Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конспект НОД детей с родителями в средней группе. Кукла своими руками

Конспект НОД в средней группе. Делаем куклу своими руками
Непосредственная образовательная деятельность детей с родителями в средней группе
«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» (поговорка)

Цель:
-извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи;
-привлечение родителей и детей к совместной деятельности для возрождения и сохранения народных традиций семейного рукоделия.
Задачи:
- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;
- вызвать радость при рассматривании народных игрушек и чтении произведений малых фольклорных форм;
- формировать элементарное понятие «народная игрушка»;
- развивать фантазию, вкус, творческое воображение, соотношение цветов;
- знакомить с элементарными приемами рукоделия;
-воспитывать бережное отношение к игрушкам;
-активизировать речь детей, побуждать употреблять слова характеризующие качество предметов(дерево - деревянный, солома - соломенная,тряпичная).
-развивать мелкую моторику;
-совершенствовать умение конструировать из ткани.
Оборудование и материалы:
-декорации в русском народном стиле;
- иллюстрации народных кукол(из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, непряденой шерсти);
- 2 прямоугольника белой ткани (20х30 и 10х15) для туловища и рук;
- один прямоугольник(20х30) из цветной ткани для сарафана;
- треугольник из цветной ткани для косынки;
- белые нитки;
- красные нитки для пояса;
-русские народные костюмы (сарафаны, платки, ленты, бусы)
-пеленка, полотенце.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте! Давным-давно, когда заканчивались все работы в поле, огороде, саду. А когда это бывает? (ответы детей). Что же делали люди? Ведь ни телевизора, ни компьютера, ни телефонов не было! Как вы думаете? Им наверно было скучно? (ответы)
Люди собирались вместе на посиделки, там они занимались рукоделием (а как вы думаете, что значит это слово?), пели песни, хороводы водили, в игры играли, слушали сказы.
Сегодняшнюю встречу, я предлагаю провести в виде таких посиделок.
Вот сундук, давайте посмотрим, что в нем (в сундуке лежат сарафаны, платки ленты, украшения в которые одеваются дети и родители).
Воспитатель:
Здравствуйте, мои милые!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
А мальчики у нас как ясные соколы!
А девочки как аленькие цветочки!
Расселись удобно? Вот и хорошо.

Сегодня мы с вами поговорим о куклах.
Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни резины, ни красок, когда не было магазинов, а все покупали на базарах и ярмарках, у детей не было столько игрушек, как у вас. Дети придумывали и делали себе игрушки сами.

Первоначально дети играли деревянной куклой. Из чего она сделана?
Вот какой!
(воспитатель показывает полено)
Повяжет девочка платок, наденет юбку, и кукла модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

Наши предки придумали позже куклу из соломы (соломенную).
(воспитатель показывает соломенную куклу).

Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу (из чего, как вы думаете, она была сделана? из тряпочек) и куклу из нитей.
Наибольшее распространение получили тряпичные куклы. В иных домах их до ста штук накапливалось. В куклы играли не только девочки, но и мальчики. Играли до 7-8 лет все дети. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую куклу уже могла делать любая девочка. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куколки были яркие и нарядные.
Существует очень много видов тряпичных кукол. Была кукла игровая - предназначалась детям для игры, обереговая кукла – спасала человека от различных опасностей (оберег - от слова «оберегаю», т.е. охраняют, оберегают от всего плохого).
Все куклы делались без иголок и ножниц, нельзя было пользоваться колющими предметами.
Какие были куклы
(рассматривание иллюстраций тряпичных кукол сопровождается рассказом о них)

Кукла «Барыня» предназначалась для игры в дочки – матери. А барыней называлась потому, что у нее руки, как у барыни – руки в боки.

Маленькая куколка-девочка с длинной косой - и игровая кукла, и оберег. Люди считали, что длинная коса приносит Удачу, именно из-за длинной и толстой косы, она и называется «На Счастье».

Кукла Жених. Мужской образ русской куклы называли «кукла». Кукла Жених – это игровая кукла.

Кукла «Зерновушка». Ее делали после сбора урожая. Внутри куклы было зерно. Она символизировала достаток в доме.

Когда рождался ребёнок, делали Куклу «Погремушку». Сделана эта кукла из ярких, красочных лоскутков. Догадайтесь, почему их так называли? Если попробуете, потрясите эту куклу, то вы услышите звон(погремушку делали различного материала : из березовой коры делали коробочку, использовали рог козы, пузыри домашних животных, из дерева делали точеный шарик. Наполняли их горохом, бобами, мелкими камушками. Куклу-погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали её к нему в колыбельку. Кукла - погремушка развлекала и оберегала малыша.

Есть еще очень интересная тряпичная кукла, да какая маленькая. Эта кукла называется – « Пеленашка». А кто из вас знает, почему эта кукла получила такое название? Кукла « Пеленашка» – младенчик в платочке, завернутый в пеленку. А как вы думаете, для чего раньше делали таких кукол? («Пеленашку» делали для маленьких детей, клали их в колыбельку, чтобы малыши крепко спали.). Раньше считалось, что в доме, где есть дети, обязательно должна быть кукла – «Пеленашка»

(делаем куклу: скручиваем полотенце и заворачиваем его в пеленку)

Физминутка:
(Встаем в круг)
Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки)
Как ты тут? (положили руку на плечо)
Где ты был? (спросить рукой)
Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)
Ты пришел? (руки в стороны)
Хорошо! (обнялись)

Сегодня хочу показать, как можно сделать тряпичную куклу «Кувадку».
Этапы выполнения работы
1.Большой лоскуток-прямоугольник одноцветной ткани(20х30) скручиваем по длинным сторонам;
2.Скрученный валик перегибаем пополам, отступаем от сгиба 2 см и обматываем ниткой несколько тугих витков, концы связываем двойным узлом – это голова и туловище куклы;

3.Из маленького лоскутка-прямоугольника(10х15), делаем еще одну скрутку, на концах отступаем по 1 см и делаем обмотку ниткой – это руки;

4.Вторую скрутку укладываем в первую скрутку (под головой) и фиксируем несколькими витками ниткой: сначала на линии талии, а потом под руками;

5.Собираем складочками яркий прямоугольник и закрепляем на груди красной ниткой. Расправляем складочки на сарафане;


6.Из лоскутка-квадрата делаем треугольник-косынку и завязываем на голове куклы. Вот наша кукла и готова.

Подведение итогов
Воспитатель:
Наши посиделки подошло к концу. У всех у вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.
Вспомним, что же мы узнали о куклах.
• Какие куклы были первыми?
• Из каких материалов изготавливались первые куклы?

Я надеюсь, что наши посиделки вам понравилось.
Мини-выставка детских работ.
Игра с тряпичными куклами «Дочки-матери».
Литература.
Берстенева Е. Догаева Н. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками - Белый город, 2010.
Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы.- М.: Белый город, 2007.

Рекомендуем посмотреть:

Тряпичные куклы своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Пасхальная кукла Радость своими руками Конспект НОД в средней группе учителя-логопеда с использованием метода иппотерапии Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

Похожие статьи:

Фольклорное развлечение в средней группе

Сценарий. Праздник Осени в старшей группе | Конспект НОД детей с родителями в средней группе
Опубликовано: 691 день назад (12 января 2015)
Просмотров: 2937
+6
Голосов: 6
Комментарии (7)
Ульяна Алексеевна # 13 января 2015 в 13:34 0
Здравствуйте, Наталия Валерьевна
Чтобы читателям всё было хорошо видно, и они не напрягали зрение, во всех правилах нашего портала записано, что размер фото должен быть не менее 700 точек по ширине. У Вас все фото в 3-4 раза меньше.
Материалы с такими размерами фото не смогут принимать участие ни в одном конкурсе, за такие материалы мы не выдаём Свидетельства о публикации. Просим Вас это учитывать в будущем.
С уважением, Ульяна Алексеевна - Администратор сайта
татьяна юрьевна хрипунова # 13 января 2015 в 17:08 +1
Русские дети должны знать и понимать свою культуру, обычаи, традиции. Мне понравилась вторая часть занятия, когда родители и дети принялись за работу. А вот часть "Какие бывают куклы" думаю была сложна для восприятия детьми среднего возраста, но это мое личное мнение. Хочу оставить вам первый голос. Творите дальше.
Заходите на мою страничку, мне будет интересен любой ваш комментарий и положительный и отрицательный.

http://kladraz.ru/blogs/tatjana-yurevna-hripunova/konspekt-syuzhetno-igrovogo-nod-po-fizkulture-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-chudo-listok.html

http://kladraz.ru/blogs/tatjana-yurevna-hripunova/scenarii-sportivno-igrovogo-dosuga-poterjanye-igrushki.html
Татьяна Николаевна Шевнина # 13 января 2015 в 19:04 0
Молодцы! В настоящее время необходимо систематически организовывать работу с родителями. Вы выбрали правильный путь - ознакомление родителей с русскими традициями!
Ираида Анатольевна Толстопятова # 14 января 2015 в 18:49 0
Наталья Валерьевна, добрый вечер! С удовольствием голосую за вашу работу, так как сама проводила с родителями и детьми мастер класс "Куклы - закрутки" Люблю смотреть, делать все что связано с куклами, сама делаю, шью, вяжу различных кукол. Можете познакомиться на моей страничке с Ненецкими куклами. Желаю вам творческих успехов.
Олеся Александровна Толстопятова # 17 января 2015 в 18:15 0
Наталья Валерьевна, добрый вечер! Понравилась ваша работа, ваш мастер класс. Оставляю вам свой голос.
Наталия Валерьевна Шкляева # 3 февраля 2015 в 20:11 0
Уважаемые коллеги! Благодарю, вас, что нашли время для знакомства с моим конспектом, за положительную оценку, за добрые ваши пожелания и голос в поддержку. Возможно кто-то воспользуется моим конспектом для своей работы. СПАСИБО!
Виктория Анатольевна Лалаева # 9 февраля 2015 в 20:24 0
Здравствуйте, Наталья Валерьевна!Мне понравилась ваша работа, добавляю вам свой голос. Мне нравится работа с куклами - мотанками и сами дети любят их. Желаю вам дальнейших творческих успехов.