Наши конкурсы
Игры, развлечения, праздники и забавы для детей. Конкурс для педагогов

 

Бесплатные конкурсы для педагогов на сайте kladraz.ru

Кукла своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Кукла своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер класс Кукла в русском народном костюме для младших школьников
Автор: Полина Солдатенкова 11 лет, обучающаяся «Детской художественной школы имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.
Педагог: Наталья Александровна Ермакова, преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А.А.Большакова», Псковская область, город Великие Луки.

Описание: работу можно выполнить с детьми младшего школьного возраста. Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, учителям, детям и их родителям.
Назначение: участие в творческих выставках, оформление интерьера, подарок.
Цель: создание куклы в русском народном костюме.
Задачи:
-познакомить с технологией изготовления пластилиновых кукол;
-совершенствовать навыки лепки и росписи изделия;
-воспитывать интерес к истории и традициям русского народного костюма.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы поговорим о народном русском костюме - это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок . Во многих уголках нашей необъятной Родины национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.

Традиционная мужская и женская одежда обладали сходством, различались мужской и женский костюмы только деталями, некоторыми элементами покроя, размером.

Одежда была повседневная и праздничная - богато украшенная вышивкой, узорным ткачеством, орнаментальными композициями из тесьмы, галуна, блестками и др. материалами. Однако в русской деревне богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую красивую, годовую, надевали всего три-четыре раза в год, в торжественные дни. Её берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

В теплый период года у женщин и мужчин основной одеждой были туникообразная рубаха. Мужская рубаха была до колен или чуть длиннее, и носили её поверх штанов, женская рубаха была почти до пят, и шили её из двух частей: нижняя часть из более грубой ткани, она называлась становиной, а верх из более тонкой. Рубаху без воротника обычно носили в будние дни, а с воротником по праздникам, воротник был невысокий, в виде стойки, и называли его остебка, разрез на рубахе для застежки делали сбоку, редко у самого плеча, он шел вертикально вниз, реже косо, от плеча к середине груди. Рубаху застегивали на пуговицы или завязывали у ворот на тесемку, такую рубаху называли - косоворотка.
Рубаха, которая непосредственно прилегает к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. По мнению древних следовало "обезопасить" все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы.

Штаны у русских носили только мужчины, в старину мальчики не носили штанов до 15 лет, а нередко и до самой свадьбы.
Славянские штаны делались не слишком широкими: на сохранившихся изображениях они обрисовывают ногу. Кроили их из прямых полотнищ, а между штанинами ("в шагу") вставляли ластовицу - для удобства ходьбы: если пренебречь этой деталью, пришлось бы семенить, а не шагать. Штаны делались примерно по щиколотку длиной и на голени заправлялись в онучи.
Разреза штаны не имели, а на бёдрах держались с помощью шнурка - "гашника", вставлявшегося под отвёрнутую и пришитую верхнюю кромку. "Гачами" или "гащами" древние славяне называли сперва собственно ноги, потом кожу с задних ног зверя, а затем и штаны. "Гача" в смысле "штанина" кое-где дожило и до сего дня. Теперь делается, понятен смысл современного выражения "держать в загашнике", то есть в самом укромном тайнике. Действительно, спрятанное за шнурком для штанов прикрывалось не только верхней одеждой, но и рубахой, которую в штаны не заправляли. Другое название одежды для ног - "портки". Их шили из холста или сукна, нарядные русские шаровары шили из черного плюша.

Национальным костюмом русских женщин являлся сарафан. До начала XVIII века носили его и представители высших сословий, а в позднее время сохранились они в основном только в сельской среде. "Сарафан - собирательный термин, которым называют длинную распашную или глухую горничную одежду на плечиках или пришивных лямках. Предположительно слово "сарафан" произошло от иранского "sarapa" - одетый с головы до ног. Первые упоминания об этом типе одежды в русских источниках относятся приблизительно к 1376 году, где о сарафане, сарафанце говорится как о мужской плечевой распашной узкоскроенной одежде с длинными рукавами".
В качестве женской (девичьей) одежды сарафан стал повсеместно известен в России начиная с XVII века. Тогда он представлял собой цельное глухое платье с рукавами или без рукавов, надевавшееся через голову. Сарафан на лямках стал известен только после XVII века. Начиная с XIX века и до 20-х годов ХХ века сарафан служил праздничной, будничной, рабочей одеждой крестьянства. Праздничные сарафаны шили из более дорогих тканей, будничные в основном из домоткани.
Известно огромное разнообразие типов сарафанов, при этом в каждой губернии могли одновременно бытовать несколько разновидностей.

Зимой и летом мужчины и женщины носили однобортные кафтаны, у женщин застежкой на правой стороне, а у мужчин на левой, их называли понитками, шабурами, сибиряками, армяками или азыми, при своем типологическом сходстве они отличались деталями кроя.
Была у русских крестьян и одежда, специально предназначенная для работы и хозяйственных дел. На поле и дома мужчины и женщины надевали поверх одежды глухие запоны туникообразного покроя с длинными рукавами, спереди полотно из холста спускалось до колен, сзади до талии.

Обязательной деталью мужского и женского костюма были пояса, в северных районах их ещё называли покромками, опоясками. "Без пояса запрещали носить одежду религиозные представления, отсюда и выражение "без креста и пояса", "распоясался", означающие, что поведение человека не соответствуют общепринятым нормам поведения". Обязательно подпоясывали нательную одежду, сарафан и верхнюю одежду. Женщины, как правило, носили тканный или тканевый пояс, а мужчины кожаный. Тканые пояса для подпоясывания рубахи были узкие - гасники, а верхнюю одежду подвязывали широкими кушаками. Существовало два способа подвязывания пояса: высоко под грудью или низко под животом ("под брюхо"). Женщины завязывали пояс с левой стороны, а мужчина справа. Пояса украшались геометрическим орнаментом - кроме украшения это несло в себе функцию оберега.

Головные уборы у русских были разнообразными по форме. Основным материалом являлся мех (чаще овчина), шерсть в виде войлока и сукна, реже другие ткани, по форме они были в виде конуса, цилиндра или полушария. Валяные шапки назывались шляпами, или конниками. К полукруглым головным уборам относится и треух - меховая шапка с наушниками. Позднее получили распространение картузы с козырьками на околышке.
Женские головные уборы были более разнообразными, но все их разнообразие сводится к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец.
Религиозные верования требовали от замужней женщины тщательно скрывать от постороннего взгляда свои волосы. Считалось большим грехом и позором "засветить" хоть прядь волос.
Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Одновременно с кокошниками бытовали повойники, шамшуры, сборники - все это разновидности чепца. Шили повойники из тонкой ткани в виде шапочек на ситцевой подкладке, а шамшуры - со стеганным верхом на холщовой основе. Тыльная часть повойника украшалась пышным растительным орнаментом. Замужние женщины поверх небольших головных уборов, которые прятали их волосы, обязательно носили платок или шаль.
Платок, который носили русские женщины - это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

В качестве материала для изготовления обуви использовались шкуры животных, дубленую кожу, реже мех, древесную кору, пеньковую веревку. Древнейшей у русских следует считать кожаную обувь, которую не шили, а морщили - стягивали кусочек кожи веревками так, что по бокам образовывались складки и привязывали к ноге длинной веревкой. Такая обувь считается прямым продолжением древней обуви, когда привязывали к ноге шкурку небольшого животного. Такую обувь называли поршни.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти, известные повсеместно. Это обувь, сплетенная из древесного лыка, типа сандалий, которую привязывали к ноге длинными шнурами (опоры), для тепла к лаптям пришивали или привязывали опушку - полоску из холщовой ткани. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. С лаптями и с другой низкой обувью носили онучи - длинные узкие полосы ткани из шерсти или конопли. Этой тканью оборачивали стопу и голень до колена, а поверх обвивали ногу крест накрест длинными шнурками - гасниками.
Из шерсти катали коты, валенки, чуни, к этой обуви нередко для крепости пришивали кожаную подошву.

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). В дальнейшем детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стиранная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет, по поверьям наших предков - в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза своего ребенка.
Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи.
Право на "взрослую" одежду дети получали только после обрядов инициации. Этот обряд был связан с древнерусской богиней Бабой-Ягой, которая считалась защитницей и берегиней детей.

В древнеславянской культуре люди видели в Бабе-Яге Великую Мать-великую могущественную Богиню, праматерь всего живого ("Баба" - это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. В те далёкие времена Баба-Яга распоряжалась важнейшим обрядом - церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.
Такая традиция исключительно долго держалась в славянской среде, особенно в деревне, мало подверженной веяниям моды. С течением столетий был утрачен древний ритуал перехода из разряда "детей" в разряд "молодёжи", многие его элементы вошли в состав свадебной церемонии.

Материалы и инструменты:
-стеклянная бутылка
-старый пластилин
-зубная паста
-гуашь
-кисти
-баночка для воды
-тряпочка для кистей
-лак для волос
Ход мастер-класса:
Сначала нам необходимо облепить бутылку тонким слоем пластилина.

Затем скатываем большую овальную форму и размещаем её на горловине бутылки, пальчиками формируем голову. Далее скатываем тоненькие колбаски, из них будем делать нашей кукле волосы. С передней части-чёлку, а сзади пробор для косы.



Далее скатываем большие и длинные колбаски, сплетаем их в косу и примазываем к основанию шеи куклы.


Кокошник лепим из не очень тонкой треугольной лепёшки. Для рук скатываем колбаски, тщательно примазываем все детали к изделию. И нам понадобятся ещё несколько тонких колбасок для выделения границы горловины рубахи и сарафана. Внизу куклы с помощью расплющенной колбаски вылепливаем подол платья. Способом прищипывания формируем носик.

Затем обезжириваем пластилин с помощью зубной пасты. Покрываем изделие тонким слоем пасты при помощи кисти, и даём кукле высохнуть.

Когда паста высохнет приступаем к работе с красками. Цвет охра разбавленный белилами используем для лица, шеи и ладошек куклы. Коричневым разукрашиваем волосы. Белым рубашку, а красный возьмём для кокошника и сарафана.



Белым цветом рисуем форму глаз. Затем белый цвет используем для детальной прорисовки волос куклы.

Мазки белого цвета наносим по всей массе волос, затем добовляем мазочки коричневого цвета и охры.

Рисуем голубые зрачки, затем на них маленькие чёрные точки. Нам остаётся нарисовать брови, подвести глаза(чёрным цветом) и нарисовать губки.

Когда краска высохнет покрываем куклу лаком.





Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Объёмный квиллинг. Фея. Мастер-класс Театральная кукла своими руками Театральная кукла Барашек своими руками. Мастер-класс с пошаговым фото Кукла Зерновушка мастер-класс

Похожие статьи:

Конспект занятия для младших школьников. Обереговая кукла своими руками

Тряпичная кукла Закрутка своими руками

Кукла из соломы своими руками. Мастер-класс

Поделка из салфеток. Кукла Неваляшка своими руками

Кубышка-травница. Мастер-класс

Участник №1 международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Зима 2016» с 1 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года
Пластилинография для детей от 5 лет "Чудо-птица". Мастер - класс с пошаговым фото | Осенний пейзаж для детей от 5 лет. Мастер - класс с пошаговым фото
Опубликовано: 3049 дней назад (23 ноября 2015)
Просмотров: 15955
+17
Голосов: 17
Комментарии (14)
Валентина Петровна Чурепкина # 23 ноября 2015 в 08:47 +3
Наталья Александровна, вы поэтапно шаг за шагом познакомили с технологией изготовления пластилиновой куклы в русском народном костюме; у вас собственный стиль видения и вы всё время стремитесь к совершенству, воспитываете эти качества у детей. Грамотно поддерживаете и учите обучающихся у вас ребят. Полиночка -УМНИЦА, отлично владеет технологией работы с пластилином и созданию образа народной куклы. Отдаю вашему дуэту - голос и желаю УДАЧИ и УСПЕХОВ во всех начинаниях! v
Ли Фе Ан # 23 ноября 2015 в 11:14 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна! Отличная идея изготовления куклы из пластилина и бутылки! Спасибо за подробное описание хода выполнения работы! Кукла в русском костюме будет хорошим сувениром в подарок. Удачи!
Вера Валерьевна Ляпина # 23 ноября 2015 в 11:29 +2
Добрый день, Наталья Александровна! Побывала у вас в гостях и с большим удовольствием познакомилась с вашей работой. Работа, как всегда на высоте!Вы воспитываете в своих учениках любовь к прекрасному, своему народу, традициям. Спасибо за ваш труд!
Алла Алексеевна Кондратьева # 23 ноября 2015 в 15:47 +3
Добрый вечер, Наталья Александровна! Интересен и понятен ВАШ материал по созданию куклы в русском народном костюме. Тема актуальна: необходимо воспитывать интерес к истории и традициям русского народного костюма, что Вы и делаете очень умело. Во все Ваших публикациях мне нравится творческий подход к исторической справке. Вот и сегодня история русского народного костюма расширяет знания о традициях нашей Родины. Спасибо за опыт! Ваш талант всегда будет востребован нами!!! ГОЛОСУЮ!!!
Наталья Александровна Ермакова # 23 ноября 2015 в 16:40 +2
Спасибо, дорогие друзья, Ваше мнение очень важно для меня и моих деток!
Алевтина Германовна Коробкина # 23 ноября 2015 в 17:18 +2
Здравствуйте, Наталья Александровна! Оформление просто супер! Материал мне очень понравился, М.К. доступен. МОЛОДЕЦ!!! С удовольствием дарю голос № 5
Светлана Олеговна Часовских # 23 ноября 2015 в 19:18 +2
Спасибо за прекрасный материал по истории русского костюма,обязательно воспользуюсь. Отличный мастер-класс по изготовлению куклы. Голосую. Успехов.
Воспитатель # 23 ноября 2015 в 20:35 +2
Замечательный мастер-класс, чудесная кукла! Все пошаговые инструкции понятны и просты в исполнении. Постараюсь апробировать данный вид работы со своими дошколятами. Спасибо за идею. С удовольствием голосую. Желаю творческих успехов и удачи в конкурсе!
Тамара Александровна Новичкова # 23 ноября 2015 в 20:41 +3
Наталья Александровна, добрый вечер! Мне очень понравился рассказ о истории и традициях русского народного костюма. Яркие, красочные иллюстрации дополняют рассказ. МК составлен в соответствии с конкурсными требованиями, грамотно оформлен. Полина справилась с работой на отлично. Кукла в русском народном костюме получилась оригинальной, прослеживается творческий подход. Мастер-класс заслуживает отличной оценки и конечно голоса. +1
Ольга Алексеевна Борисова # 23 ноября 2015 в 23:19 +2
Наталья Александровна, как всегда - просто и оригинально. Полина замечательная ученица. Молодцы! Голосую! Заходите в гости!
Алла Ивановна Ефимова # 24 ноября 2015 в 23:34 +3
Какая красавица кукла у вас получилась. Доступный и подробный мастер - класс.
Вы - замечательный педагог. С удовольствием голосую.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 1 декабря 2015 в 15:30 +1
Красота! Огромное спасибо! Отдельная благодарность за подробный дополнительный материал в первой части мастер-класса! Всего самого светлого и доброго!
Ольга Алексеевна Борисова # 12 декабря 2015 в 19:38 +1
Не могу налюбоваться этой куколкой. В ней есть характер. Глаза, как живые, притягательные. Всмотритесь в них. И характер в ней есть. Вот сейчас запоет: "Во поле березка стояла". Молодец Полина!
Тамара Ивановна Радченкова # 16 декабря 2015 в 23:13 +2
Наталья Александровна, заглянула в гости. вновь перелистала ваши работы. Оказалось, что с куклой вашей не знакома. Рассмотрела все этапы процесса изготовления поделки. примите искренние поздравления. работа удалась. Она помогла ребенку , в данном случае Полине, через этот образ выразить своё видение русского народного костюма да и характера в целом. Следовательно, ваш мастер-класс соответствует требованиям ФГОС, потому что федеральные государственные образовательные стандарты поставили на первое место не предметный, а личностный результат. На первый план выходят не столько сами знания, сколько средства и инструменты их самостоятельного приобретения, углубления и обновления знаний, независимо от того, к какой предметной области они принадлежат. А обучение детей искусству творить, выражать свои чувства в образах - это и есть переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.Каждый ребенок уникален и неповторим. Наша задача - помочь ему раскрыть таланты. И у вас это превосходно получается.Уверена, что с ваших занятий каждый ученик уходит домой с победой. Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и в самом себе. Каждый ребенок рождается для успеха!А успешность ваших ребят- перед глазами. спасибо за мастер-класс, примите голос.