился и живешь, но и уважение к традициям и обычаям народа, его истории, культуре.
Целесообразно знакомить детей этого возраста (5-6 лет) с произведениями искусства, приобщать к этнокультурным ценностям, расширять знания детей о великих земляках, оставивших творческое наследие своими работами, воспитывать чувство гордости за них, развивать эмоциональную отзывчивость на творение рук человека.
Творчество Николая Улагашевича Улагашева открывает большие возможности для изучения и показа на примере детям безграничной красоты и очарования Алтая, о представлении поэтическом восприятии художником родной природы, учит чувствовать, что в его произведениях много поэзии, музыкальности, формирует знания детей о людях, живущих на родной земле, об их трудовых достижениях.

Тип занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: создание условий для знакомства с творчеством Н.У.Улагашева через восприятие произведений художественной литературы и фольклора – сказания.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о музыкальных инструментах –топшууре, комусе;
- дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство;
- познакомить с жизнью и творчеством великого алтайского сказителя – Н.У.Улагашева;
Развивающие:
-Развивать творческие, коммуникативные способности, воображение воспитанников;
-развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст;
Воспитательные:
-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.
- способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
Словарная работа: кайчи, малчы, мерген, аил, кошма, кюдючи, камчи, тороки, той.
Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Приемы: показ, чтение строф сказания; игровые изобразительные движения, прослушивание музыкального отрывка – игра на топшууре.
Дидактическое обеспечение занятия:
- презентация «Н.У.Улагашев - талантливейший алтайский сказитель-кайчи»
- демонстрационный материал.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Звучит аудиозапись «Алтай - кай» «Улманды туженип- «Приснился дед – шаман, и наставляет: «Почему ты забросил свой топшуур…» игра на музыкальных инструментах- топшууре, комус, тунуре)
Воспитатель:
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте мы улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Здравствуйте!»(Дети повторяют за воспитателем).Какое настроение у вас возникло после моих слов? Да, недаром у алтайского народа есть такая пословица – Доброе слово – полконя стоит.
2.Основная часть.
- Ребята, когда я зашла к вам в группу, звучала музыка. Кто из вас знает на каких музыкальных инструментах исполняли авторы данное музыкальное произведение? (ответы детей)
- Верно, это алтайский музыкальный инструмент – Топшуур, комус(слайд 2).
Сегодня не просто так наше занятие начинается с данной музыки. (Дети располагаются на ковре)
3. Рассказ об алтайском сказителе – кайчи Н.У.Улагашева.
Республика Алтай славится знаменитыми и талантлевейшими людьми, один из которых Н.У.Улагашев сказитель, исполнял под звуки топшуура. (Слайд 3)
Н. Улагашев родился 17 марта 1861 г. в местности Кам-Тыт урочища Сарыкокша (Сары-Копши) Чойского района (Республика Алтай) в семье охотника Улагаша из рода Кузен (Кузен). К искусству кайчи Н. Улагашев приобщился с детства (в девятилетнем возрасте впервые воспроизвел речитативом героическое сказание «Алтай Куучын», услышанное от сказителя Кыскаша). В 15 лет он уже был известным сказителем с богатым репертуаром. В 16 лет заболев трахомой, он ослеп.
Неподалеку от нашего села находится его музей (слайд 4), в который вы можете совершить экскурсию и познакомиться с экспонатами.
П.В. Кучияк - сын шамана и внук известных на Алтае сказителей Шонгкора Шунекова и Баргаа Кучияковой, по существу сам был одаренным сказителем, знатоком эпической классики алтайского народа и по некоторым свидетельствам, П.В. Кучияк сначала прослушивал сказание или сказку, а затем фиксировал по памяти. Например, A.JI. Гарф пишет: ««Алып-Манаша», услышанного от Н. Улагашева, Павел Васильевич смог записать, только когда мы вернулись в Ойрот-Туру, теперешний Горно-Алтайск, то есть дней двадцать спустя». Далее она пишет .«Даже Улагашев, весьма придирчивый исполнитель, не прощавший ошибок, оставался доволен записями, сделанными Кучияком по памяти» (слайд 5)
4.Чтение отрывка из сказания «Малчы-Мерген»(скотовод ловкий, сильный, меткий)
У подножья белой горы,
На берегу белопенного озера,
Бесчисленными стадами владея,
Горы богатства накопив,
В шестиугольном аиле,
Узорной кошмою крытом,
Айбычы-бай жил.
Шестьдесят кюдючи
Табуны коней его стерегли,
Пятьдесят чабанов
За отарами бая ходили,
Тридцать пастухов
Стада бая стерегли…
5.Словарная работа.
Аил – конусообразное жилище алтайцев, сделанное из жердей и покрытое березовой или лиственничной корой.
Кошма- большой кусок войлока.
Кюдючи – пастух.
Камчи – плеть.
6.Музыкально-ритмическая игра «Аргымак» (один из элементов национальной игры «Баранья лопатка»)
7. Анализ отрывка.
-Как зовут богатыря, который расправился со злыми силами? (Малчы-Мерген)
-О чем говорится в сказании? ( о дружбе и любви к свободе простого алтайского народа)
-Какими качествами обладал Малчы-Мерген? (гостеприимный, верный, сильный, а еще любил родную землю).
8.Рефлексия занятия.
«Счастье в их аиле поселилось,
Всю долгую жизнь ему сопутствовало…
На этом сказ о Малчы-Мергене
Я заканчиваю.
Если еще что о нем знаете,
Мой рассказ продолжайте…
А я поведал все, что от предков слышал,
Что мне струны топшуура подсказывали,
Что в памяти народа хранится…»
Так заканчивается произведение Н.У.Улагашева.
У Улагашева сказки всегда содержат много песен. Если эти сказки записаны другими лицами, все равно они записывают прозой, и порой неудачные записи, поэтому я в корне обрабатываю их, при этом согласую с тов. Улагашевым. В сказках, обработанных мною, почти ничего не остается от записи, потому что записыватели многих слов Улагашева не понимают: его язык тубаларский».
 В алтайском языке шесть диалектов. Улагашев говорил на языке племени туба.
На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с другими произведениями Н.Улагашева.
Презентация на тему: Знакомство с творчеством алтайского сказителя - кайчи Н.У. Улагашева

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Северные приключения» Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Конспект НОД по логопедии для старшей группы Методическая разработка конспекта экскурсии для детей старшего дошкольного возраста
Участник №36 профессионального конкурса педагогического мастерства с 15 сентября по 15 декабря 2016 года
Реализация этнокультурной составляющей в организации образовательной деятельности в детском саду | Сценарий литературно - музыкальной композиции ко Дню Победы для детей старшей-подготовительной группы в детском саду
Опубликовано: 28 дней назад (11 ноября 2016)
Просмотров: 140
+1
Голосов: 1
Комментарии (2)
Наталья Вячеславовна Маслова # 13 ноября 2016 в 08:51 0
Примите голос!!
Наталья Михайловна Танзыкова # 14 ноября 2016 в 09:16 0
Спасибо!