Наши конкурсы
Бесплатные конкурсы для педагогов и детей

Материал по теме Зима для дошкольников средней группы

Тематический материал для средней группы.
Лексическая тема: «Зимние развлечения».
Описание материала: предлагаю вам подборку методического и дидактического материала для планирования работы с детьми средней группы по теме «Зимние развлечения». Разработка будет интересна воспитателям ДОУ.
Дидактические игры:
«Подбери слово»
Цель: учить детей отвечать на вопросы.
Ход. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Зима какая? (Холодная, снежная, морозная…)
-Снег зимой какой ?(Холодный, липкий, рассыпчатый, белый…)
- Снежинки какие? (Маленькие, белые, снежинки – пушинки, холодинки…)
- Небо зимой какое? (Серое, хмурое…)
- Солнце зимой какое? (Совсем не греет, редко появляется…)
- Тучи какие? (Посмотрите в окно…)
- Сугробы какие? (Большие, белые, снежные, как горы…)
- Ветер какой? (Холодный, ледяной…)

«Что бывает зимой?»
Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?»
Цель: закрепить понятие о зимних явлениях, активизация словаря по теме.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только зимние явления и сам или с помощью взрослого называет их.
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

«Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок –
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем

«Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько новых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» и т. д.

«Назови ласково» (с существительными данной темы):
снег – снежок
лед — ледок
сосулька – сосулечка
санки – саночки
горка – горочка
лопата – лопатка

"Сделай снеговика"
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

Пальчиковые игры:
«Мы во двор пришли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами )
С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
И снежками мы кидались (имитируем движения по тексту)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Зимой»
Снег пушистый лег на ветки (изображаем руками деревья:сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем,изображая ветви дерева)
И гулять бегут все детки (указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)
Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)
Дружно катят снежный ком (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)
Лыжи, (скользить по столу ладонями вперед-назад)
Санки (ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)
И коньки (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)
Мчатся наперегонки.

Физкультминутки:
« Мы в снежки играм смело»
Мы в снежки играем смело, (имитировать «лепку» снежков руками)
Ах, какое это дело (изобразить «удивление», подняв плечики вверх)
Хлоп, хлоп – не зевай, (хлопки ладошами)
А скорей в меня бросай! (имитировать бросок снежка)

«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома (идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот. («Рисуют» руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет, никто не пройдёт (грозят указательным пальцем сначала правой рукой, потом – левой)
Знакома она уже всей детворе, (идут по кругу, взявшись за руки, последние слова произносит один ребёнок, сидящий в центре круга)
А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

«Снеговик»
Давай дружок, смелей, дружок, (идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком, («рисуют» обеими руками большой круг)
И станет ком снеговиком («рисуют» снеговика из трёх комков)
Его улыбка так светла! (широко улыбаются)
Два глаза, шляпа, нос, метла (показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, держа воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (медленно приседают)
Увы! – и нет снеговика (разводят руками, пожимают плечами)

«Строитель»
Копаю, копаю лопаткой снежок, (Имитируем движения)
Построю из снега домок-теремок. (Над головой из ладошек делаем крышу)
И окна, и двери я вырублю в нем, (Ребром ладоней "вырубаем")
Почищу дорожки, посыплю песком. (Имитируем движения)
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (Одной рукой изображаем зайчика)
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки)

«Снежинки»
В вихре морозном снежинки несутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Роем блестящим кружатся и вьются (кружатся на месте, руки на поясе)
Белыми пчёлами вдруг обернутся, (бегут на носочках по кругу, взмахивая руками)
Мёрзлой земли на минутку коснутся (приседают)
Снова закружатся в пляске морозной, (встают и кружатся на носочках)
В небо взлетят, как хрустальные звёзды (снова бегут по кругу)

«На горке»
Бух! Бух! Бух! Бух! (приседают на каждое восклицание)
Белый снег как белый пух (выпрыгивают вверх, резко выбросив руки над собой)
С горки катимся гурьбой (бегут «паровозиком» по кругу)
Я на санках – за тобой.
Развалились на снегу (падают на ковёр, раскинув руки и ноги)
Ой, я больше не могу! (по команде расслабляются)

«Мы шагаем по сугробам»
Мы шагаем по сугробам, (дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги)
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, (Садятся на стульчики, поглаживают ноги движениями ладоней снизу вверх)
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
Имитационное упражнение (раскрепощение, эмоциональная разрядка)
«Снежинки»
Ой, летят – летят снежинки, (поочерёдно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки.
Это зимушка – зима (поворачиваются вправо, вытягивая в сторону правую руку; то же повторяют влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (кружатся, руки в сторону)
И на землю опустила. (приседают,выполняя движение, всё время следить за правильной осанкой)
Стали звёздочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звёзды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки
Мимические упражнения
«Зима»
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы:
мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза:
Дед Мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
— Где вы, вьюги и метели?
Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы:
Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды,
усыпала блестками и серебром землю.
А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и так далее.

Динамическая пауза.
«Прогулка зимой»
На дворе мороз и ветер, (Ходят по кругу, взявшись за руки.)
На дворе гуляют дети.
Ручки, ручки потирают, (Потирают руки.)
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки, (Хлопают в ладоши.)
Мы похлопаем в ладошки.
Вот так хлопать мы умеем.
Вот так ручки мы согреем.

Игровой массаж.
«В январе»
В январе, в январе, (проводят большими пальцами рук по шее)
Много снегу во дворе.
Снег на крыше, на крылечке, (кулачками энергично проводят по крыльям носа)
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки, (растирают рёбрами ладоней лоб)
В небо дым идёт столбом. (раздвигают указательный и средний пальцы, кладут их перед и за ушами и массируют эти точки)
Художественная литература для чтения и заучивания с детьми:
«Серпантин» В. Шипунова
Вьётся серпантин, летает,
Вьётся-развивается.
С люстры серпантин свисает,
Над столом качается.
То как змейка шейку выгнул,
То на ёлочку запрыгнул.
Серпантин везде-везде:
У Мороза в бороде
Он колечками свернулся,
На мешок подарков сел,
Яркой лентой обернулся
У Снегурочки в косе.

«На лыжах» А. Введенский
Вся земля в снегу,
Я на лыжах бегу,
Ты бежишь за мной.
Хорошо в лесу зимой:
Небо ярко-синее.
Ели, сосны в инее.
Снег сверкает под ногами.
Эй, ребята, кто за нами?

«На коньках» С.Чёрный
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
Раз-два! Крепче на носках!
Захрустел, закрякал лед,
Ветер дует справа.
Елки-волки! Полный ход -
Из пруда в канаву...
Раз-два! По скользкой дорожке...
Раз и два! Веселые ножки...
Раз-два! Вперед и вперед...

«Снежный кролик» О.Высотская
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы –
Не тяни –
Из соломины они:
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
Вечер загадок.
Детские загадки с ответами про одно из самых любимых времен года о зиме, загадки про снег, иней, сосульки, мороз, загадки о снеговике, ёлке и другом.

Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Белое покрывало
На земле лежало.
Лето пришло,
Оно всё сошло. (Снег)

На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок — и нет цветка. (Снежинка)

В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (Иней)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз.
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (Сосулька)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосулька)

Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)

Ночью он, пока я спал,
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал
Сверкающие листья. (Мороз)

Без рук, а рисует,
Без зубов, а кусает. (Мороз)

Без рук, без топорища
Выстроен мостище. (Лёд)

В новой стене, в круглом окне
Днём стекло разбито,
А за ночь снова вставлено. (Прорубь)

Текло, текло
И легло под стекло. (Река подо льдом)

Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.(Лыжи)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки)

Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки)

Нелегко иногда забираться туда,
Но легко и приятно
Прокатиться обратно. (Снежная горка)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка)

Зимой в часы веселья
Вишу на яркой ели я,
Стреляю, точно пушка.
Зовут меня... (Хлопушка)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе. Дикие животные зимой Зимний спортивный праздник на улице в детском саду в средней группе. Сценарий Конспект интегрированного занятия в средней группе ДОУ на тему: Зима Конспект НОД по развитию связной речи для детей средней группы «Зима».

Похожие статьи:

Развлечение «В гости к зиме» в детском саду в старшей группе

Занятие в средней группе «Зимняя одежда»

Утренняя гимнастика в средней группе. Декабрь

Тематические дни в старшей группе зимой

Жевательная гимнастика для детей | Из опыта работы воспитателя ДОУ на тему: ЗОЖ
Опубликовано: 625 дней назад (3 января 2017)
Просмотров: 2038
+3
Голосов: 3
Комментарии (3)
Виктория Олеговна Ляпина # 4 января 2017 в 09:01 +2
Отличный сборник у вас получился. спасибо, что поделились своими находками. Голос
Наталия Николаевна Бородуля # 4 января 2017 в 12:01 +1
Спасибо и Вам Виктория Олеговна! Будем дальше обогащать свои педагогические копилки!
Валентина Антоновна Евдокимова # 4 февраля 2017 в 20:26 0
Прекрасное собрание материала, которое пригодится многим!