Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности

Доклад на тему: «Формирование информационной культуры как фактор успешной социализации личности»
Содержание:
1. Актуальность проблемы воспитания информационной культуры.
2. Понятие и содержание термина «информационная культура».
3. Цели работы по формированию информационной культуры.
4. Признаки высокого уровня информационной культуры личности.
5. Тестирование по выявлению уровня информационной культуры.
6. Условия необходимые для повышения уровня информационной культуры
Актуальность проблемы воспитания информационной культуры.
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. Наше время называют “веком информации”. Еще никогда в распоряжении столь многих людей не было так много информации за столь короткое время. Ежедневно до нас доходит все более нарастающий ее поток, который отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И это область деятельности, где еще много “белых пятен”. Важность направления воспитания информационной культуры ясна уже из того, что она является частью общей культуры. Являясь одним из первичных понятий, информация играет главную роль во всех сферах жизни и деятельности человека. Трудно проследить те последствия, к которым приводит информационное невежество. Так как информация лежит в основании нашего сознания, мировоззрения, знания, коммуникабельности, то становится ясно, что эти последствия могут быть глобальными.
Низкий уровень информационной культуры учащихся затрудняет их адаптацию и социализацию, препятствует профессиональной ориентации и становлению как полноправных членов общества. Низкий уровень информационной культуры педагогов влечет репродуктивный характер образования.
Понятие и содержание термина «информационная культура».
Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Основные составляющие ИК
Библиографическая грамотность - комплекс знаний, умений и навыков читателя,
обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического
аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда,
составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах
Пользования библиотеками; умения найти в библиографических пособиях, каталогах и
картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование
на них.
Компьютерная грамотность - знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиске информации, рисовании и т. д., составлять простые
программы, алгоритмы решения задач.
Культура чтения - составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно- библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), бережно обращаться с произведениями печати.
Цели работы по формированию информационной культуры.
Современная система образования призвана формировать умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся.
Мы в своей работе должны ставить следующие цели: научить учащихся рациональным приемам работы с книгой (учебной и другими видами литературы), поиску, анализу, синтезу информации, привить им умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. К таким навыкам относятся:
• умение задавать грамотно вопрос;
• знание источников информации и умение ими пользоваться;
• умение правильно применить найденную информацию.
• Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
• Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее.
• Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Формирование информационной культуры позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
Информационную культуру понимают как уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, но и также как качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности.
Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход . Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др. Межпредметные связи и возможности интегрированных уроков также необходимо использовать в учебном процессе.
С целью формирования информационной культуры учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки проводятся многие из вышеперечисленных видов учебных занятий.
Из практического опыта.
Например, экскурсия в продуктовый магазин (имеющая целью ознакомление учащихся с отделами продуктового магазина, последовательностью приобретения товара) помогает осуществить тренинг следующих информационных умений:
• умение самостоятельно сформулировать свою информационную потребность и выразить ее вербально.
• знание источников информации и умение ими пользоваться;
• умение правильно применить найденную информацию.
• укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Подобную же роль играют экскурсии в специализированный магазин (9 класс), в аптеку (6 класс), в почтовое отделение, на автовокзал и.т.д.

Признаки высокой информационной культуры личности.
1. Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей.
Владение информационно-коммуникационными технологиями.
2. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций.
3. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.
4. Знание различных методов обработки информации.
5. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация.
Тест по определению уровня информационной культуры.
1. Выберите правильное определение к слову «библиотека»:
а) собрание печатных и рукописных материалов;
б) учреждение, в котором осуществляется общественное использование печатных и рукописных материалов;
в) книгохранение.
2. Почему название профессии «библиотекарь» произносится и пишется в мужском роде:
а) с древнейших времен считалось мужской профессией;
б) в женском роде звучит не красиво;
в) можно произносить и писать как хочешь.
3. Материал для письма «пергамент» был сделан из:
а) глины;
6) речного тростника;
в) кожи.
4. Как называется место, где печатают книги и газеты:
а) фабрика;
б) типография;
в) цех.
5. Первая книга, отпечатанная русским мастером печати, называлась:
а) Апостол;
6) Часовник;
в) Букварь.
6. Название короткометражного фильма, состоящего из отдельных кадров:
а) диафильм;
б) диапозитив;
в) видеофильм.
7. Какие носители информации используются в персональном компьютере:
а) грампластинка;
б) магнитный диск;
в) лазерный диск.
8. Что называют традиционным носителем информации:
а) дискета;
б) магнитная лента;
в) книга.
9. Художник, рисующий животных называется:
а) пейзажист;
б) маринист;
в) анималист.
10. Какой порядок расстановки слов используется в словаре:
а) алфавитный;
б) тематический;
в) смешанный.
11. Словарь иностранных слов помогает ученику:
а.) сделать перевод слова;
б) объяснить слово, пришедшее из другого языка;
в) дать правильное написание.
Ключ к тесту:
1 А, Б, В. 2 А. 3 В. 4 Б. 5 А. 6 А. 7 Б, В. 8 В. 9 В. 10 А. 11 Б.
За правильный ответ - один балл (максимально можно набрать 11 баллов).
0 - 4 балла - низкий уровень информационной культуры;
5 - 8 балл - средний уровень информационной культуры;
9 - 11 баллов - высокий уровень информационной культуры.
Условия необходимые для повышения уровня информационной культуры.
• Наличие компьютерного класса, оснащенного мультимедийным проектором;
• Оснащение школы цифровой видео и аудиоаппаратурой;
• Обучение педагогов созданию и использованию мультимедийных презентаций;
• Организация конкурса мультимедийных проектов;
• Обмен опытом с учителями других школ и проведение мастер-классов по созданию и использованию мультимедийных презентаций;
• Позитивное отношение всех участников образовательного процесса, родителей и общественности к проекту;
• Создание ситуации успеха в самых различных обстоятельствах.
Методическое обеспечение:
• консультирование педагогов по созданию презентаций;
• использование электронных справочников, словарей, энциклопедий;
• мультимедийных обучающих программ и учебников.
Ожидаемые результаты:
1. Каждый учитель знает компьютер и владеет обработкой информации на основе информационных технологий;
2. Учитель эффективно организует учебный процесс с применением образовательных и информационных ресурсов и использует для занятия с отстающими учениками, в ходе факультативной и кружковой работы.
2. Учителя должны быть способны:
• сделать поурочное планирование и подготовить урок с использованием ИКТ;
• подобрать программное обеспечение для учебных целей;
• найти учебные материалы в Интернет;
• использовать ИКТ для мониторинга развития учеников, взаимодействия с коллегами или родителями;
• использовать Интернет - технологии (электронную почту, форумы и т.п.).
Главной целью обучения в нашей школе, становится – развитие информационной культуры учащихся, т.е. подготовить их к жизни в профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для достижения цели школа (в лице администрации, учителей) предусматривает решение ряда образовательных задач:
1. Овладение представлениями об информации (информационных процессах) как одном из основополагающих понятий, лежащих в фундаменте современной картины мира, об единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляющих систем различной природы, о роли информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека в информационном обществе.
2. Развитие алгоритмического и эвристического мышления, создание условий для повышения креативности, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.
3. Овладение представлениями об обучении и самообучении как особых видах информационных процессов, привитие умений использовать информационные технологии в образовании, в том числе и других, нежели информатика предметах.
4. Создание мотивации к правильному социальному поведению в глобальной информационной среде на основе соответствующих норм.
5. Подготовка к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий.
Информационная культура органически входит в реальную ткань общественной жизни, придавая ей новое качество. Она приводит к изменению многих сложившихся социально-экономических, политических и духовных представлений, вносит качественно новые черты в образ жизни человека, что приводит, в общем, к информационному обществу.

Рекомендуем посмотреть:

Николай Корф. Педагогические идеи Формирование познавательной активности младших школьников Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования Поисково-исследовательская деятельность в школе
Личностно-ориентированный подход в обучении школьников
Опубликовано: 470 дней назад (10 февраля 2017)
Просмотров: 616
0
Голосов: 0
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!