Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Конрад Лоренс. Этологическая теория

Статья по психологии. Этологическая теория Конрада Лоренса
Автор: Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»
Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной и средней школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы по психологии. В материале дается определение этологии, как науки; рассматривается этологический подход к психическому развитию, о теории Конрада Лоренса.

Цель: Изучение этологического подхода в психическом развитии.
Задачи:
1.Рассказать об этологическом подходе в психическом развитии.
2.Формировать представления о теории Конрада Лоренса.
3.Воспитывать интерес к изучению психологии.
Предварительная работа: Изучение литературы по данной теме
Воспитатели детского сада, которых волнуют проблемы развития и воспитания детей, должны хорошо знать важные теоретические положения современной детской психологии, оперировать основными понятиями науки, знать закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, разбираться в становлении ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Все эти вопросы изучает детская психология – наука о психическом развитии ребенка. Именно в детстве ребенок проходит множество этапов наиболее интенсивного развития. В детстве ребенок начинает ходить, манипулировать предметами, говорить, общаться. Вот этот интересный путь психического развития становится предметом детской психологии. Наблюдая за детьми, их поведение мы можем объяснить и интерпретировать только на основе психологической теории, которая дает представление о развитии человека. Наличие в современной психологии нескольких теорий, позволяет нам объяснить закономерности психического развития.
Этологический подход к психическому развитию ребенка получил широкое распространение в психологии в наше время. Что же такое этология? Какое исследователи дают определение этому понятию?
Петровский А. В. и Ярошевский дают следующее определение. «Этология (от греч. ethos — привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos — учение) - научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта». [2]
Смирнова Е О. пишет, что «этология- наука о поведении животных». В Большой психологической энциклопедии объясняется, что «этология — (от греч. ethos привычка, характер, нрав, манера вести себя и logos учение) научная дисциплина, изучающая поведение животных с общебиологических позиций и исследующая четыре его основных аспекта: 1) механизмы; 2) биологические функции; 3) онтогенез ; 4) эволюцию». [1]
Итак, этология - ветвь биологии, изучающая закономерности поведения человека и животных. Ученые-этологи проводят аналогии между тем, как ведут себя люди и животные.
В психологии этологическое направление связывают с именем немецкого ученого Конрада Лоренца. «К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг». [1]
Смирнова рассказывает: «Лоренц исследовал человеческое поведение как одну из форм поведения животных вообще. Основываясь на теории Ч. Дарвина о происхождении видов, он рассматривал человека как продукт биологической эволюции и естественного отбора. Согласно его представлениям, жизнь человека принципиально не отличается от жизни других животных (рыб, птиц, млекопитающих) и представляет собой цепь инстинктивно-детерминированных форм поведения. Все высшие и сугубо человеческие явления – дружбу, любовь, войны, политическую борьбу, зависть, привязанность и пр. он объясняет, как проявление врожденных инстинктов, направленных на выживание индивида и сохранение вида. Биологическая целесообразность является основной ценностью и главным объяснительным принципом его теории.» Опираясь на теорию Лоренса можно объяснить поведение детей, их привязанность к маме, например. Зная теорию, педагог может объяснить и предотвратить нежелательное поведение ребенка. [3]
О формах поведения человека, о сензитивном периоде Смирнова пишет: «По мнению этологов, человек, как и другие виды животных, рождается с фиксированными формами поведения, которые вызываются определенными воздействиями внешней среды. Некоторые формы поведения появляются только в определенный период развития, называемый сензитивным (чувствительным) периодом. Раздражители, которые вызывают инстинктивные реакции в сензитивный период, не влияют на поведение животных в другие периоды. Например, только что вылупившиеся утята с рождения подготовлены следить и следовать за первым увиденным движущимся объектом. Если этот объект – мама-утка, утята будут следовать за ней. Но если в сензитивный период утенок увидит другой движущийся объект (например, человека), он будет следовать за ним, а не за своей мамой. Такое мгновенное запечатление, вызывающее включение определенных инстинктов, называют импринтингом. Психическое развитие ребенка рассматривается этологами как последовательное включение природных инстинктов.» Именно понятие «сензетивный период» должен знать каждый педагог. Когда ребенку давать представление о звуках, буквах, когда ребенка можно начинать учить иностранным языкам. В последние годы появляются новые методики для изучения иностранных языков дошкольниками. А, опираясь на теорию Лоренса, зная сензитивный период для изучения иностранных языков, появляется разногласие. Сензитивный период для изучения иностранного- 8-9 лет. [3]
Сравнивая поведения людей и животных, этологи выдвигают главный метод доказательства теории - заключение по аналогии, состоящее в сравнительном анализе. Проводя аналогию между поведением изучаемых ими животных и человеческим поведением, этологи объясняют причину способов поведения животных и человека. В то же время, описывая поведение животных, Лоренц явно очеловечивает их жизнь. Смирнова об этом говорит: «При описании поведения птиц, рыбок или собак он использует такие сугубо человеческие категории, как «грусть», «смущение», «дружба», «самоотверженность» и пр. При этом осуществляется «обратный перенос» человеческих чувств, настроений и состояний в животный мир и допускается, что психическая жизнь рыб и птиц в принципе не отличается от человеческой. Однако такая аналогия не имеет под собой серьезных доказательств.». [3]
Несмотря на то, что теория Лоренса подвергается критике психологов, но идеи Лоренса пользуются большим успехом. Педагоги, разбирающиеся в теории, смогут объяснить «механизмы поведения высокоразвитых и сложноорганизованных структур на основе простейших и примитивных форм поведения неизбежно приводит к чрезмерному упрощению человеческого поведения и сведению его к набору инстинктивно-детерминированных моделей». Простота теории и объяснение поступков человека эволюцией и врожденными инстинктами, будут привлекать и пользоваться успехом у педагогов и психологов. [3]
Список литературы
1.Большая психологическая энциклопедия М.: Эксмо, 2007
2.Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского сборник, Москва. -1985
3.Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2008

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие в начальной школе. Понятие поведенческой нормы и этикета Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Половое воспитание старших дошкольников Письменная характеристика компонентов предметно – развивающей среды в группе воспитателя

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Участник №20 профессионального конкурса для педагогов «Педагогическая кладовая» с 15 января по 31 марта 2015 года
Николай Корф. Педагогические идеи | Шапочка цыпленка из ткани своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 671 день назад (1 февраля 2015)
Просмотров: 2746
Рубрика: Статьи
+25
Голосов: 25
Комментарии (54)
Валентина Петровна Чурепкина # 1 февраля 2015 в 06:57 +5
Спасибо за статью по психологии "Этологическая теория Конрада Лоренса", в которй вы формируете представления о теории Конрада Лоренса и воспитываете интерес к изучению психологии. Голос. v
Наталия Валерьевна Кондукторова # 1 февраля 2015 в 09:15 +2
Спасибо, Валентина Петровна, за внимание к работе и голос.
Татьяна Николаевна Дворецкая # 1 февраля 2015 в 17:05 +2
Психика человека до сих пор остается не разгаданной загадкой, поэтому особенно интересно изучить разные взгляды и исследования на проблему психического развития дошкольников. Спасибо за Вашу статью. С удовольствием отдам Вам свой голос joke
Наталия Валерьевна Кондукторова # 1 февраля 2015 в 17:41 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна, за внимание к работе и Ваш голос.
Наталия Викторовна Худошина # 1 февраля 2015 в 21:09 +2
Голосую за Вашу статью по психологии!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 1 февраля 2015 в 21:23 +1
Спасибо Наталия Викторовна, за внимание к работе.
Татьяна Михайловна Дмитриева # 1 февраля 2015 в 22:43 +2
Наталия Валерьевна! Спасибо Вам за интересную статью по психологии! Спасибо, что делитесь своей разработкой с нами педагогами! Примите мой голос!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 февраля 2015 в 07:34 +1
Спасибо, Татьяна Михайловна, за вниманеие к работе и голос.
Светлана Григорьевна Геворкян # 1 февраля 2015 в 23:05 +3
Доброго времени суток, Наталья Валерьевна!Материал будет интересен как уже сложившимся педагогам так и студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы по психологии. В материале дается определение этологии, как науки; рассматривается этологический подход к психическому развитию, о теории Конрада Лоренса.
Спасибо. Мой голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 февраля 2015 в 07:35 +1
Спасибо, Светлана Григорьевна, за то, что отметили необходимость статьи.
Наталья Кузьмик # 2 февраля 2015 в 06:30 +2
Наталия Валерьевна! Статья содержательная. полезная. мой ГОЛОС Вам!!!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 февраля 2015 в 07:36 +1
Наталья, спасибо за отклик.
Наталья Викторовна Суслова # 2 февраля 2015 в 14:43 +3
Наталья Валерьевна, здравствуйте! Спасибо за приглашение. Материал будет интересен как уже сложившимся педагогам так и студентам. Голос1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 2 февраля 2015 в 14:45 +1
Спасибо, Наталья Викторовна, за отзыв.
Вера Валерьевна Ляпина # 3 февраля 2015 в 18:27 +4
Материала очень важный, жаль, что не все составители программ для школ и детских садов основываются на данный материал. Статья интересна должна быть многим- учителям , воспитателям и конечно же родителям. Спасибо!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 3 февраля 2015 в 18:38 +2
Спасибо, Вера Валерьевна, за голос, за то, что находите материал полезным.
Надежда Леонидовна Макарова # 4 февраля 2015 в 10:44 +7
Наталья Валерьевна! Спасибо за приглашение. Интересный, познавательный, нужный материал. Удачи в конкурсе! Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 14:11 +2
Спасибо, Надежда Леонидовна, за внимание к работе и Ваши пожелания
Ирина Витальевна Казакова # 4 февраля 2015 в 15:42 +1
Наталья Валерьевна! Спасибо за приглашение. Интересный, познавательный, нужный материал. Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 16:12 0
Спасибо, Ирина Витальевна, за оценку работы
Евгения Владимировна Ваганова # 4 февраля 2015 в 16:21 +2
Наталья Валерьевна, здравствуйте! Статья очень полезная. Вы мою память прямо освежили. Я думаю, что к данному вопросу нужно в каждом образовательном учреждении возвращаться хоть раз в год через консультации, семинары, беседы и.т.д. Спасибо большое! И конечно голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 4 февраля 2015 в 17:46 +1
Спасибо, Евгения Владимировна, за внимание, интересный комментарий статьи.
Тамара Александровна Новичкова # 5 февраля 2015 в 21:24 +1
Добрый вечер! Прочитала статью с большой пользой для себя. Познавательный, интересный, содержательный материал. Спасибо за вашу статью. Принимайте голос. +1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 21:29 0
Спасибо, Тамара Александровна, приятно, что статья оказалась полезной для ВАС
Юлия Викторовна Бутова # 5 февраля 2015 в 21:29 +2
Интересная и полезная информация как для педагогов, так и для родителей.
Цель - изучение этологического подхода в психическом развитии Вами раскрыта и описана, решает задачи формирования представления об этологическом подходе в психическом развитии, о теории Конрада Лоренса, и конечно, педагогам всегда интересна психология, и возможность узнать что-то новое, интересное!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 21:32 0
Спасибо, Юлия Викторовна, за подробный анализ статьи.
Ольга Викторовна Стребняк # 5 февраля 2015 в 21:31 +1
Наталья Валерьевна! Спасибо за приглашение. Интересный, познавательный материал. Голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 5 февраля 2015 в 21:33 0
Спасибо, Ольга Викторовна, за оценку и голос
Марина Викторовна Вицкова # 9 февраля 2015 в 08:40 +1
интересная и нужная статья.спасибо вам.голосую. dance удачи.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 9 февраля 2015 в 13:55 0
Спасибо, Марина Викторовна, за оценку и Ваш голос,
Татьяна Александровна Ботякова # 14 февраля 2015 в 11:54 +1
Наталья Валерьевна! Спасибо за статью! Материал интересный, нужный и полезный для любого педагога. Вполне согласна с Вами о необходимости знаний сензетивных периодов детей, как важнейшего периода для развития тех или иных умений. Что касается принимать или не принимать теорию, то у каждой теории есть сторонники и те, кто отвергает данное учение. Право выбора всегда остается за педагогом. Голосую!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 февраля 2015 в 18:22 0
Спасибо, Татьяна Александровна, за комментарий. Абсолютно с Вами согласна, что право выбора за педагогом.
Людмила Николаевна Суркова # 14 февраля 2015 в 19:47 +1
Наталия Валерьевна, спасибо за статью. Всегда полезно прочитать статьи, связанные с психологией, освежить свою память, порассуждать. С интересом прочитала и комментарии к статье.От меня Вам +1!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 февраля 2015 в 19:49 0
Спасибо, Людмила Николаевна,за внимание к моей работе и Ваш комментарий.
Ирина Викторовна Бестик # 14 февраля 2015 в 20:06 +1
Наталия Валерьевна! Спасибо за интересную содержательную статью. Много нового узнала для себя, т. к. раньше не приходилось сталкиваться с этим вопросом. Очень познавательная, действительно заставляющая задуматься и порассуждать. В чем-то согласна с этой теорией. Примите голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 14 февраля 2015 в 20:14 0
Спасибо, Ирина Викторовна, приятно, Конрад Лоренс и его теория находят отклик, принимать и ли нет его теорию, право каждого педагога. Современные исследователи подвергают теорию критике, но последняя пользуется популярностью.
Регина Сириновна Сабирзянова # 15 февраля 2015 в 10:05 +2
Наталия Валерьевна! С большим интересом прочитала Вашу статью о Конраде Лоренсе и его этологической теории. Спасибо за познавательный полезный материал, нужный педагогам. +1
Наталия Валерьевна Кондукторова # 15 февраля 2015 в 11:31 0
Спасибо, Регина Сириновна, за оценку, приятно, что находите материал познавательным и полезным
Орлана Даш-ооловна Имажап # 16 февраля 2015 в 17:04 +1
Здравствуйте,Наталия Валерьевна! Спасибо за приглашение и за чудесный материал,который очень заинтересовал меня и как воспитателя, и как маму двоих "утяток" С большим удовольствием голосую за вас.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 16 февраля 2015 в 17:54 0
Спасибо, Орлана, приятно, что Вас заинтересовала этологическая теория Конрада Лоренса.
Елена Владимировна Кононова # 17 февраля 2015 в 19:17 +1
Наталия Валерьевна, здравствуйте! Очень серьезная статья, полезная и нужная на мой взгляд. Примите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 17 февраля 2015 в 20:18 0
Спасибо, Елена Владимировна, за оценку и внимание к работе.
Марина Ивановна Сухановская # 19 февраля 2015 в 17:07 +1
Наталья Валерьевна,спасибо за познавательный материал в области психологии.Данная статья поможет в работе с детьми и,для обогащения своего педагогического опыта.Голосую +1!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 19 февраля 2015 в 17:53 0
Спасибо, Марина Ивановна, приятно, что находите материал полезным
Ирина Васильевна Челышева # 4 марта 2015 в 15:40 +1
Наталья Валерьевна,спасибо за приглашение!!! Статья содержательная и полезная. Примите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 13 марта 2015 в 21:02 0
Спасибо, Ирина Васильевна, за оценку статьи
Светлана Александровна Болдарева # 11 марта 2015 в 19:12 +1
Наталья Валерьевна, спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась с вашей статьей. На мой взгляд очень полезная для всех педагогов, ведь работая с детьми мы просто обязаны знать детскую психологию, иметь практический багаж знаний для развития психических процессов. Примите мой голос. Удачи Вам и творческого вдохновения.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 11 марта 2015 в 19:21 0
Спасибо, Светлана Александровна, за оценку статьи, согласна, что знать детскую психологию важно для каждого педагога
Ольга Ивановна Марченко # 16 марта 2015 в 06:49 +1
Наталия Валерьевна, спасибо за предоставленный интересный материал по психологии. Примите мой голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 16 марта 2015 в 07:39 0
Спасибо, Ольга Ивановна, за оценку статьи
Ольга Владимировна Гудым # 16 марта 2015 в 14:38 +1
Наталья Валерьевна, материал интересный, нужный, познавательный. Голос.
Наталия Валерьевна Кондукторова # 16 марта 2015 в 18:39 0
Спасибо, Ольга Владимировна, за оценку
Татьяна Анатольевна Шилкина # 16 марта 2015 в 17:18 +1
Здравствуйте, Наталья Валерьевна! Спасибо за приглашение! Интересный материал вы подготовили. Примите голос!
Наталия Валерьевна Кондукторова # 16 марта 2015 в 18:40 0
Спасибо, Татьяна Анатольевна, за внимание к работе и оценку